31. Право на коммерческое обозначение.
В соответствии с положениями ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
При этом одно и то же коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий.
В данном случае речь идет о том, что зачастую многие юридические лица выступают в гражданском обороте не только под своим зарегистрированным наименованием (фирмой), но и используют иные обозначения для своей индивидуализации, в том числе зарегистрированные на свое имя товарные знаки.
Владелец коммерческого обозначения обладает исключительным правом на его использование в гражданском обороте.
Кроме того, закон установил, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
В законе установлено, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Не допускается также использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории (ст. 1539 ГК РФ).
Специально в законе решается вопрос о соотношении прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование.
Фирменное наименование:
может использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения;
включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения;
может быть использовано правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания;
включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.
В литературе также было высказано мнение, что защита интересов лица, использующего определенное коммерческое обозначение, возможна на основе норм о недобросовестной конкуренции.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Право интеллектуальной собственности
- Интеллектуальная собственность: понятие и виды.
- Система правового регулирования интеллектуальной собственности.
- Интеллектуальные права: общая характеристика.
- Понятие и принципы авторского права.
- Субъекты и содержание авторских прав.
- Объекты авторских прав.
- Ограничения авторских прав.
- 8. Договорный переход авторских прав.
- 9. Внедоговорный переход авторских прав.
- 10. Защита авторских прав.
- 11. Права, смежные с авторскими: общая характеристика.
- 12. Понятие патентного права.
- 13. Субъекты патентных прав.
- 14. Изобретение и полезная модель как объекты патентных прав.
- 15. Промышленный образец как объект патентных прав.
- 16. Право авторства и право на получение патента.
- 17. Исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
- 18. Лицензии и лицензионные договоры в патентном праве.
- 19. Секретные изобретения.
- 20. Защита патентных прав.
- 21. Служебные объекты авторских и патентных прав.
- 22. Интеллектуальные права на селекционные достижения: общая характеристика.
- 23. Право на топологии интегральных микросхем: субъекты, объекты, содержание.
- 24. Понятие ноу-хау. Исключительное право на ноу-хау.
- 25. Право на фирменное наименование.
- 26. Товарный знак и знак обслуживания: понятие и виды.
- 27. Право на товарный знак: общая характеристика.
- 28. Договорный и внедоговорный переход исключительного права на товарный знак.
- 29. Защита права на товарный знак.
- 30. Право на наименование места происхождения товара: общая характеристика.
- 31. Право на коммерческое обозначение.
- 32. Право на технологию.
- 33. Правовой режим сложного объекта.
- 34. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.
- 35. Ограничения патентных прав.
- 36. Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав.
- 37. Переход охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в общественное достояние.
- 38. Экспертиза в патентном праве.
- 39. Право преждепользования.
- 40. Конвенционный и выставочный приоритет товарного знака.
- 41. Государственная регистрация товарного знака.
- 42. Принцип исчерпания прав.