logo
Основы правоведения Украины

4.20. Право граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Право петиции, т.е. обращения к государственной вла- сти является одним из конституционных прав человека и гражданина. Порядок его реализации закреплен ст.40 Конституции Украины и Законом Украины «Об обраще- ниях граждан» (2 октября 1996 г.)

Каждый имеет право обратиться в органы государствен- ной власти и местного самоуправления, а также в негосу- дарственные институты (объединения граждан, предприя- тия, учреждения, организации, средства массовой инфор-

132

133

мации) с замечаниями, жалобой, предложением, касающимся их уставной деятельности, а также с заявлением (хода- тайством) относительно реализации своих прав и закон- ных интересов, жалобой об их нарушении.

Обращения, оформленные надлежащим образом и по- данные в соответствии с установленным порядком, подле- жат обязательному принятию и рассмотрению. Если поставленные в обращении вопросы находятся вне компе- тенции адресата, то в пятидневный срок обращение пере- сылается в соответствующий орган, о чем сообщается граж- данину.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, об- ращения недееспособных лиц, а также повторные обраще- ния, если первое из них разрешено по существу.

Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в государственную или негосударственную организацию, имеет право:

  1. принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

  2. знакомиться с материалами проверки;

  3. предоставлять дополнительные материалы или на- стаивать на их запросе;

  4. присутствовать при рассмотрении заявления ли жа- лобы;

  5. пользоваться услугами адвоката (или иного защит- ника);

  6. получить письменный ответ о результатах рассмот- рениях заявления или жалобы;

  7. требовать соблюдения тайны рассмотрения заявле- ния или жалобы;

  8. требовать возмещения убытков, если они стали ре- зультатом нарушений установленного порядка рассмот- рения обращений.

Органы государственной власти и местного самоуправ- ления, предприятия, учреждения, организации, объедине- ния граждан, средства массовой информации, их руково- дители и должностные лица обязаны объективно, всесто- ронне и своевременно проверить обращение гражданина, вынести обоснованное решение по существу обращения и обеспечить его реализацию.

Обращения, не требующие дополнительного изучения, должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их получения; обращения, требующие изучения — в месяч-

ный срок. В любом случае срок разрешения вопросов, по- ставленных в обращении, не должен превышать 45 дней.