Тема 8. Дипломатическое право.
КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО.
1. Понятие и источники дипломатического и консульского права.
2. Порядок назначения главы дипломатического представительства.
3. Состав и функции дипломатического представительства.
4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства.
5. Консульское право
Понятие и источники дипломатического
и консульского права
Дипломатическое и консульское право – отрасль международного права, включающая принципы и нормы, которые регулируют порядок установления отношений между государствами и другими субъектами международного права, правовое положение и деятельность органов внешних сношений государств и сотрудников этих органов, межправительственных организаций и их сотрудников, а также вопросы привилегий и иммунитетов.
Дипломатическое и консульское право – одна из старейших отраслей международного права. Институт послов направляемых в другие государства, как и зачатки дипломатического права, возник в глубокой древности. В Древней Греции возник институт постоянных консулов, а с ним и зачатки консульского права, которое как и дипломатическое право, включало в себя обычные нормы. Первым международным соглашением явился Венский протокол 1815 г. (Венский регламент), который впервые определил ранги дипломатических представителей. Работа по дальнейшей кодификации норм дипломатических и консульских сношений бала продолжена Лигой Наций. После Второй мировой войны при участии Комиссии международного права ООН нормы дипломатического и консульского права были разработаны конвенции, которые в настоящее время являются основными источниками этой отрасли международного права. Это:
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.;
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.;
Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1975 г.
Порядок учреждения дипломатических представительств
Многолетняя работа по кодификации норм дипломатического права была завершена принятием 18 апреля 1969 г. на конференции в Вене. Венской конвенцией о дипломатических сношениях. В работе конференции приняло участие 81 государство, в том числе и СССР. Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 25 марта 1964 г.
Конвенция о дипломатических сношениях, которую по праву называют «кодексом посольского права», регулирует практически все вопросы дипломатической практики. Участниками данной конвенции явились более 140 государств. Те государства, которые формально воздерживаются от присоединения к Венской Конвенции, соблюдают зафиксированные в ней нормы, а протокольные службы учитывают их в своей работе. Во многих государствах Венская конвенция инкорпорирована в национальные законодательства и ее нормы применяются как нормы национального права.
Венская конвенция о дипломатических сношениях считается основным международно- правовым документом, определяющих сатус и функции дипломатического представительства и дипломатических агентов, которые определяются с учетом принципов суверенного равенства государств, поддержание международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе.
Конвенция определяет статус главы дипломатического представительства,которое представляет собой лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, а такжеклассыглав представительств. Главы представительств подразделяются на три класса, а именно:
А) класс послов и нунциев(дипломатический представитель Папы Римского), аккредитуемых при главах государств и других глав представительств эквивалентного ранга;
Б) класс посланников и интернунциев ( дипломатический представитель Папы Римского второго класса), аккредитуемых при главах государств;
С) класс поверенных в делах,аккредитуемых при министрах иностранных дел ( если пост главы представительства вакантен или если глава представительства не может выполнять свои функции, временно исполняющим обязанности главы представительства является временный поверенный в делах).
Конвенция гласит, что класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами. Одновременно подчеркивается, что иначе как в отношении старшинства и этикета никакие различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу не должны проводиться. Старшинство глав дипломатических представительств соответствующего класса определяется датой и часом вступления их в выполнение своих функций. Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.
Согласно конвенции, аккредитующее правительство предварительно запрашивает у принимающей стороны агреман (согласие), на назначение в качестве главы представительства на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Факт запроса агремана, который осуществляется в виде дипломатической ноты, разглашать не принято, так как гласность в случае отказа может повлечь за собой осложнения между государствами. Венская конвенция оставляет за государством пребывания право не сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане. Согласие на направление членов персонала представительства,которыми являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства, не требуется. Что касается военных, морских ил и авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.
Члены дипломатического персонала представительства должны быть гражданами аккредитующего государства. В редких исключениях, с согласия государства пребывания, члены дипломатического персонала представительства назначаются из числа лиц, являющиеся гражданами этого государства.
Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно, либо с момента вручения своих верительных ,либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.
Венская конвенция предоставляет государствам пребывания право в любое время, не мотивируя свое решение,уведомить аккредитующее государств, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала являетсяперсоной нон грата или что любой другой член персонала является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве.
Совокупность независимых друг от друга дипломатических представительств, общими для которых является страны пребывания и характер их деятельности, представляют собой дипломатический корпус.
Вопрос о правовом статусе дипломатического корпуса разрабатывался многими специалистами международного права и закреплен в ряде международных документов. Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен– посол, который первый из своих коллег в стране пребывания вручил верительную грамоту. Обязанности дуайена носят исключительно представительный характер. Он поддерживает контакты с министерством иностранных дел, уточняет детали различных церемоний с участием дипломатических представительств. Он выступает в защиту привилегий дипломатического корпуса, если у него есть претензии к властям.
Состав и функции дипломатического представительства
Членами дипломатического персонала( дипломатическими агентами) являются глава представительства и члены персонала представительства имеющие дипломатический ранг. Членами административно- технического персонала являются члены персонала представительства, осуществляющие административно- техническое обслуживание представительства.
В статье 3. Конвенции определены функции дипломатического представительства.Согласно конвенции, они состоят: в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; в ведении переговоров с правительством государства пребывания; в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства; в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Выполняя свои функции, представительства обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства. Все официальные дела с государством пребывания, ведутся, как правило, с министерством иностранных дел государства пребывания.
Для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов , представляющих государства, государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций представительства. Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечить всем сотрудникам представительства свободу передвиженияпо его территории. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы оно не находилось, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или зашифрованные депеши.
Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию или задержанию.
Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. На него распространяется право личной неприкосновенности. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Согласно Венской конвенции, аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Венская конвенция гарантирует неприкосновенность помещения представительства, кому бы не принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания, земельный участок.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Вместе с тем власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.
