8. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах
Предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу "одного окна" предполагает однократное обращение заявителя с запросом в многофункциональный центр.
Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Принцип "одного окна" должен реализовываться многофункциональным центром путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В связи с этим необходимы существенная оптимизация государственных и муниципальных услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации.
Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, должны быть утверждены на федеральном, региональном и местном уровнях.
В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены программы по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, предусматривающие обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в каждом муниципальном образовании в субъекте Российской Федерации. Разработка требований к структуре и содержанию указанных программ, а также контроль их соответствия установленным требованиям осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим методическую поддержку при создании многофункционального центра. При этом должен быть обеспечен контроль качества предоставления государственных и муниципальных услуг на всех уровнях публичной власти, все государственные и муниципальные услуги в многофункциональном центре должны предоставляться по принципу "одного окна".
Необходимо определить требования к многофункциональным центрам по категориям в зависимости от населенных пунктов. Пункты доступа к услугам многофункционального центра, в том числе к услугам, предоставляемым в электронном виде, могут быть организованы путем оборудования небольших помещений (на 1 - 2 окна), соответствующих стандартам комфортности и обеспеченных информационно-техническими средствами, в том числе в местных администрациях, почтовых отделениях, отделениях банков, а также путем организации выездных (мобильных) групп многофункционального центра. Необходимо проводить регулярный мониторинг деятельности многофункционального центра на предмет соответствия установленным требованиям, а также качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра.
Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, перечень необходимых для получения услуги документов, истребуемых у заявителя, и их форма содержатся, как правило, в подзаконных нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней. Установленные в них требования основную нагрузку по сбору документов, подтверждению того или иного статуса возлагают на заявителя, что противоречит требованиям Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и не позволяет в полной мере реализовать принцип "одного окна". Для снятия существующих нормативных ограничений возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" необходимо внести соответствующие изменения в акты Российской Федерации, акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Развитие многофункциональных центров является необходимым условием для формирования информационного общества, так как многофункциональный центр должен обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципальных услуг и тем самым содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения, преодолению цифрового неравенства между субъектами Российской Федерации. Многофункциональные центры должны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам. Должны быть предусмотрены механизмы, направленные на стимулирование реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по созданию многофункциональных центров, в том числе на поощрение за достижение результатов в повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Информационные системы поддержки деятельности всех существующих на территории Российской Федерации многофункциональных центров должны быть объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров, обеспечивающую:
интеграцию с автоматизированными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;
интеграцию с информационными ресурсами, в том числе с единым порталом;
формирование отчетности о деятельности многофункциональных центров, необходимой для анализа и выработки предложений для дальнейшего совершенствования деятельности многофункциональных центров.
В целях стимулирования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров необходимо осуществить переход к возмещению затрат многофункционального центра по оказанию услуг органов власти различных уровней за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления межбюджетных трансфертов. Необходимо разработать механизмы предоставления средств из бюджетов всех уровней на возмещение затрат многофункциональных центров, сформировать соответствующую нормативную правовую базу, снять нормативные ограничения, а также внедрить в практику новые механизмы финансирования.
Для реализации единых подходов к обеспечению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации в законодательстве должны быть четко закреплены полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению создания и деятельности многофункциональных центров.
В то же время на федеральном уровне необходимо принять документы, предусматривающие:
порядок проведения оценки соответствия многофункционального центра установленным требованиям;
перечень услуг, которые в обязательном порядке должны предоставляться в многофункциональных центрах;
требования к заключению соглашений, методические рекомендации по созданию многофункциональных центров и требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
единые правила, требования и нормы в области качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах;
порядок ведения реестра многофункциональных центров.
Субъекты Российской Федерации в случае заинтересованности в создании многофункциональных центров на их территории:
разрабатывают региональные программы в указанной сфере, организовывают их выполнение и финансирование;
создают (учреждают) и обеспечивают деятельность многофункциональных центров;
осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам размещения на территории муниципальных образований многофункциональных центров, участия органов местного самоуправления в создании и обеспечении деятельности многофункциональных центров, предоставления муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;
осуществляют мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, реализуют принцип "одного окна" в многофункциональных центрах на территории субъекта Российской Федерации.
По итогам 2013 года на территории Российской Федерации в городах (городских округах) и муниципальных районах должны действовать не менее чем 1500 многофункциональных центров.
- Гу(б) - 11
- Материалы к лекции 1 «Теоретические основы государственного управления: принципы, методы, технологии, основные направления управленческой деятельности.
- Основные направления административной реформы в рф»
- Задание:
- Содержание лекции
- Основные аспекты науки государственного управления
- Приложение 1.
- Правительство российской федерации
- Распоряжение
- От 10 июня 2011 г. N 1021-р
- Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы
- I. Основные итоги административной реформы
- II. Цели и задачи настоящей Концепции
- III. Взаимосвязь настоящей Концепции
- IV. Общесистемные меры снижения административных
- 1. Совершенствование системы лицензирования
- 2. Совершенствование системы аккредитации
- 3. Совершенствование системы
- 4. Совершенствование системы государственного контроля
- 5. Развитие и внедрение механизмов саморегулирования
- 6. Оптимизация предоставления (исполнения) государственных
- Формирование реестров государственных и муниципальных услуг (функций)
- Оптимизация предоставления федеральными органами
- Исполнительной власти, органами исполнительной власти
- Субъектов Российской Федерации и органами местного
- Самоуправления платных услуг
- Оптимизация оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг
- Комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг
- 7. Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг
- 8. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах
- V. Оптимизация осуществления функций органов исполнительной
- 1. Оптимизация деятельности органов государственной власти
- 2. Обеспечение открытости и доступности информации
- 3. Совершенствование системы оценки
- 4. Развитие механизмов досудебного обжалования
- 5. Оптимизация численности государственных
- VI. Отраслевые меры по совершенствованию разрешительной
- VII. Механизмы реализации настоящей Концепции
- VIII. Показатели достижения целей настоящей Концепции
- 1. Показатели, формируемые на основе регулярного мониторинга качества предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций)
- 2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров
- 3. Место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления
- II. Оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
- III. Отраслевые меры совершенствования разрешительной и контрольно-надзорной деятельности и реинжиниринга предоставления государственных и муниципальных услуг
- IV. Обеспечение реализации Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы
- Литература
- Документы