Вопрос 16. Системы оплаты труда на предприятии
Заработная плата должна устанавливаться работнику трудовым договором в соответствии с системами оплаты труда, действующими у данного работодателя (ст. 135 ТК).
Под системой оплаты труда понимается способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого определяется порядок исчисления заработка работника.
Системы оплаты труда должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом локальные нормативные акты, в которых устанавливаются системы оплаты труда, должны приниматься работодателем с учетом мнения представительного органа работников
Тарифная система. Оплата труда работников осуществляется, как правило, в соответствии с тарифной системой, действующей в организации
Тарифная система представляет собой совокупность норм оплаты за труд определенного качества в единицу времени. При помощи тарифной системы осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий с учетом сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Таким образом, тарифная система оплаты труда позволяет реализовать требования ст. 132 ТК.
Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки, оклады, должностные оклады, тарифная сетка и тарифные коэффициенты.
Тарифная ставка (оклад) определяет размер оплаты труда в единицу времени (час, день, месяц), т.е. она содержит исходные размеры вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности и интенсивности. Размер тарифных ставок (окладов) устанавливается организациями самостоятельно, они закрепляются в коллективных договорах или тарифных соглашениях. Исключение сделано для бюджетных организаций. Труд работников бюджетных организаций оплачивается на основе единой тарифной сетки (ЕТС), поэтому их тарифные ставки (оклады) утверждаются в централизованном порядке. Размер месячной тарифной ставки и месячного оклада не могут быть менее установленного федеральным законом МРОТ.
По мере увеличения разряда (который определяет сложность выполняемых работ и уровень квалификации работника) тарифные ставки возрастают. Соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется с помощью тарифной сетки. Тарифная сетка включает разряды и тарифные коэффициенты, стоящие против каждого разряда, начиная со второго. Он показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение работникам тарифных разрядов производится в соответствии с ЕТКС (Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих), утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 января 1985 г., а также Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.
ЕТКС составлен по видам производств независимо от отраслевой принадлежности организации. В нем устанавливаются требования, которые должны быть выполнены работником, претендующим на присвоение определенного разряда. Эти требования фиксируются в справочнике путем указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки он должен иметь, чтобы выполнить работы определенной сложности. В ЕТКС постоянно вносятся изменения и дополнения. Применение ЕТКС в организациях бюджетной сферы обязательно, для других организаций он носит рекомендательный характер.
Квалификационные требования, предъявляемые к руководителям, специалистам и служащим, содержатся в названном квалификационном справочнике. В нем даются характеристики по каждой должности, которые включают три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты». Данный справочник применяется в организациях, находящихся на бюджетном финансировании. Для остальных организаций он носит рекомендательный характер. Как следует из ч. 8 комм, ст., указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ
В основе тарифной системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, лежит единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда работников бюджетной сферы. ЕТС утверждается в порядке, установленном федеральным законом. Она гарантирует оплату труда работников бюджетной сферы. ЕТС была введена в бюджетной сфере Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. № 895. Данная сетка состоит из 18 разрядов; первые восемь предназначены для рабочих бюджетной сферы, хотя руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утв. министерствами и ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов, а на особо важных и на особо ответственных работах — по перечню, утв. Минздравсоцразвития России, — исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС. Для служащих предназначены 2 — 18 разряды. Второй разряд устанавливается для должностей, занятие которых не требует особых знаний и подготовки (например, для дежурного бюро пропусков). В ЕТС по должности может быть предусмотрена «вилка» разрядов. Так, у стенографистов — 4 — 5 разряды, у других работников этот диапазон выше. Размеры оплаты труда по общеотраслевым должностям служащих утверждены постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32. Первоначальное соотношение между 1 и 18 разрядами было определено как 1:10. Однако в дальнейшем это соотношение неоднократно изменялось. С 1 мая 2006 г. установлены тарифные коэффициенты в соотношении 1:4,5. Основанием для изменения соотношений тарифных коэффициентов послужило то, что ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» увеличил тарифную ставку (оклад) первого разряда, установив ее в размере 1100 рублей. ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений утв. Приложением к постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 256 (приводится ниже в виде таблицы).
Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки (ЕТС) по оплате труда работников федеральных государственных учреждений
| Разряд оплаты труда | ||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Межразрядные тарифные коэфф. | 1 | 1,04 | 1,09 | 1,142 | 1,268 | 1,407 | 1,546 | 1,69 | 1,866 |
Оклад, руб. | 1100 | 1144 | 1199 | 1256 | 1395 | 1548 | 1701 | 1869 | 2053 |
| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 75 | 16 | 17 | 18 |
Межразрядные тарифные коэфф. |
2,047 |
2,242 |
2,423 |
2,618 |
2,813 |
3,036 |
3,259 |
3,51 |
4,5 |
Тарифная ставка (Оклад), руб. | 2252 | 2466 | 2665 | 2880 | 3094 | 3340 | 3585 | 3861 | 4950 |
Примечания:
-
Тарифные ставки (оклады) работников со второго по восемнадцатый разряд ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленной пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 56, на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент.
-
Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1 — 2разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.
Оплата труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС признана неэффективной. В настоящее время разработана общая концепция реформы оплаты труда работников бюджетной сферы. Основными положениями реформы являются: отказ от единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам оплаты труда; изменение структуры заработной платы в пользу основной тарифной части; предоставить больше прав субъектам в вопросах определения ставок и стимулирующих, выплат; установить федеральные гарантии оплаты труда.
Для определенных категорий специалистов законодательством РФ определены особые правила организации оплаты трудам денежное содержание государственных гражданских служащих, оплата труда судей и др. Так, денежное содержание государственного гражданского служащего состоит из должностного оклада, надбавок к нему за классный чин, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы (п. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе»).
Характер общественного труда многообразен, и результаты его не могут быть учтены на основе какого-то единого критерия. Поэтому, кроме тарифной системы, применяются и другие системы, прежде всего, повременная и сдельная.
При повременной системе оплаты мерой труда выступает отработанное время, а заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой (исходя из присвоенного разряда) или окладом за фактически отработанное время. Организация повременной оплаты труда требует соблюдения следующих условий:
-
при надлежащем табельном учете фактически отработанного времени правильная организация повременной оплаты труда;
-
правильное присвоение работникам-повременщикам квалификационных разрядов;
-
обоснованное применение норм обслуживания и нормативов численности по каждой категории работающих;
-
создание на рабочих местах всех необходимых условий для эффективной работы.
При сдельной системе оплаты труда заработная плата работнику (или группе работников) начисляется по заранее установленной расценке за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции, выраженной количественно. Организация сдельной оплаты труда предусматривает обязательное соблюдение следующих условий:
-
наличие научно обоснованных норм затрат труда и правильная тарификация работ в строгом соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников;
-
точный учет количества выполненной работы;
-
внедрение контроля за качеством выполненной работы;
— внедрение научной организации труда, способствующей более полному использованию рабочего времени, устранению потерь и непроизводительных затрат труда.
Как правило, сдельная и повременная системы дополняются еще и премиальной системой. Кроме того, в зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительной оплаты сдельная система оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, косвенную сдельную, сдельно-прогрессивную и аккордную.
При прямой сдельной оплате заработок определяется по расценкам за единицу произведенной продукции, которые определяются делением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму выработки или умножением тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму времени. Общий заработок рассчитывается путем умножения сдельной расценки на количество произведенной продукции за расчетный период.
