logo
реферат Ибрагимов ПМИ-234

Общественное и государственное устройство Башкортостана по конституции 1993 года.

24 декабря 1993 г. была принята Конституция Республики Башкортостан, в которой республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений.

Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года состояла из преамбулы, шести разделов, ХII глав и 164 статей.

Хотя преамбула (вводная часть) не содержит правовых норм, тем не менее, она имеет большое значение, поскольку в ней указываются основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции Республики Башкортостан, констатируется, что принята она от имени народа полномочными представителями и называются цели, реализация которых является основной задачей в республике:

- уважение к правам и свободам человека и гражданина, всех народов;

- ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;

- создание демократического правового государства.

В Конституции Республики Башкортостан в редакции 1993 года получила закрепление новая концепция власти, в основу которой была положена идея разделения властей, в разделе об основах конституционного строя утверждались основные принципы организации и деятельности государства. В Конституции Республики Башкортостан впервые было закреплено, что частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с другими формами собственности. Признавалась многопартийность, идеологическое многообразие.

Во втором разделе устанавливались основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Одной из основополагающих идей Конституции Республики Башкортостан 1993 года является утверждение приоритета прав и свобод граждан над интересами государства комоды купить.

Третий раздел закреплял государственное устройство Республики Башкортостан. В нем подчеркивалось, что республика является суверенным государством и образована она в результате реализации права башкирской нации на самоопределение. Конституция Республики Башкортостан подчеркнула особо, что отношения с Россией республика строит на договорной основе. Территория, статус и границы Республики Башкортостан не могут быть изменены без её согласия.

Остальные разделы посвящались организации государственной власти в республике. В них закреплялся правовой статус органов государственной власти Республики Башкортостан. Законодательную власть в республике осуществлял единственный законодательный орган республики – Государственное Собрание – Курултай- Республики Башкортостан. Главой Республики Башкортостан согласно Конституции Республики Башкортостан 1993 года был Президент Республики Башкортостан. Кабинет Министров Республики Башкортостан осуществлял исполнительную власть в республике. В Конституции Республики Башкортостан перечислялись органы, осуществляющие правосудие на территории республики. Среди органов государственной власти был назван следственный комитет, прокуратура республики.

Конституция Республики Башкортостан в редакции 1993 года закрепляла основы местной власти, которая делилась на местное самоуправление и на местное государственное управление.

В последнем разделе Конституции Республики Башкортостан речь шла о порядке внесения изменений и дополнений в основной закон республики.

Непосредственная работа над проектом новой Конституции РБ началась 13 октября 1990 г., когда на третьей сессии Верховного Совета Башкирской ССР двенадцатого созыва была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал М.Г.Рахимов. 15 июня 1992 г. проект Конституции Республики Башкортостан был принят парламентом республики.

Почти за полтора года работы над проектом Конституции многие ее статьи были значительно уточнены, их число увеличилось со 130 до 164, а число разделов и глав уменьшилось. Из преамбулы Конституции исчезла констатация права одного (башкирского) народа на самоопределение. Вместо этого появился термин «многонациональный народ Республики Башкортостан» Ремонт и строительство - уборка дач. Чертежи кирпичных печей и каминов. . Высшей ценностью в Башкортостане признается «человек, его права и свободы» (Ст. 2), а «носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ» (Ст. 3).

По Конституции Башкирия становится «самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации » (Ст. 5), декларируется самостоятельность ее внутренней и внешней политики, верховенство законов РБ на ее территории (Ст. 1); введение собственного республиканского гражданства, регулируемого законом (Ст. 4). Ст. 13 запрещает создание и деятельность общественных объединений, «цели и действие которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Республики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Правам и свободам человека и гражданина посвящен второй раздел Конституции Республики Башкортостан. В статье 18 признаются и гарантируются все нормы международного права в данной области, запрещается их использовать «для насильственного устранения конституционного строя Республики Башкортостан, разжигания расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны». В Ст. 33 подчеркивается запрещение пропаганды «социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

В третьем разделе — «Государственное устройство Республики Башкортостан» — отмечается, что Республика Башкортостан образована «в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики» (Ст. 69). Термин “нация” в данном случае имеет этнический, а не государственный смысл. Тем самым законодательно обозначена возможность приоритетного положения лишь одного этноса в многонациональном Башкортостане.

