82. Основные направления (школы) в науке уголовного права.
В истории уголовного права российские и зарубежные юристы выделяют, как правило, ряд направлений, характеризующихся разными подходами к пониманию основных уголовно-правовых институтов. Выделяются три основных направления: просветительно-гуманистическое, классическое, антрополого-социологическое. Внутри уголовно-правовых направлений существуют самостоятельные школы (теории, доктрины). Например, в рамках классического направления образовались неоклассическое направление французского уголовного права (Гизо, Ортолан, Шаво-Эли), германская нормативная школа (Биндинг, Белинг, Франк, Биркмайер) и русская классическая школа (Таганцев, Сергеевский, Кистяковский).
Исторически первым сформировалось просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. Видные представители этого направления, просветители-гуманисты Монтескье, Руссо, Вольтер, Беккариа предложили конкретную программу реформы уголовного права и судоустройства, которая впоследствии послужила основой преобразований правовых систем многих государств.
Одним из наиболее ярких представителей данного направления был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, философ, юрист, социолог, государственный деятель. Его перу принадлежит широко известный труд "О духе законов" (1748), им впервые были высказаны идеи о законности привлечения к уголовной ответственности, о соответствии наказания преступлению, об экономии уголовной репрессии и неотвратимости ответственности.
Большую известность получила книга "О преступлениях и наказаниях" (1764) итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Автор не ограничился критикой общественных порядков, системы правосудия и действующего законодательства, а предложил позитивную программу уголовно-правовых реформ, которая опиралась на два исходных принципа: гуманизма и законности.
Просветительно-гуманистическое движение в уголовном праве заложило основы для разработки уголовно-правовых проблем представителями классического направления, которое возникло в конце XVIII - начале XIX вв. Их философской основой послужили самые разные школы, теории, доктрины, в частности учения Канта и Гегеля. "Классики" придерживались принципа формального равенства всех перед законом. Этот принцип, заимствованный у просветителей, устранял сословные и т. п. суды, что было выгодно молодому классу буржуа, поскольку ставило его на одну ступень с представителями феодального сословия. "Классики" горячо ратовали за принцип законности, который нашел свое закрепление в виде запрета наказывать за действия, не объявленные законом преступными. Большая часть представителей классического направления анализирует уголовно-правовые проблемы в их отрыве от сущности и причин преступности, личности самого преступника. Они, в отличие от просветителей, главное внимание уделяли абстрактно-доктринальной разработке отдельных институтов уголовного права.
Так, философские постулаты И. Канта в области уголовного права были подхвачены и развиты Паулем Иоганном Ансельмом Фейербахом (1775 - 1833), наиболее видным представителем классического направления. Он создал собственную уголовно-правовую теорию, которую сумел отразить в проекте баварского УК 1813 г.
Главной заслугой Фейербаха является то, что он создал теоретическую основу для разработки таких важнейших институтов уголовного права, как вина, покушение, состав преступления, соучастие и др. Именно он указал на необходимость различать объективное (преступное деяние, запрещенное уголовным законом) и субъективное основание уголовной ответственности. Он разграничивал умысел и неосторожность как основные формы вины, которые в свою очередь делятся на различные виды.
Классическое направление получило поддержку в России. Однако особенности взглядов и концепций русских "классиков" позволяют рассматривать их как представителей самостоятельной школы, сложившейся в рамках классического направления в уголовном праве.
Особое место в когорте русских "классиков" занимает Н. С. Таганцев (1843-1923), доктор права, профессор Московского университета, государственный и общественный деятель, автор проекта общей части Уголовного уложения России, большого количества трудов по уголовному праву, в том числе одного из лучших в отечественной науке курсов уголовного права.
Антропологическая школа уголовного права (именно ее чаще всего в зарубежной литературе и называют позитивистской) первоначально возникла в Италии. Основоположником данной школы считается итальянский тюремный врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1836 - 1909), автор работы "Преступный человек" (1876),
Стремясь доказать, что преступность имеет, в первую очередь, биологические причины, Ломброзо осуществил огромные по своему объему исследования, в центре которых находился человек-преступник. "Своеобразный антропологический тип", о котором говорил Ломброзо, наделен, по мнению этого ученого, от природы совокупностью свойств (стигматов), делающих его легко узнаваемым. К таким стигматам Ломброзо отнес особенности черепа (глубокие лобные пазухи, объемистые скулы, большие глазные орбиты, многочисленные затылочные углубления, птицевидный тип носового отверстия и т. п.), лица (отвислые уши, косые глаза, кривой нос, скошенный лоб, узкие губы и т. п.). Ломброзо создал типологию преступников (убийцы, воры, изнасилователи, мошенники), в которой отдельные типы различаются строго определенными стигматами. Меры воздействия на преступность, предложенные Ломброзо, были аналогичны мерам, применяемым к больным.