Косвенная сдельная оплата применяется для вспомогательных рабочих (наладчиков и настройщиков в машиностроении, помощников мастеров в текстильной промышленности и др.), и размер их заработка зависит от результатов труда основных рабочих, которых они обслуживают. Общий заработок рассчитывается либо путем умножения ставки вспомогательного рабочего на средний процент выполнения норм обслуживаемых рабочих-сдельщиков, либо умножением косвенно-сдельной расценки на фактический выпуск продукции обслуживаемых рабочих.
При сдельно-прогрессивной оплате заработок за продукцию, произведенную в пределах установленной нормы, начисляется на основе нормальной сдельной расценки, а за продукцию сверх нормы — по прогрессивно-нарастающим расценкам. К основным требованиям при использовании сдельно-прогрессивной системы следует отнести правильное установление исходной базы, разработку эффективных шкал повышения расценок, точный учет выработки продукции и фактически отработанного каждым работником времени.
Аккордная оплата труда предусматривает установление размера вознаграждения за полный комплекс выполненных работ без учета производственных операций, выполненных работником. Обычно при такой системе оплаты рабочие премируются за сокращение сроков выполнения заданий.
В последние десятилетия во многих отраслях промышленности используют коллективные системы оплаты труда. Коллективная (бригадная) сдельная оплата труда имеет две разновидности: 1) с применением индивидуальных расценок по конечным результатам работы; 2) с применением коллективных сдельных расценок.
Оплата по индивидуальным сдельным расценкам за конечные результаты работы применяется в тех случаях, когда требуется строгое разделение труда технологически связанных между собой рабочих. Это характерно для большинства участков металлургического производства, а также для конвейерных участков в машиностроении, швейной и обувной промышленности.
Оплата с применением коллективных сдельных расценок применяется чаще в комплексных бригадах, где рабочие широкого профиля работают по принципу взаимозаменяемости без четко выраженного разделения труда (сборочные бригады в машиностроении, комплексные бригады в горнорудной, угольной промышленности и др.)1.
Среди развивающихся предприятий гораздо чаще используется бестарифная система оплаты труда. В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. многие предприятия стремились отказаться от использования традиционной тарифной системы, гарантированных тарифных ставок и должностных окладов, рассматривая их как главный «ограничитель» размеров заработной платы и заинтересованности работников в развитии и реализации имеющихся способностей, взаимосвязи вознаграждений за работу и результативности производства3.
Бестарифная оплата труда ставит заработную плату в полную зависимость от конечных результатов работы организации в целом. Этот вид оплаты первоначально применялся на арендных предприятиях. Сейчас бестарифная оплата распространена в организациях с небольшой численностью персонала. Важным условием применения бестарифной оплаты является благоприятный психологический климат в коллективе: работники должны доверять друг другу и руководителям. В противном случае создаются условия для возникновения многочисленных конфликтов, поскольку распределение заработной платы производится по относительным показателям1.
Индивидуальная заработная плата рабочего при бестарифном способе оплаты труда, по существу, представляет собой его долю в фонде заработной платы всего коллектива, поэтому при бестарифной системе устанавливается полная зависимость уровня оплаты труда данного рабочего от фонда заработной платы2.
Основанием для оплаты труда по бестарифной системе является уровень трудового участия рабочего (его трудовой вклад). Он выражается через соответствующий коэффициент (относительно постоянный), который характеризует квалификационный уровень и определяет трудовой вклад в общие результаты по данным о предыдущей трудовой деятельности работника. Коэффициент квалификационного уровня отражает сложность труда, выполняемого работником, а также его принадлежность к той или иной квалификационно-должностной группе. Коэффициент трудового участия (КТУ) является показателем личного вклада работника в общие результаты труда. Показатели, учитываемые при определении КТУ, могут увеличивать или, наоборот, уменьшать фактический заработок работника. Так, показателями, повышающими размер КТУ, могут быть: участие в выполнении особо важных заданий, перевыполнение установленного производственного задания, экономия материальных ресурсов и т. п. К показателям, понижающим значение КТУ, относятся: нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение техники безопасности, невыполнение указаний мастера, бригадира, перерасход материальных ресурсов и т. п.
