Управление в таможенных органах
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
Что же такое управление? В литературе имеется множество определений понятия "управление", в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.
Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.
К ним относятся:
Закон единства системы управления
Закон пропорциональности
Закон оптимального соотношения централизации функций управления
Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.
Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.
Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы'— таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.
Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.
Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.
Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.
Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.
Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.
Основные положения теории управления таможенными органами России
В современном обществе всем видам социального управления свойственно органическое единство и взаимообусловленность. Такие же черты в полной мере относятся и к системе таможенных органов Российской Федерации. Являясь разновидностью социальных систем, таможенные органы любого организационного уровня представляют собой систему, которая управляется в соответствии с общими требованиями науки управления. Чтобы убедиться в этом, необходимо рассмотреть признаки, характеризующие таможенные органы как систему. Известно, что все социальные системы имеют определенную структуру, т.е. набор соответствующим образом расположенных и взаимосвязанных между собой элементов. Эта структура состоит, прежде всего, из двух самостоятельных, но взаимосвязанных систем (подсистем): управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления). В качестве объектов управления таможенными органами выступают собственно таможенные органы (ЦА ФТС, РТУ, таможни, таможенные посты), специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, технологические таможенные процедуры, ресурсы таможенной деятельности (финансовые, материальные, трудовые, информационные и др.), а также звенья инфраструктуры таможенной деятельности.
Обеспечение согласованности (единодействия) различных элементов (частей, подсистем) таможенной системы для достижения целей деятельности таможенных органов и предопределяет роль управления. К субъектам управления таможенными органами относятся все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ЦА ФТС России, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе. Таким образом, для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления, объекта управления и определенным образом организованных взаимосвязей между ними. В совокупности эти элементы - субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними - образуют систему управления таможенными органами. Базовая формализованная модель системы управления таможенными органами представлена на рисунке 3. Базовая модель системы управления
Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управление таможенными органами носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствуют свой субъект и объект управления. Каждый таможенный орган также состоит из целого ряда структурных подразделений. Эти подразделения и составляют требуемый набор компонентов (элементов) системы, в качестве которой рассматривается любой таможенный орган. Вместе с тем следует иметь в виду, что своеобразным элементом этой системы выступают и отдельные должностные лица таможенных органов, поскольку они способны самостоятельно решать ряд задач и осуществлять ряд функций, присущих таможенным органам Российской Федерации. Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.
Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение.
Следовательно, воздействие данного вида является формой взаимосвязи субъекта и объекта управления. В отличие от него информационное воздействие — это форма взаимосвязи не соподчиненных структурных элементов одного таможенного органа либо элементов (подразделений) самостоятельных систем управления. Одновременно каждый таможенный орган, равно как и любое его структурное подразделение, обладает системными признаками, т.е. определенным комплексом свойств и качеств, которые не могут быть сведены к сумме качеств и свойств составляющих их элементов. Так, отделы оперативного, экономического и правоохранительного блоков имеют свои задачи и функции. Однако лишь таможня как целостная система способна решить задачи, возложенные на таможенный орган, в полном объеме. Таким образом, поскольку каждый таможенный орган любого уровня обладает признаками, присущими системным образованиям, он является управляемой системой. Функциональное (целевое) назначение этой системы определяется кругом задач, для выполнения которых собственно и создан таможенный орган. Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социальными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему Российской Федерации, испытывают управляющее воздействие «сверху».
Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнообразным управляющим и информационным воздействиям.
Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновременно является не только управляемой системой, но и системой управления, т.е. субъектом и объектом управления. Так, по отношению к Правительству Российской Федерации ФТС России является управляемой системой. В то же время она сама осуществляет управление входящими в его структуру элементами. Системой управления таможенными органами является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели таможенных органов. Это система, в которой реализуются функции управления и которая включает: специалистов, объединенных в органы управления; используемый комплекс методов управления; организационную и вычислительную технику; связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления в интересах достижения целей, поставленных перед таможенной системой. Система управления таможенными органами обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Наиболее выпукло это свойство заметно в отношениях между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая таможенная система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей. Строгая иерархичность системы управления таможенными органами находит свое выражение и в принципе единоначалия, необходимость осуществления которого обусловливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышенная ответственность в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т.д.).
Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать и строгая субординация между структурными элементами таможенных органов. Осуществление принципа единоначалия и субординации обусловливает существование достаточно жесткой системы прямых связей субъектов с объектами управления.
