«Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля
В первых семи «Философских письмах» речь идет о конфессиональном плюрализме в Англии и подчеркивается веротерпимость и согласие между представителями разных вероисповеданий в английском обществе; письма VIII—X об английском государственном строе, предоставляющем большую свободу своим гражданам, чем политическая система Франции; письма XII—XVII относятся к рассмотрению английской философии и интерпретации теорий Бэкона, Локка, Ньютона и экспериментальной философии, так заметно отличающейся от схоластической метафизики и картезианства, популярных во Франции; письма XVIII—XXIV касаются литературы и заостряют внимание на свободе и том влиянии, которое оказывают образованные люди на самые широкие слои общества. «Философские письма» — выдающееся произведение, оказавшее заметное влияние на умы. Они принесли во Францию в систематизированной форме английскую политическую мысль и философские теории. И все же письмом, которое в те годы вызвало сенсацию (если не скандал), было XXV, озаглавленное «Замечания на «Мысли» Паскаля». Для Вольтера христианство, как и все религии,
— суеверие. Однако во Франции христианство нашло себе гениального апологета в лице Паскаля. Следовательно, нападение на Паскаля означало подрыв самого прочного устоя французской христианской традиции. И Вольтер направил огонь критики на Паскаля.
«Я уважаю гений и красноречие Паскаля... и именно потому, что восхищаюсь его талантом, я опровергаю некоторые из его идей». Но какие же идеи Паскаля он собирался оспорить, опровергнуть или поправить? «Вообще у меня сложилось впечатление, что Паскаль написал свои «Мысли» в стремлении показать человека в неприглядном свете. Он упорно старается изобразить всех нас дурными и жалкими. Он пишет о человеческой природе примерно в таком же тоне, в каком обличал иезуитов». Вольтер планомерно продолжает свою атаку: «Здесь он совершает первую из главных ошибок, поскольку приписывает человеческой природе те черты, которые свойственны лишь отдельным людям. Он красноречиво оскорбляет весь человеческий род. Поэтому я осмеливаюсь взять на себя защиту человечества от этого возвышенного мизантропа; смею утверждать, что мы не так злы и не так жалки, как пишет [Паскаль]».
662 Развитие просветительского разума
По мнению Вольтера, пессимизм Паскаля неуместен. И если ошибочно представление Паскаля о человеке, то не менее ошибочен и выход из описываемого жалкого состояния. Паскалю он видится в истинной религии, т. е. христианстве, дающем обоснование противоречиям, присущим человеческому бытию, его величию и убожеству. Вольтер возражает, что и другие воззрения (мифы о Прометее, ящике Пандоры и т. п.) также могли бы дать объяснение упомянутым противоречиям. Разве «христианская религия не осталась бы столь же истинной, даже если кто-то и не старался бы изобрести подобные искусственные доводы. <,..> Христианство проповедует лишь простоту, человечность, милосердие, и пытаться перевести ее в метафизику означает превратить в источник ошибок». Паскаль полагает также, что без постижения самых непостижимых таинств мы останемся непонятными самим себе. Но Вольтер возражает: «Человек непостижим без этой непостижимой загадки: зачем стремиться идти дальше, чем шло Писание? Не дерзостно ли полагать, что оно нуждается в поддержке?» В действительности «человек
— вовсе не вечная загадка, как вам нравится думать. Человеку отведено в природе более определенное место, более высокое по сравнению с животными, на которых он похож строением органов, и более низкое по сравнению с иными существами, на которых он, может быть, похож мышлением. Как во всем, что мы видим, в человеке смешаны добро и зло, удовольствие и страдание. Он наделен страстями, чтобы действовать, и разумом, чтобы руководить собственными поступками. Если бы человек был совершенен, он стал бы богом, а пресловутые контрасты, называемые вами противоречиями, являются необходимыми составными частями конституции человека, являющегося тем, чем он и должен быть». Что касается знаменитого паскалевского «заклада», или «пари», на существование Бога (по которому, раз уж держать пари необходимо, то — поскольку если выиграешь, то выигрываешь все, а если проиграешь, то ничего не потеряешь, — разумным представляется биться об заклад, что Бог есть), Вольтер отмечает: «Суждение мне кажется скорее ребячески наивным и неосторожным: все эти мысли об игре, проигрыше и выигрыше просто неуместны в таком серьезном вопросе». «Кроме того, если я заинтересован в том, чтобы верить во что-либо, моя заинтересованность отнюдь не служит доказательством существования этого». И, наконец, по Паскалю, поиски развлечений и приятного времяпрепровождения являются верной приметой человеческого убожества. Но Вольтер придерживается иного мнения: «Этот тай-
- Список иллюстраций
- Часть 1. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
- Глава 1. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Историографическое значение термина «гуманизм»
- Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
- Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- Начала гуманизма
- Возрожденческий неоплатонизм
- Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции
- Франческо Патрици
- Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Возрождение скептицизма
- Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
- Возрождение и религия
- Эразм Роттердамский и «философия Христа»
- Мартин Лютер
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Контрреформация и католическая реформа
- Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика
- Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Часть 2. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
- Глава 4. ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
- Леонардо: природа, наука и искусство
- Механическое строение природы
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам
- Жизнь и творчество
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»
- Жизнь и творчество
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции
- «Героические энтузиасты»
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы
- Жизнь и творчество
- Панпсихизм и магия
- «Город Солнца»
- Заключение
- Часть 3. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Глава 5. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Общая характеристика
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция
- Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника
- Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Солнце как причина движения планет
- Драма Галилея и основание современной науки
- Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- Несоразмерность науки и веры
- Второй суд: осуждение и отречение
- Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства»
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона
- Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты)
- Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни
- Развитие анатомических исследований
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества
- Академия Линчеи и академия Чименто
- Часть 4. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
- Глава 6. ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
- Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие «форм»
- Индукция путем элиминации
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава 7. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- Жизнь и творчество
- Cogito ergo sum
- Мир как машина
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты)
- Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Часть 5. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
- Глава 8. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ
- Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма
- Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Значение философии Мальбранша
- Глава 9. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
- Жизнь и сочинения Спинозы
- «Атрибуты»
- Модусы
- Познание
- Три рода познания
- Моральные следствия адекватного познания
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Глава 10. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
- Жизнь и сочинения Лейбница
- «Финализм» и «субстанциальные формы»
- Новое значение «финализма»
- Опровержение механицизма и учение о монадах
- «Примечательная ошибка» Декарта
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Предустановленная гармония
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания»
- Часть 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
- Глава 11. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
- Жизнь и сочинения Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- «Левиафан» и выводы из философии Гоббса
- Гоббс (тексты)
- Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава 12. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Локка
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты)
- Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Глава 13. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ АПОЛОГЕТИКИ
- Жизнь и научное наследие Беркли
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли — предшественник Маха
- Джорж Беркли (тексты)
- Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi — существовать значит воспринимать
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава 14. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Юма
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Критика материальной и духовной субстанций
- Религия и ее иррациональная основа
- Часть 7. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 15. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
- Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии
- Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Янсенизм и Пор-рояль
- Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава 16. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
- Страсть к науке
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- «Дивертисмент»
- Границы знания «новых философов»
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты)
- Философия и филология как основные разделы новой науки
- Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Часть 8. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Глава 18. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»
- Просветители о разуме
- Просвещение и буржуазия
- Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок
- Часть 9. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
- Глава 19. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
- Энциклопедия
- Д'Аламбер и философия как «наука о фактах»
- «Философский век» и «век эксперимента и анализа»
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму
- Деизм против атеизма и позитивной религии
- Кондильяк и гносеология сенсуализма
- Жизнь и творчество
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах
- Ламетри и его труд «Человек-машина»
- Вольтер: борьба за терпимость
- Жизнь и творчество Вольтера
- «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля
- Монтескье: условия свободы и правовое государство
- Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую
- Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик»
- Жизнь и сочинения
- Руссо против энциклопедистов
- «Эмиль», или Педагогический путеводитель
- Глава 20. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Спор о деизме и религии откровения
- Джон Толанд: христианство без тайн
- Этика английского просвещения
- Шефтсбери и автономия морали
- Дэвид Гартли: «физика разума» и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»
- Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты)
- Частные пороки и общественные добродетели
- «Шотландская школа» «здравого смысла»
- Томас Рид: человек как культурное животное
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава 21. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда
- Характеристики
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа
- Лессинг и проблема религии
- Глава 22. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Истоки Итальянского Просвещения
- Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккария (тексты)
- Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение
- Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Сочинения Канта
- Сочинения критического периода:
- Духовная перспектива докритического периода
- «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г.
- «Критика чистого разума»
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- Регулятивное использование идей разума
- «Критика практического разума» и кантианская этика
- Понятие «практического разума» и цель новой «Критики»
- «Критика способности суждения»
- Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения»
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты)
- «Критика чистого разума» О различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- Таблица категорий
- Трансцендентальная дедукция категорий
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