Широкий резонанс получила Ст. 92 Конституции Республики Башкортостан — о необходимости для Президента Республики Башкортостан владеть башкирским и русским языками. Некоторые юристы и общественные деятели выразили сомнение, что при отсутствии республиканского «Закона о языках» и упоминания в Конституции положений о государственных языках, можно оставлять эту статью без изменения, игнорируя татарский язык — язык второй по численности нации. В ходе предвыборной президентской кампании весной 1998 г. ряд депутатов Государственной Думы подал заявление в Конституционный Суд Российской Федерации требуя признать это положение незаконным. Конституционный Суд согласился и отменил необходимость знания кандидатом в президенты Республики Башкортостан двух языков — башкирского и русского. Это решение повлекло ответные шаги республиканских властей: в Башкирии в ближайшее время должен быть принят закон Республики Башкортостан «О государственном (-ых) языке (-ах)», который, возможно, нарушит этноязыковой баланс (в первую очередь башкирско-татарский), сложившийся в республике.

Принятый окончательно вариант Конституции Республики Башкортостан сглаживал все острые противоречия, которые явно были видны в проекте. Так, Комиссия исключила статью о праве свободного выхода Башкирии из состава Российской Федерации, в преамбуле используется термин «многонациональный народ Республики Башкортостан». Однако сохранилось право на самоопределение лишь башкирской нации (Ст. 69), вводилось обязательное для Президента РБ владение башкирским языком (Ст. 92). По Конституции Президент Башкирии имел право опротестовывать и приостанавливать «самостоятельно или по решению Конституционного суда Республики Башкортостан действие актов государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан» (Ст. 95, п. 9). Тем самым провозглашался приоритет государственной власти и законодательства Республики Башкортостан над федеральной властью и общероссийским законодательством. Вступала в противоречие с Конституцией Российской Федерации и статья 144 Конституции Республики Башкортостан, в которой провозглашалось, что «полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан определяются законом Республики Башкортостан». Это положение не согласуется с пунктом 1 статьи 129 Конституции РФ. Таким образом Конституция Башкирии по ряду положений противоречила Конституции России.

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Башкортостан

3 ноября 2000 г. Государственное Собрание РБ приняло Закон РБ “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан”. Изменения были внесены с целью приведения Основного Закона республики в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Следует отметить, что ряд принципиальных положений республиканской Конституции действительно был приведен в соответствии с Российской Конституцией.

В этом плане в обновленной редакции Конституции РБ можно выделить следующие положения: Статью 5, устанавливающую принципы гражданства, часть 2 Статьи 10, предусматривающую частную собственность на землю (ранее в Конституции РБ право на частную собственность на землю отсутствовало), а также ряд положений в разделе Конституции “Права, свободы и обязанности гражданина”.

Вместе с тем, даже беглый анализ позволяет установить несоответствие отдельных положений новой редакции Основного Закона РБ Конституции РФ, наличие внутренних противоречий между отдельными ее положениями, а также пробелов, нечеткость и противоречивость формулировок в части, в которой по логике должен соблюдаться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Очевидно, принятый документ станет объектом детального анализа. На этом же этапе можно ограничиться наиболее показательными примерами и подведением предварительных итогов.

Серьезные изменения претерпела структура Конституции. Принципиальным нововведением является то, что в Конституцию был инкорпорирован двухсторонний договор “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственными власти Республики Башкортостан”, подписанного 3 августа 1994 г. Тем самым законодатели, очевидно, стремились повысить легитимность документа, придав ему конституционный статус.

В Преамбуле и Первом разделе Конституции “Основы конституционного строя” содержатся положения, определяющие так называемый договорно-конституционный характер взаимоотношений между РБ и РФ.

