§ 4. Ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции
Напомним, что суть социальной насыщенности ювенальной юстиции состоит в максимальном использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных познаний. Соответственно главным источником этих познаний являются представители разных отраслей науки неюридического профиля, те, кого в западной юридической литературе именуют "непрофессиональным элементом". Можно напомнить и то, что использование таких специалистов значительно шире, чем приглашение в процесс экспертов, поскольку роль непрофессионалов (т.е. неюристов) не сводится к заключению по интересующему суд вопросу, но состоит в даче рекомендаций по выбору режима исполнения меры воздействия в отношении несовершеннолетнего и даже самой этой меры. Важно то, что научной базой во всех этих случаях служат специальные исследования, проводимые упомянутыми специалистами, по изучению личности несовершеннолетнего, влияния на нее конкретных условий жизни и воспитания подростка. Для этого по решению суда по делам несовершеннолетних подросток может быть помещен в специализированный центр, бюро, клинику, где подобные исследования проводятся. Это правило и традиция использования "непрофессионального элемента" судом для несовершеннолетних. До настоящего времени ни в законах, ни в судебной практике неюридические специальные познания в российском уголовном процессе таким образом не применялись. Однако принятие Федерального закона "Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999 г.) это положение изменило и приблизило только что рассмотренную практику к российской. Правда, как уже упоминалось, в ней значительно меньше участия суда. Можно надеяться, что, если ювенальная юстиция в России все же будет создана, она воспримет и приоритетное положение в ней суда для несовершеннолетних. Во всяком случае, указание на помещение несовершеннолетних в профилактических целях в реабилитационные центры, естественно, предполагает и изучение их личности специалистами-неюристами. Означает это и то, что суд должен получить в этой связи широкие полномочия по контролю за "непрофессиональным элементом", который реально будет использоваться в профилактической деятельности. Наконец, очевидна и возможность создать в будущем систему вспомогательных служб в судебном округе. Тогда связь ювенальной юстиции с ювенальной криминологией, работающей на суд для несовершеннолетних, станет и в России органичной.
В западной ювенальной криминологии криминологические исследования, как уже отмечалось выше, проводятся в специальных научно-исследовательских центрах либо на разных факультетах университетов. Первый вариант более характерен для стран континентальной системы, второй — англосаксонской. Правда, такое деление связано не с правовой системой, а с историческим развитием криминологии, ювенальная ветвь которой с самого начала развивалась параллельно с развитием судов для несовершеннолетних. Стоит, однако, оговориться, что в такой стране, как США, проводились комплексные криминологические исследования преступности несовершеннолетних, например, по президентской программе борьбы с преступностью несовершеннолетних (Программе Белого дома), и тогда в действие включалась вся система правоохранительных органов, суды, профилактические службы.
На Европейском континенте комплексные криминологические исследования несовершеннолетних делинквентов (правонарушителей), подростков, находящихся в опасности, более всего развиты во Франции, где такие исследования проводятся во Французском национальном центре надзираемого воспитания (г. Вокрессон). В рамках этого центра в свое время были проведены два всемирно известных исследования — "500 юных делинквентов. Результаты предварительного исследования факторов делинквентности несовершеннолетних" и "Групповая делинквентность несовершеннолетних"74. Этот же центр был участником длящегося комплексного международного исследовательского проекта "Преступность несовершеннолетних и экономическое развитие современной Европы"75.
Исследования личности несовершеннолетних, причин их неадаптированности, девиантности, делинквентности учеными Центра в Вокрессоне можно назвать образцом таких исследований в рамках ювенальной криминологии. Для них характерны четкость статистического анализа, включающего выбор исследуемых и контрольных групп; разнообразие изучаемых факторов преступности и признаков личности несовершеннолетних; чрезвычайная детализация исследования и одновременно четкая субординация отдельных направлений исследования. Конечно, опубликованные тома, где отражены результаты этих исследований, трудны для их восприятия с первого взгляда даже профессионалом-криминологом. Однако авторы позаботились о своих главных потребителях — судах по делам несовершеннолетних и учреждениях надзираемого воспитания, где происходит исполнение принудительных мер воспитательного воздействия. В опубликованных трудах есть специальные для них рекомендации, касающиеся вариантов признаков личности, условий жизни и воспитания подростков, причин наиболее типичных и нетипичных правонарушений, отклонений от нормы. Именно французский вариант криминологического исследования в рамках ювенальной криминологии свидетельствует о двух обстоятельствах, которые анализировались в данной главе: о научной самостоятельности ювенальной криминологии и о ее органической связи с ювенальной юстицией76. Такую же картину дает бельгийская ювенальная криминология, где основные криминологические исследования сосредоточены в Бельгийском национальном центре криминологии.
Что касается Англии и Уэльса, то "лицо" ювенальной криминологии в этой стране представляют исследования в колледжах университетов, причем в основном относящиеся не к социально-психологической, но к правовой характеристике правонарушений несовершеннолетних. Так что в этой стране ювенальная криминология имеет более юридическую окраску, чем в других западных странах, хотя и здесь наличествует "непрофессиональный элемент"77. В английской судебной системе судья по делам несовершеннолетних необязательно должен иметь юридическое образование. Напомню также, что исторически подобное требование не предъявлялось и к магистратам, мировым судьям в США, в России.