Это выражается, прежде всего, в том, что различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т.п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления. Такой порядок несколько снижает скорость прохождения команд и не исключает возможность их искажения. Однако благодаря этому порядку достаточно надежно обеспечивается необходимая централизация управления, согласованность деятельности многочисленных структурных подразделений по решению возникающих задач. Система обратных связей, по которой к субъектам управления поступает осведомительная информация, в отличие от системы прямых связей является более гибкой и подвижной. Такое ее свойство не случайно и объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимо иметь в виду несомненную заинтересованность субъекта управления любого уровня в максимально полной информации осведомительного характера. Практика неоднократно убеждала в том, что эффективность управления выше у того субъекта, который лучше информирован о среде функционирования, состоянии управляемых объектов, результатах собственного управляющего воздействия. Во-вторых, гибкость и подвижность системы обратных связей — это одно из проявлений демократичности в государственном управлении, обусловливающей развернутую систему связей объектов с субъектами управлений. Внешнюю среду, в которой функционируют таможенные органы, прежде всего, составляют все иные социальные системы, выходящие за рамки федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела – участники ВЭД, таможенные брокеры, перевозчики, владельцы складов и т.д. Во внешней среде существуют различные объективные условия и факторы, в которых протекает деятельность таможенных органов и которые оказывают существенное влияние на эту деятельность. С внешней средой таможенные органы также связаны каналами прямой и обратной связи. Так, по каналам прямой связи ими оказывается информационное, а при необходимости в установленном законом порядке — и прямое управляющее воздействие на участников ВЭД, организации, граждан и должностных лиц. Важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов и объектами воздействия являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность, а также такие негативные социальные явления, как коррупция и преступность в сфере таможенного дела. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь их желаемого состояния. По каналам обратной связи в таможенные органы поступает необходимая осведомительная информация о состоянии внешней среды, которая позволяет придать внешним управляющим воздействиям целенаправленный характер. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, являясь управляемой системой, таможенный орган в сфере внешнего управления выступает в качестве системы управления, которая оказывает на среду функционирования информационные и управляющие воздействия. Таким образом, управление таможенными органами осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи - функции.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления -- это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.
- 1.1.Общее руководство таможенным делом. Федеральная таможенная служба
- 1.3.Таможенным органам присущи следующие основные признаки:
- Система таможенных органов ( гл. 2 фз №311 «о таможенном регулировании в рф)
- 1.4. Региональные таможенные управления как звено системы таможенных органов: правовой статус, основные функции, правомочия и организационная структура
- 1.5. Таможни и таможенные посты как звенья системы таможенных органов: правовой статус, основные функции, правомочия и организационная структура.
- 1.6. Специализированные таможенные органы
- 1.7. Учреждения системы таможенных органов
- Управление в таможенных органах
- Принципы управления в таможенных органах
- Функции управления таможенными органами
- Процесс управления в таможенных органах
- Организация процесса управления
- Управленческое решение в процессе управления
- Организация контроля за исполнением планов
- Стратегическое управление деятельностью таможенных органов
- Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы
- Прохождение государственной гражданской службы
- Исполнение государственным гражданским служащим должностных обязанностей и реализация прав в соответствии с должностным и административным регламентами
- 1. Должностной регламент
- Аттестация государственного гражданского служащего
- Квалификационный экзамен государственного гражданского служащего
- Кадровый резерв на государственной гражданской службе
- Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего
- Служебные споры
- Конфликт интересов на государственной гражданской службе
- Кадровая работа на государственной службе
- Государственная гражданская служба как вид государственной службы российской федерации Сущность государственной службы
- 1. Основной закон рф
- 2. Законы рф
- 3. Подзаконные нормативные правовые акты рф
- 4. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации
- Классификация должностей государственной гражданской службы
- 1. Требования к лицам, поступающим на государственную службу
- 1. Общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы.
- 2. Основания для отказа в приеме на гражданскую службу.
- 2. Предельный возраст нахождения на гражданской службе
- Конкурс на замещение должности государственной службы
- Испытание при поступлении на государственную службу
- Служебный контракт
- Порядок заключения служебного контракта
- Изменение служебного контракта
- Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
- 1. Понятие и правовое регулирование служебной дисциплины
- Поощрения и награждения на государственной службе
- Дисциплинарная ответственность государственных служащих
- Служебная проверка