Активным сторонником использования позитивного метода в науке уголовного права был Энрико Ферри (1856 - 1928). Для взглядов Ферри характерно рассмотрение преступления как результата взаимодействия трех групп факторов: физических, антропологических и социальных. Физические факторы, к таковым ученый относил климат, погодные условия, время года, географическое расположение местности, по его мнению, влияют на всех преступников в равной мере. Что касается социальных факторов, их роль велика в поведении случайных и привычных преступников. Разработанная им концепция о факторах преступности позволила Ферри выдвинуть идею о качественном пересмотре уголовного права. Уголовное право, по его мнению, следует из права, карающего за моральную вину, преобразовать в право социальной защиты.
А. Принс основное внимание уделял анализу влияния на преступность различных социальных явлений, как-то: нищета, бродяжничество, урбанизация и т. д. При этом автор использовал социологический подход. В книге "Преступность и репрессия" (1886) Принс подчеркнул, что преступность есть явление не индивидуальное, а социальное. В более поздних работах к этому определению он добавил и указание на то, что преступность - вечное явление, изначально присущее человеческому обществу.
Другой известный "социолог" Ф. фон Лист выразил несогласие с идеей замены уголовного права уголовной антропологией (Ломброзо) или уголовной социологией (Ферри). Он настаивал на сохранении уголовно-правовой доктрины и системы уголовного правосудия. Более того, он выдвинул идею о существовании единой науки уголовного права, которая включает помимо уголовно-правовой догматики криминологию и уголовную политику.
К наиболее значимым положениям учения Листа является его теория о целях наказания. По мысли Листа, главная цель наказания - предупреждение преступлений посредством применения репрессии. Всех преступников Лист делил на две категории: случайных и постоянных. Постоянные, в свою очередь, делились на ряд подгрупп: способные к исправлению, неисправимые, прирожденные. Меры, предложенные Листом, ориентированы на тот или иной тип преступника.
"Антропологи" и "социологи" сходились в своем критическом отношении к классическому направлению. В частности, и те, и другие считали бесполезным существование в уголовном праве понятий преступления, наказания, вины, вменяемости и др. По мнению представителей этих школ, определение сущности преступлений и их дифференциация на виды, с принятием их уголовно-правовых взглядов, утрачивает смысл, поскольку факт совершения какого-либо преступления является лишь симптомом "опасного состояния" лица.
К заслугам социологической школы следует отнести их предложение о введении системы специальных судов для несовершеннолетних, что получило поддержку во многих странах, о разработке мер, дающих возможность индивидуализировать уголовную ответственность, в частности условного осуждения и условно-досрочного освобождения.
- Общая часть уп.
- 1. Понятие, предмет, метод и задачи уголовного права.
- 2. Принципы уголовного законодательства.
- 3. Наука уголовного права.
- 4. Понятие уголовного закона. Действие уголовного закона в пространстве и во времени.
- 5. Понятия, виды и значение толкования уголовного закона.
- 6. Понятие уголовной ответственности.
- 7. Основание уголовной ответственности.
- 8. Понятие и признаки преступления. Преступление и малозначительное деяние.
- 9. Категоризация преступлений и ее уголовно-правовое значение.
- 10. Понятие состава преступления и его виды. Соотношение понятий "преступление" и "состав преступления".
- 11. Понятие и значение объекта преступления. Классификация объектов.
- 12. Понятие и значение предмета преступления. Отличие предмета преступления от объекта преступного посягательства.
- 13. Понятие, признаки и значение объективной стороны преступления.
- 14. Преступное деяние. Понятие и формы.
- 15. Преступные последствия. Понятие и виды.
- 16. Причинная связь и ее уголовно-правовое значение.
- 17. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления и их значение.
- 18. Понятие, признаки и значение субъекта преступления.
- 19. Специальный субъект преступления.
- 20. Ограниченная вменяемость.
- 21. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.
- 22. Понятие вины и ее уголовно-правовое значение. Система форм вины.
- 23. Виды умысла и их правовое значение.
- 24. Виды и содержание неосторожности как формы вины.