Вопреки определению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г., В статью 1 законодателями ведена формулировка, что “Республика Башкортостан является демократическим, правовым суверенным государством в составе Российской Федерации...”. И хотя во второй части этой же Статьи уточняются пределы суверенитета, (“Суверенитет РБ выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и РБ), однако часть 1 Статьи 5 гласит, что “...Республика Башкортостан входит в состав РФ на добровольной и равноправной основе…Отношения между органами государственной власти РБ и органами государственной власти РФ определяется Конституцией РБ, Конституцией РФ и Договором “О разграничении предметов ведения...” иными двухсторонними договорами и соглашениями”. При этом законодатель не оговаривает режим применения данной нормы в случае наличия противоречий между Федеративным договором, двухсторонним договором, иными договорами и Конституцией РФ.

На предмет соответствия Конституции РФ вызывают сомнения часть 6 Статьи 1, части 2, 4 Статьи 117. Так, например, согласно части 2 Статьи 117 “Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан”, кроме этого часть 4 этой статьи устанавливает принцип иерархии законодательства, противоречащей Конституции РФ: “В случае противоречия между законом Республики Башкортостан, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи, и федеральным законом действует закон Республики Башкортостан”. В то время как согласно в Статье 73 Конституции РФ четко оговаривается, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения и ее субъектов.

В главу республиканской конституции, посвященной судебной власти были внесены существенные изменения. Однако часть 3 Статьи 121, часть 1 Статьи 126 и Статья 127 новой редакции Основного Закона, на наш взгляд, противоречат Конституции РФ. Например, в части 3 Статьи 121 говорится, что “Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан”. Таким образом, здесь не в полной мере учитывается норма российской Конституции (Статья 71), относящая судоустройство к исключительному ведению федерального центра.

Отметим, что внесенные изменения и дополнения в раздел о государственном устройстве не только не решают проблему соответствия организации государственной власти принципу разделения власти и представительства, но возможно еще больше ее усугубляют. Так, например, снята норма, ограничивающая пребывание в должности президента республики двумя сроками, что, кстати, также противоречит федеральной Конституции. В новой редакции, как и в старой, отсутствует норма, запрещающая совмещение членство в Палате представителей Госсобрания РБ с должностью в исполнительных органах власти. И это также противоречит основам конституционного строя РФ, закрепленном в российской Конституции и федеральном законодательстве.

Изменения в Конституции усиливают институт президентства республики. Статья 83 устанавливает языковой ценз для кандидатов в президенты РБ - на пост главы республики могут претендовать лица, владеющие государственными в РБ языками. Таковыми в республике, согласно той же Конституции, являются башкирский и русский языки (часть 5 Статьи 1). В прежней редакции республиканской конституции статус языков не был определен. Это положение ведет к ограничению избирательных прав всего небашкироязычного населения республики, которое составляет более 80% ее жителей. Президент получил право назначать республиканскую избирательную комиссию (до этого утверждения республиканского избиркома входило в прерогативу Госсобрания РБ).

Таким образом, Содержание процесса унификации законодательства и его предварительные результаты на этом этапе носит противоречивый характер. Несмотря на то, что на сегодняшний день можно констатировать начало сдвига конституционного процесса с мертвой точки, об устойчивой тенденции его развития с позиции реального конституционализма говорить пока рано. Оценивая политический контекст конституционной реформы, нужно подчеркнуть, что четко прослеживается позиция правящей группировки, стремящейся, несмотря на заявления о своей лояльности курсу Центра, отстоять статус-кво. Этот момент обнаруживает себя и в законодательной политике региональной власти. При этом следует иметь в виду, что специфика политического режима в регионе фактически полностью исключает участие (на региональном уровне) в конституционном процессе альтернативных республиканской власти политических сил (“Русь”, ТОЦ РБ и др.), поддерживающих политику Центра. Поэтому успех реформы в ближайшее время будет зависеть от последовательности и эффективности федеральной политики, успешность которой может быть обеспечена активной информационной кампанией, укреплением судебной власти, обеспечением функциональности демократических процедур на уровне региона.