Одним из вариантов нетрадиционной оплаты труда руководителей и специалистов подразделений предприятий является система «плавающих окладов». В этом случае, с учетом итогов работы за месяц в следующем месяце для работников назначаются новые должностные оклады. При этом размер окладов зависит от процента роста (снижения) важнейших технико-экономических показателей. Система применима при оплате труда рабочих-сдельщиков и работников обслуживающего персонала. Ее использование позволяет варьировать оплату труда в соответствии с конкретными результатами работы физического лица без обязательного его предупреждения об изменении условий труда не менее чем за два месяца.
В некоторых случаях устанавливается так называемая система оплаты труда на комиссионной основе. При такой системе размер вознаграждения определяется в виде фиксированного размера (процента) от дохода, получаемого предприятием от реализации продукции (работ, услуг), произведенной данным работником. Обычно она устанавливается по соглашению между работником и работодателем непосредственно при заключении трудового договора. При этом обязательно должны быть определены ставки вознаграждения (основная и (или) прогрессивная — в процентах или твердых суммах), границы доходов, от которых подлежит исчислению вознаграждение, порядок и обязанность работодателя по учету доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) работником, порядок ознакомления с результатами учета самого работника, вопросы предоставления минимальных размеров оплаты труда, гарантий и компенсаций.
На практике данная система чаще всего используется при заключении так называемых трудовых соглашений, позволяющих на основании того, что они не являются трудовыми договорами и носят временный (с точки зрения работодателя) характер, избежать вопросов гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством. В связи с тем, что согласно действующему законодательству такие «соглашения» не предусмотрены, а предмет и характер их относится не к гражданскому, а к трудовому законодательству, они представляют собой не что иное, как трудовые договоры, заключаемые на определенный срок.
При использовании системы оплаты труда на комиссионной основе вознаграждение может исчисляться от дохода, полученного предприятием от:
-
реализации продукции, произведенной работником;
-
стоимости реализованной продукции, принадлежащей предприятию, самим работником;
-
оказанных работником услуг по ремонту, техническому и консультативному обслуживанию клиентов.
Варианты бестарифной и других нетрадиционных форм организации оплаты труда имеют определенные преимущества: относительно просты; способны заинтересовать работников и коллективы в достижении высоких конечных результатов, в реализации внутренних производственных резервов; отвечают условиям самофинансирования и рыночной экономики.
Однако, по мнению некоторых ученых, в таких вариантах оплаты имеется много недостатков. Бестарифное распределение общего заработка представляется весьма сомнительным, так как здесь используется многофакторная модель, предусматривающая сложность работы, сменность, интенсивность труда, профессиональное мастерство, коэффициенты трудового участия.
Кроме того, при расчете заработка предусматривается использование базовых показателей (например, показатели фактической заработной платы работника за прошлый период, зарплаты за последние три—шесть месяцев и т. д.). Как правило, при опоре на «базу» и расчеты «от достигнутого» недоучитываются фактические затраты и реальный результат работника.
На практике используется такая модель оплаты труда, как «вилки» соотношений оплаты труда разного качества. Все работники подразделяются на квалификационные группы. Каждой такой группе соответствует конкретное значение «вилки» соотношений в оплате труда. Чем выше квалификационная группа, тем больше значение «вилки» соотношений. Минимальные значения «вилки» соответствуют исходной группе, куда входят работники самой низкой для данного предприятия квалификации, а внутри нее соотношение может быть, например, 1,0— 1,8, при среднем значении диапазона 1,4 и амплитуде «вилки» +0,4. Разрыв между крайними соотношениями в оплате труда должен быть достаточным для стимулирования труда различной сложности, не допуская в то же время необоснованно высокой дифференциации.
- Министерство образования Российской Федерации
- Москва -2007
- Вопрос 1. Понятие и признаки государства и права. Предназначение государства и права в современных условиях.
