3 Понятие правовых основ местного самоуправления.
Под основами местного самоуправления следует понимать объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть. Иными словами, основы - это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.
Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, иных нормативных актах. Особое место занимает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Можно выделить следующие элементы основ местного самоуправления: правовые основы, территориальные основы, организационные основы, финансовые основы, экономические о с н о в ы (финансово-экономические основы).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые1 в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 4 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления составляют:
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, издаваемые в соответствии с ними иные федеральные НПА;
конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ;
уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Законодатель выделяет четыре уровня нормативно-правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в РФ:
надгосударственный уровень (нормы международного права);
федеральный уровень (федеральные НПА);
уровень субъектов Федерации (нормативные правовые акты субъектов РФ);
местный уровень (нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, а также решения, принятые на местных референдумах
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Оно возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в РФ. Правовую основу местного самоуправления в РФ составляют:
Европейская хартия местного самоуправления; Конституция РФ;
ФЗ, акты Президента и Правительства РФ; конституции, уставы, законы субъектов РФ; уставы и другие НПА муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Согласно ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в РФ является подписанная от имени РФ 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием РФ (ФЗ от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для РФ с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.
Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).
3. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция РФ как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в РФ, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в РФ. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:
• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
• органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти;
• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью
• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
• структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
• изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территории.
В Конституции РФ содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности. Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
• управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение н исполнение местного бюджета;
• установление местных налогов и сборов;
• осуществление охраны общественного порядка;
• иные вопросы местного значения.
Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:
• право на судебную защиту;
• право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решении, принятых органами госвласти;
• запрет на ограничение прав местного самоуправления.
4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Ст. 72 Конституции РФ относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции РФ «издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА субъектов РФ». Иначе говоря, федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ» . Оно обеспечивает общие для всех субъектов РФ подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РФ состоит из равноправных субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты РФ - устав. Конституции и уставы субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и ФЗ, которые имеют верховенство на всей территории РФ. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов РФ положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией.
5. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.
Организационные основы местного самоуправления - это совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы
Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
- 1 Понятие, предмет и метод муниципального права
- 2 Субъекты муниципального права
- 3 Понятие правовых основ местного самоуправления.
- 4 Понятие местного самоуправления по фз рф от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»
- 5 Источники муниципального права
- 6 Элементы местного самоуправления на разных этапах развития Российского государства.
- 7 Земская и городская реформа Александра 2
- 8 Представительный и исполнительный органы местного самоуправления в России в период Александра 2
- 9 Понятие и характеристика муниципальных правовых актов
- 10 Сравнительный анализ понятия местного самоуправления по Европейской хартии местного самоуправления и фз от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»
- 11 Земское положение 1864 год и Городское положение 1870 год
- 12 Развитие местного самоуправления в России после революции 1917 года
- 13 Развитие местного самоуправления в России с 1993 года по настоящее время
- 14 Модели местного самоуправления в зарубежных странах.
- 15 Англосаксонская модель местного самоуправления
- 16 Французская (континентальная) модель местного самоуправления
- 17 Особенности территориальной основы местного самоуправления по фз от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» ?????????????????
- 2. Территория и границы муниципальных образований
- 3. Преобразование муниципальных образований
- 18 Порядок принятия устава муниципального образования, требования законодательства к уставу муниципального образования
- 19 Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в местном самоуправлении.
- 20 Сход граждан муниципального образования