В Республике Башкортостан в конце XX- начале XXI в. также произошли заметные события, связанные с политикой федерального центра по дальнейшему укреплению вертикали власти в РФ. Башкирская Республика была вынуждена привести свою Конституцию в соответствие с федеральным законодательством. 3 декабря 2002 года Президент Республики Башкортостан подписал Закон ""О внесении изменений и дополнений в Конституцию республики Башкортостан". По этим дополнениям и изменениям права РБ как экономические, так и политические были подвергнуты пересмотру. В Конституцию Республики Башкортостан внесены изменения, касающиеся, в первую очередь, основных положений, определяющих конституционно-правовой статус республики. Прежде всего это вопрос суверенитета. Термин "суверенитет" заменен понятием "государственность", которая выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан.

Изменен ряд формулировок о высшей юридической силе Конституции Республики Башкортостан, о государственной собственности Республики Башкортостан, о порядке управления и распоряжения природными ресурсами.

В соответствии с внесенными изменениями международно-правовая правосубъектность республики сводится к осуществлению Республикой Башкортостан в пределах своих полномочий международных и внешнеэкономических связей и к участию Республики Башкортостан в деятельности международных организаций.

Из текста Конституции Республики Башкортостан исключены нормы, нарушающие установленные федеральным законодательством принципы единого гражданства Российской Федерации, а также затрагивающие вопросы, отнесенные к предметам исключительного ведения Российской Федерации в области кредитного, таможенного регулирования, федеральных банков, обороны и безопасности, судоустройства, прокуратуры, уголовного и уголовно-процессуального права, введения чрезвычайного положения.

Конституция Башкортостана дополнена новой статьей, в которой дан полный перечень административно-территориальных единиц республики, включающий в себя районы, составные административно-территориальные единицы, приравненные к районам, и города республиканского значения. В главе 11 Конституции закреплен порядок внесения изменений в эту статью.

Значительные изменения и дополнения внесены в положения Конституции Башкортостана, касающиеся государственного устройства республики.

Согласно Конституции республики, Государственное Собрание Республики Башкортостан является однопалатным, избирается сроком на пять лет, а не на четыре, как это было прежде, число депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан уменьшилось до 120. Число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливается Законом Республики Башкортостан. Депутатам, работающим как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности, гарантируются равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме в течение всего срока полномочий. В Основном Законе расширены и конкретизированы полномочия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Для оптимизации работы республиканского парламента предусмотрено создание Президиума, в полномочия которого входят предварительная подготовка и рассмотрение организационных вопросов деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан. Предусмотрено образование Государственным Собранием Республики Башкортостан Контрольно-счетной палаты.

По Конституции Президент является высшим должностным лицом - главой республики. Правительство - высшим исполнительным органом. В связи с этим конкретизированы полномочия Президента Республики Башкортостан. Президент республики формирует и возглавляет правительство, руководит его деятельностью, назначает Премьер-министра правительства с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан, вправе предлагать кандидатуры для избрания глав местных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, формирует межведомственный Совет общественной безопасности Республики Башкортостан, формирует Совет Республики - консультативный орган при Президенте. 3 ноября 2000 г. Государственное Собрание РБ приняло Закон РБ “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан”. Изменения были внесены с целью приведения Основного Закона республики в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Следует отметить, что ряд принципиальных положений республиканской Конституции действительно был приведен в соответствии с Российской Конституцией.

В этом плане в обновленной редакции Конституции РБ можно выделить следующие положения: Статью 5, устанавливающую принципы гражданства, часть 2 Статьи 10, предусматривающую частную собственность на землю (ранее в Конституции РБ право на частную собственность на землю отсутствовало), а также ряд положений в разделе Конституции “Права, свободы и обязанности гражданина”.

Вместе с тем, даже беглый анализ позволяет установить несоответствие отдельных положений новой редакции Основного Закона РБ Конституции РФ, наличие внутренних противоречий между отдельными ее положениями, а также пробелов, нечеткость и противоречивость формулировок в части, в которой по логике должен соблюдаться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Очевидно, принятый документ станет объектом детального анализа. На этом же этапе можно ограничиться наиболее показательными примерами и подведением предварительных итогов.

Серьезные изменения претерпела структура Конституции. Принципиальным нововведением является то, что в Конституцию был инкорпорирован двухсторонний договор “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственными власти Республики Башкортостан”, подписанного 3 августа 1994 г. Тем самым законодатели, очевидно, стремились повысить легитимность документа, придав ему конституционный статус.