- Вопрос 2. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.
- Вопрос 3. Нормы права: понятия признаки, структура. Условия эффективности действия норм права
- Вопрос 4. Право собственности как основа предпринимательской деятельности. Содержание, основания возникновения и прекращения. Понятие права собственности и его содержание
- Приобретение и прекращение права собственности Основания приобретения права собственности (ст. 218 гк рф):
- Вопрос 5. Коммерческая организация как субъект гражданских правоотношений. Способы и порядок создания, основные организационно-правовые формы.
- Полное товарищество и товарищество на вере
- Общества с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Производственный кооператив
- Права и обязанности членов:
- Вопрос 6. Понятие и значение договора в экономической деятельности предприятия. Условия заключения
- Значение договора в экономической деятельности предприятия заключается в следующем:
- Понятие договора
- Содержание договора.
- Форма договора.
- Виды договоров
- Порядок заключения, изменения и прекращения договора Заключение договора.
- Вопрос 7. Понятие и система способов защиты гражданских прав. Порядок предъявления иска
- Вопрос 8. Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с интеллектуальной деятельностью и индивидуализацией товаров и их производителей
- Вопрос 9. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда
- Особенности некоторых деликтных обязательств
- Вопрос 10. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права
- Вопрос 11. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Система процедур банкротства
- Процедуры банкротства:
- Вопрос 12. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
- Вопрос 13. Налоговые правоотношения. Права и обязанности налогоплательщиков
- Элементы налога
- Вопрос 14. Общая характеристика субъектов трудового права. Основные права и обязанности работодателя
- Вопрос 15. Понятие и характеристика трудового договора. Порядок заключения
- Вопрос 16. Системы оплаты труда на предприятии
- Вопрос 17. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
- Вопрос 18. Охрана труда: понятие, требования, организация охраны труда на предприятии
- Требования охраны труда
- Организация охраны труда на предприятии
- Вопрос 19. Рабочее время и его виды. Режим рабочего времени и его учёт на предприятии
- Режим рабочего времени и его учет на предприятии
- Вопрос 20. Понятие и виды государственной службы. Административно-правовой статус государственных служащих
- Вопрос 21. Характеристика основных видов административно-правовых методов управления на предприятии
- Вопрос 22. Понятие и виды административных наказаний. Правила их наложения
- Вопрос 23. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- Вопрос 24. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
- Ограничение свободы торговли (ст. 14.9)
- Нарушение законодательства о лотереях (ст. 14.27)
- Вопрос 25. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов
- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1)
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3)
- Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12)
- Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15)
- Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.22)
- Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.23)
- Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25)
- Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26)
- Вопрос 26. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности, их виды и общая характеристика
- Вопрос 27 . Арбитраж как институт решения экономических споров
- Рассмотрение дел в первой инстанции.
- Предъявление иска
- Вопрос 28. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство
- В исковом заявлении должны быть указаны:
- Вопрос 29. Базисные условия международной купли-продажи товаров
- Exw франко-завод в указанное место
- Вопрос 30. Наследство. Наследование по закону и завещанию
- Наследование по завещанию
- К нотариально удостоверенным завещаниям приравниваются (ст. 1127 гк рф):
- Наследование по закону
- Вопрос 31. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации
- Органы финансового контроля
- Вопрос 32. Преступления против службы в коммерческих и иных организациях
- 1. Преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
- Преступления против правильного осуществления полномочий частными нотариусами, аудиторами, руководителями и служащими частных детективных охранных служб.
- Вопрос 33. Особенности и содержание внешнеторгового договора (контракта)
- Вопрос 34. Правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны Понятие, элементы и разграничение коммерческой и служебной тайны
- 2. Условия защиты коммерческой и служебной тайны
- 3. Ответственность за нарушение законодательства о коммерческой и служебной тайне
- Вопрос 35. Финансовые правоотношения, их особенности и виды