Пожалуй, самой нетрадиционной страной, когда речь идет о взаимосвязи ювенальной криминологии и ювенальной юстиции на базе социальной насыщенности правосудия для несовершеннолетних, являются США. Хотя именно эта страна дала старт параллельному движению ювенальной юстиции и ювенальной криминологии, создав у себя социально ориентированную ювенальную судебную юрисдикцию — суд для несовершеннолетних, во второй половине XX в. она отошла от традиционного обслуживания криминологией только судов по делам несовершеннолетних. Федеральные программы Белого дома по борьбе с преступностью несовершеннолетних, возникшие как ответ на быстрый рост и ухудшение качественной характеристики преступности несовершеннолетних во второй половине XX в., выдвинули на передний план не детализованные исследования личности несовершеннолетних правонарушителей, а изучение социально-экономических причин их преступности в США, необходимость проведения реформ пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних, изучение эффективности судебной системы по делам несовершеннолетних. В этих программах стояла и задача криминологического исследования личности, микросреды несовершеннолетнего, но она не была главной в упомянутых программах. Одновременно и "непрофессиональный элемент" при реализации программ составляли преимущественно социологи, экономисты, поскольку изучались макроэкономические и социальные процессы в жизни американского общества и делались попытки выяснить их влияние на преступность несовершеннолетних. И общестатистические исследования с применением математических методов также занимали место в рамках программ.
Однако эта тенденция вовсе не означала отказ от обслуживания ювенальной криминологией судов по делам несовершеннолетних. Оно сохранилось, но обрело несколько иную направленность. Эти исследования нельзя с точки зрения американской науки отнести к ювенальной криминологии и тем более искать в неюридические специальные познания. Конкретные криминологические исследования проводятся в основном в университетах и очень часто юристами. Проблемы, изучаемые в таких исследованиях, — это деятельность судов для несовершеннолетних; пенитенциарная реформа, касающаяся исполнения наказания в иных принудительных мер в отношении несовершеннолетних; роль адвоката в рамках ювенальной юстиции и др.78
Завершая рассмотрение вопроса о взаимосвязи ювенальной юстиции и ювенальной криминологии, можно сделать следующие общие выводы:
— ювенальная криминология, будучи частью общей криминологии, получила свою специфику именно в связи с потребностями в криминологических исследованиях для целей ювенальной юстиции и других правоохранительных органов, занимающихся преступностью несовершеннолетних, ее предупреждением, обращением с несовершеннолетними правонарушителями;
— обратная связь между ювенальной криминологией и ювенальной юстицией способствовала обогащению ювенальной юстиции непрофессиональными (неюридическими) специальными познаниями, укрепляла принцип социальной насыщенности правосудия для несовершеннолетних, изначально составляющий специфику ювенальной юстиции;
— учитывая этот процесс взаимопроникновения и имея в виду, что правосудие решает судьбу несовершеннолетнего как человека и гражданина, существенное значение приобретает строгое соблюдение принципа повышенной юридической защиты несовершеннолетних в условиях взаимодействия ювенальной юстиции и ювенальной криминологии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Лекция I концепция ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Несовершеннолетие — основная правовая база ювенальной юстиции
- § 2. Ювенальная юстиция: общее и специальное понятия
- § 3. Принципы ювенальной юстиции
- § 4. Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции
- § 5. Судебная власть и ювенальная юстиция
- § 6. Ювенальная юстиция и гражданское общество
- Лекция II исторический путь ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Исторические предшественники
- § 2. Вступая в XX век
- Австралии и Новой Зеландии
- § 3. Первые шаги ювенальной юстиции
- § 4. Первые результаты
- § 5. Российская ювенальная юстиция
- Контрольные вопросы
- Лекция III действующие модели ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции
- § 2. Современное российское правосудие по делам несовершеннолетних
- Контрольные вопросы
- Лекция IV ювенальная юстиция: современные модернизации (изменения) предварительные замечания
- § 1. Семейный суд
- § 2. Административный орган по делам несовершеннолетних, альтернативный суду
- § 3. Российская модель ювенальной юстиции: где альтернатива?
- Контрольные вопросы
- Лекция V ювенальная юстиция и ювенальное уголовное право предварительные замечания
- § 1. Возрастная специфика ювенального уголовного права и ювенальной юстиции
- § 2. Понятия уголовной безответственности, разумения и воспитуемости
- Контрольные вопросы
- Лекция VI ювенальная юстиция и ювенальная криминология предварительные замечания
- § 1. Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. Вопросы взаимосвязи
- § 2. Криминология общая и ювенальная
- § 3. Ювенальная криминология и принципы ювенальной юстиции
- § 4. Ювенальная криминология и принцип социальной насыщенности ювенальной юстиции
- Контрольные вопросы
- Лекция VII международное сотрудничество в сфере ювенальной юстиции предварительные замечания
- § 1. Начало международного сотрудничества
- § 2. Современный период
- § 3. Пекинские правила — результат международного сотрудничества
- § 4. Россия — сша: двусторонний научный проект по проблемам ювенальной юстиции
- Контрольные вопросы
- Перешагнув порог XXI века (Послесловие)
- Итоговые контрольные вопросы
- Литература по теме "ювенальная юстиция"
- Приложение № 1 закон 1899 г. Штата иллинойс (сша), касающийся суда для несовершеннолетних
- Приложение № 2 федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные направления
- Системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Глава III. Производство по материалам
- Глава IV. Заключительные положения
- Часть первая. Общие принципы
- Приложение № 4 руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
- А. Семья
- В. Образование
- С. Общины
- Находящиеся под арестом или