В Преамбуле и Первом разделе Конституции “Основы конституционного строя” содержатся положения, определяющие так называемый договорно-конституционный характер взаимоотношений между РБ и РФ.

Вопреки определению Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г., В статью 1 законодателями ведена формулировка, что “Республика Башкортостан является демократическим, правовым суверенным государством в составе Российской Федерации...”. И хотя во второй части этой же Статьи уточняются пределы суверенитета, (“Суверенитет РБ выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и РБ), однако часть 1 Статьи 5 гласит, что “...Республика Башкортостан входит в состав РФ на добровольной и равноправной основе…Отношения между органами государственной власти РБ и органами государственной власти РФ определяется Конституцией РБ, Конституцией РФ и Договором “О разграничении предметов ведения...” иными двухсторонними договорами и соглашениями”. При этом законодатель не оговаривает режим применения данной нормы в случае наличия противоречий между Федеративным договором, двухсторонним договором, иными договорами и Конституцией РФ.

На предмет соответствия Конституции РФ вызывают сомнения часть 6 Статьи 1, части 2, 4 Статьи 117. Так, например, согласно части 2 Статьи 117 “Законы Республики Башкортостан, принятые по предметам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан”, кроме этого часть 4 этой статьи устанавливает принцип иерархии законодательства, противоречащей Конституции РФ: “В случае противоречия между законом Республики Башкортостан, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи, и федеральным законом действует закон Республики Башкортостан”. В то время как согласно в Статье 73 Конституции РФ четко оговаривается, что субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения и ее субъектов.

В главу республиканской конституции, посвященной судебной власти были внесены существенные изменения. Однако часть 3 Статьи 121, часть 1 Статьи 126 и Статья 127 новой редакции Основного Закона, на наш взгляд, противоречат Конституции РФ. Например, в части 3 Статьи 121 говорится, что “Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан”. Таким образом, здесь не в полной мере учитывается норма российской Конституции (Статья 71), относящая судоустройство к исключительному ведению федерального центра.

Отметим, что внесенные изменения и дополнения в раздел о государственном устройстве не только не решают проблему соответствия организации государственной власти принципу разделения власти и представительства, но возможно еще больше ее усугубляют. Так, например, снята норма, ограничивающая пребывание в должности президента республики двумя сроками, что, кстати, также противоречит федеральной Конституции. В новой редакции, как и в старой, отсутствует норма, запрещающая совмещение членство в Палате представителей Госсобрания РБ с должностью в исполнительных органах власти. И это также противоречит основам конституционного строя РФ, закрепленном в российской Конституции и федеральном законодательстве.

Изменения в Конституции усиливают институт президентства республики. Статья 83 устанавливает языковой ценз для кандидатов в президенты РБ - на пост главы республики могут претендовать лица, владеющие государственными в РБ языками. Таковыми в республике, согласно той же Конституции, являются башкирский и русский языки (часть 5 Статьи 1). В прежней редакции республиканской конституции статус языков не был определен. Это положение ведет к ограничению избирательных прав всего небашкироязычного населения республики, которое составляет более 80% ее жителей. Президент получил право назначать республиканскую избирательную комиссию (до этого утверждения республиканского избиркома входило в прерогативу Госсобрания РБ).

Таким образом, Содержание процесса унификации законодательства и его предварительные результаты на этом этапе носит противоречивый характер. Несмотря на то, что на сегодняшний день можно констатировать начало сдвига конституционного процесса с мертвой точки, об устойчивой тенденции его развития с позиции реального конституционализма говорить пока рано. Оценивая политический контекст конституционной реформы, нужно подчеркнуть, что четко прослеживается позиция правящей группировки, стремящейся, несмотря на заявления о своей лояльности курсу Центра, отстоять статус-кво. Этот момент обнаруживает себя и в законодательной политике региональной власти. При этом следует иметь в виду, что специфика политического режима в регионе фактически полностью исключает участие (на региональном уровне) в конституционном процессе альтернативных республиканской власти политических сил (“Русь”, ТОЦ РБ и др.), поддерживающих политику Центра. Поэтому успех реформы в ближайшее время будет зависеть от последовательности и эффективности федеральной политики, успешность которой может быть обеспечена активной информационной кампанией, укреплением судебной власти, обеспечением функциональности демократических процедур на уровне региона.