- 25. Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления и их уголовно-правовое значение.
- 26. Смешанная форма вины.
- 27. Понятие и виды ошибок в уголовном праве. Влияние ошибок на квалификацию преступлений.
- 28. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления.
- 29. Понятие, признаки и юридическая природа добровольного отказа от совершения преступления. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния.
- 30. Понятие и значение института соучастия в преступлении. Признаки соучастия.
- 31. Формы соучастия в преступлении и их уголовно-правовое значение.
- 32. Виды соучастников преступления. Ответственность соучастников преступления. Особенности ответственности соучастников при неудавшемся соучастии и эксцессе исполнителя преступления.
- 33. Понятие и признаки множественности преступлений. Отличие множественности преступлений от единого составного преступления .
- 34. Понятие, признаки и значение совокупности преступлений. Виды совокупности.
- 35. Понятие, признаки и значение рецидива преступлений. Виды рецидива.
- 36. Понятие, виды и юридическая природа обстоятельств, исключающих преступность деяния.
- 37. Понятие необходимой обороны и условия ее правомерности. Превышение пределов необходимой обороны. Мнимая оборона.
- 38. Понятие и условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
- 39. Понятие и условия правомерности причинения вреда при крайней необходимости. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны.
- 40. Понятие и условия правомерности причинения вреда при обоснованном риске. Право лица на риск.
- 41. Понятие и условия правомерности причинения вреда в состоянии физического или психического принуждения.
- 42. Понятие и условия правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения.
- 43. Понятие, признаки и цели уголовного наказания.
- 44. Понятие и значение системы уголовных наказаний. Классификация наказаний.
- 45. Штраф как вид уголовного наказания и его отличие от штрафа как меры иного государственного принуждения.
- 46. Содержание, порядок и основания назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
- 47. Содержание, порядок и основания назначения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
- 48. Обязательные работы как вид уголовного наказания. Отличие обязательных работ от исправительных работ.
- 49. Исправительные работы как вид уголовного наказания. Правовые последствия злостного уклонения от исправительных работ.
- 50. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания.
- 51. Ограничение свободы как вид уголовного наказания. Отличие ограничения свободы от ареста.
- 52. Понятие и признаки ареста как вида уголовного наказания. Правоограничения, применяемые к лицам, осужденным к аресту.
- 53. Содержание в дисциплинарной воинской части как вид уголовного наказания.
- 54. Уголовно-правовая характеристика лишения свободы на определенный срок как вида наказания. Правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.
- 55. Содержание, порядок и основания назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
- 56. Проблема смертной казни в теории уголовного права Конституционные положения и уголовно-правовые основания данного вида уголовного наказания.
- 57. Основные положения общих начал (правил) назначения наказания.
- 58. Понятиие, виды и уголовно-правовая характеристика обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
- 59. Основания и порядок назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление.
- 60. Принципы и пределы назначения наказания по совокупности преступлений.
- 61. Принципы и пределы назначения наказания по совокупности приговоров.
- 62. Особенности назначения наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений.
- 63. Понятие, принципы и основания назначения условного осуждения. Порядок и основания отмены условного осуждения или продления испытательного срока.
- 64. Понятие, признаки и основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием преступника. Специальные виды деятельного раскаяния.
- 65. Понятие, признаки и основания освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.
- 66. Понятие, признаки и основания освобождения от наказания в связи с изменением обстановки.
- 67. Порядок освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
- 68. Понятие, виды и юридическая природа освобождения от уголовного наказания.
- Глава 12 ук рф «Освобождение от наказания» включает в себя 6 видов освобождения от наказания:
- 69. Понятие и юридическая природа условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Основание и правила применения данного вида освобождения от наказания.
- 70. Основание и правила применения отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
- 71. Основание и правила освобождения от наказания в связи с болезнью лица, совершившего преступление.
- 72. Основание и порядок замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания.
- 73. Правила и порядок освобождения от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
- 74. Особенности освобождения от уголовной ответственности и наказания на основании актов амнистии и помилования.
- 75. Понятие судимости. Правовые последствия судимости. Порядок снятия и погашения судимости.
- 76. Понятие и виды принудительных мер медицинского характера. Отличие принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания.
- 78. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
- 79. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.
- 80. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания.
- 81. Система уголовного законодательства в развитых зарубежных странах.
- 82. Основные направления (школы) в науке уголовного права.