Кроме того, государства своими силами обеспечивают охрану своих помещений. Так, США начали утверждать внутреннюю охрану своих представительств еще в 1933 г. Корпус офицеров безопасности возрастает с каждым годом и в отдельных случаях обладает тяжелым вооружением. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста. Неприкосновенны архивы и документы представительства. Вместе с тем помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренных настоящей конвенцией и другими нормами международного права.
Иммунитеты и привилегии дипломатических представителей
Дипломатические иммунитеты и привилегии– это совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам (дипломатическим агентам) в странах пребывания в целях успешного выполнения возложенных на них функций. Объем и характер дипломатических привилегий и иммунитетов дипломатических агентов и других сотрудников дипломатических представительств и их семей раскрываются в ст. 29 – 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях. Согласно конвенции, каждое лицо, имеющее право на привилегии и иммунитеты, пользуется ими с момента вступления его на территорию государства. Привилегии и иммунитеты прекращаются тогда, когда дипломатический агент покидает страну пребывания.
Конвенция гласит, что личность дипломатического агентанеприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломатического и защитой, что и помещения представительства. Его бумаги, корреспонденция и имущество равным образом пользуются неприкосновенностью. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен проводиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме отдельных случаев, в частности, вещевых исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания.
Венская конвенция регулирует объем привилегий и иммунитетов административно- технического персонала, а также домашних работников, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в не постоянно.
В подтверждении принадлежности к дипломатическому персоналу МИД России выдает дипломатам и членам их семей соответствующие документы – дипломатические паспорта или дипломатические карточки, в которых удостоверяется, что их владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Венской конвенцией. В некоторых странах в соответствующих документах указывается «дипломат», «сотрудник иностранной службы». В Великобритании о принадлежности к дипломатической службе свидетельствует запись в паспорте: «Сотрудник дипломатической службы ЕЕ Величества». В дипломатических паспортах США может иметь место запись о том, что владелец паспорта находится за границей по назначению Госдепартамента.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Международное право –
- 1. Юридическая природа международного права, его возникновение и становление
- 2. Особенности современного международного права.
- 3. Международное право и международные
- 4. Система современного международного права.
- 5. Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права.
- 6. Международное право в правовой системе
- Тема 2. Нормы, принципы и источники современного международного права.
- 5. Конституционное признание приоритета принципов
- Семинар по теме
- Устав оон
- Тема 3. Субъекты международного права.
- Методические рекомендации
- Тема 4. Международный договор:
- 1. Понятие и сущность международных договоров.
- 2. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
- Тема 5. Институт ответственности
- 1. Понятие международно- правовой ответственности
- 2. Виды и формы международно- правовых санкций
- 4. Уголовная международная ответственность физических лиц
- Методические рекомендации
- Тема 6. Право международных организаций
- 2. Международные организации как субъекты
- 4. Процедура принятия и значение решений международных
- Литература
- Тема 7. Территория в международном
- 1. Понятие, юридическая природа и состав государственной
- 2. Государственные границы. Понятие, виды и способы
- 4. Международно- правовые механизмы разрешения
- Тема 8. Дипломатическое право.
- 5. Консульское право
- Тема 9. Международная защита прав человека
- 1. Историческое значение Всеобщей декларации прав человека.
- 2. Контрольные функции договорных (конвенционных) органов
- 3. Международные процедуры индивидуальной защиты прав
- 4. Совет Европы и Европейская конвенция о защите прав и
- 5. Неправительственные организации в механизмах
- 6. Конституция Российской Федерации и международные
- Тема 10. Международное гуманитарное право
- 3. Международные средства защиты прав человека в условиях международных вооруженных конфликтов.
- 4. Защита жертв конфликта немеждународного характера
- Тема11. Международно-правовое регулирование морского, воздушного и космического права.
- Тема 12. Международно-правовое регулирование экономического, социального и культурного сотрудничества.
- Тема 13. Право международной безопасности.
- Тема 6(1). Право международных организаций.
- Тема 7(2). Территории в международном праве.
- Тема 8(2). Дипломатическое право.
- Тема 9(2). Международная защита прав человека.
- Тема 1. Международное гуманитарное право.
- Тема 2: Международно-правовое регулирование морского, воздушного и космического пространства.
- Тема 3. Право международной безопасности.
- V1: Международное право как система юридических норм
- V2:Международное право как особая система юридических норм
- V 2: Нормы международного права
- V 2: Субъекты и объекты международного права
- V 2: Принципы международного права
- V1: Право международных договоров
- V2:Понятие и источники права международных договоров
- V2:Заключение и вступление в силу международных договоров
- V2: Действие международного договора
- V2: Прекращение и приостановление действия международных договоров
- V1: Право международных организаций
- V2:Понятие, виды, источники международных организаций
- V2 :оон: Устав, цели и принципы, членство
- V2: Система органов оон
- V2:Региональные международные организации
- V1: Дипломатическое и консульское право. Международная безопасность и ответственность
- V2:Дипломатические представительства и дипломатические иммунитеты
- V2: Консульские учреждения, торговые представительства и специальные миссии
- V2: Международно-правовая ответственность
- V2: Право международной безопасности.
- V1: Международное гуманитарное право
- V2: Понятие и источники международного гуманитарного права
- V2: Объекты международных гуманитарных норм
- V2: Понятие, источники и субъекты права вооруженных конфликтов
- V2: Защита прав участников вооруженных конфликтов
- V1: Международное экономическое, морское, воздушное космическое, экологическое и уголовное право
- V2:Международное экономическое право
- V 2: Международное морское право
- V 2: Международное воздушное право
- V 2: Международное космическое право
- V2: Международное экологическое право
- V 2: Международное уголовное право