В Республике Башкортостан в конце XX- начале XXI в. также произошли заметные события, связанные с политикой федерального центра по дальнейшему укреплению вертикали власти в РФ. Башкирская Республика была вынуждена привести свою Конституцию в соответствие с федеральным законодательством. 3 декабря 2002 года Президент Республики Башкортостан подписал Закон ""О внесении изменений и дополнений в Конституцию республики Башкортостан". По этим дополнениям и изменениям права РБ как экономические, так и политические были подвергнуты пересмотру. В Конституцию Республики Башкортостан внесены изменения, касающиеся, в первую очередь, основных положений, определяющих конституционно-правовой статус республики. Прежде всего это вопрос суверенитета. Термин "суверенитет" заменен понятием "государственность", которая выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан.

Изменен ряд формулировок о высшей юридической силе Конституции Республики Башкортостан, о государственной собственности Республики Башкортостан, о порядке управления и распоряжения природными ресурсами.

В соответствии с внесенными изменениями международно-правовая правосубъектность республики сводится к осуществлению Республикой Башкортостан в пределах своих полномочий международных и внешнеэкономических связей и к участию Республики Башкортостан в деятельности международных организаций.

Из текста Конституции Республики Башкортостан исключены нормы, нарушающие установленные федеральным законодательством принципы единого гражданства Российской Федерации, а также затрагивающие вопросы, отнесенные к предметам исключительного ведения Российской Федерации в области кредитного, таможенного регулирования, федеральных банков, обороны и безопасности, судоустройства, прокуратуры, уголовного и уголовно-процессуального права, введения чрезвычайного положения.

Конституция Башкортостана дополнена новой статьей, в которой дан полный перечень административно-территориальных единиц республики, включающий в себя районы, составные административно-территориальные единицы, приравненные к районам, и города республиканского значения. В главе 11 Конституции закреплен порядок внесения изменений в эту статью.

Значительные изменения и дополнения внесены в положения Конституции Башкортостана, касающиеся государственного устройства республики.

Согласно Конституции республики, Государственное Собрание Республики Башкортостан является однопалатным, избирается сроком на пять лет, а не на четыре, как это было прежде, число депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан уменьшилось до 120. Число депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливается Законом Республики Башкортостан. Депутатам, работающим как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности, гарантируются равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме в течение всего срока полномочий. В Основном Законе расширены и конкретизированы полномочия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Для оптимизации работы республиканского парламента предусмотрено создание Президиума, в полномочия которого входят предварительная подготовка и рассмотрение организационных вопросов деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан. Предусмотрено образование Государственным Собранием Республики Башкортостан Контрольно-счетной палаты.

По Конституции Президент является высшим должностным лицом - главой республики. Правительство - высшим исполнительным органом. В связи с этим конкретизированы полномочия Президента Республики Башкортостан. Президент республики формирует и возглавляет правительство, руководит его деятельностью, назначает Премьер-министра правительства с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан, вправе предлагать кандидатуры для избрания глав местных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, формирует межведомственный Совет общественной безопасности Республики Башкортостан, формирует Совет Республики - консультативный орган при Президенте.

Конституция дополнена новой главой "Местные органы государственной власти Республики Башкортостан", согласно которой местные органы государственной власти создаются в административно-территориальных единицах Республики Башкортостан и формируются населением как непосредственно, так и через своих представителей.

В соответствии со статьей 115 Конституции РБ бюджетное устройство Республики Башкортостан определяется федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Из текста Конституции Республики Башкортостан исключен Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан".

Наличие коллизий между республиканской и федеральной конституций вполне естественно, так как они разрабатывались одновременно и были приняты с разницей 12 дней(КРФ 12 и КРБ 24 декабря 1993г.). Внесение поправок в законы(субъектов РФ) и приведение их в соответсвие с федеральным законодательством - это закономерное явление в процессе становления правового демократического государства.