Тема 3. Принципы уголовно-процессуального права Республики Казахстан
Тезисы лекции
Понятие, значение и система принципов уголовного процесса. Их роль в осуществлении задач уголовного судопроизводства и последовательном проведении начал социальной справедливости в сфере уголовного процесса. Влияние принципов на уголовно-процессуальную деятельность, законопроектную практику. Отражение в системе принципов характера, содержания и типа уголовного судопроизводства. Нарушение принципов, влекущее за собой аннулирование незаконного действия или акта.
Правовая форма закрепления принципов уголовного судопроизводства, их нормативный характер. Осуществление принципов уголовного процесса на различных стадиях уголовного процесса. Соотношение принципов и общих условий в отдельных стадиях уголовного процесса. Фактические и юридические презумпции в уголовном процессе. Вопрос о системе принципов в уголовно-процессуальной литературе. Проблема включения в систему принципов публичности, диспозитивности и других. Нравственные начала уголовного процесса. Общая характеристика каждого принципа и проблемы их реализации.
В структуре уголовно-процессуальной деятельности центральное место занимают цели, задачи и принципы. Не случайно принципы уголовного процесса расположены во второй главе УПК РК сразу после задач. Именно принципы определяют характер и содержание того или иного явления. «Становление всякой правовой системы начинается с одновременного определения ее целей и принципов». (Курс советского уголовного процесса. Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. – М., 1989. – С. 138)
Этимология понятия принцип неоднозначна. С латинского языка это понимается как «основное, исходное положение теории, науки; руководящая идея; основное правило поведения, деятельности» в словаре русского языка принцип определяется в общенаучном смысле как «основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы». Принципы могут рассматриваться применительно к следующим сферам уголовного процесса: наука уголовного процесса, отрасль и уголовно-процессуальная деятельность. В этом отношении мы не совсем согласны с мнением, что «следует различать принципы уголовного процесса как отрасли права и принципы уголовного процесса как науки»(Кудрявцева А.В., Лившиц Ю.Д. О понятии принципа в уголовном процессе//Правоведение.-2001-№4). Нам видится, что все указанные принципы находятся в соподчинении, а применительно к науке и отрасли уголовного процесса можно судить о некотором совпадении. Принципы уголовного процесса, будучи сформулированными в науке, закрепляются в нормах и в дальнейшем выводятся из содержания норм.
Несмотря на попытку законодательно исчерпывающе закрепить все возможные принципы, тем не менее, остались нормативно не закрепленные в виде принципов в главе второй УПК РК, но реально действующие принципы, такие как диспозитивность и публичность, например. В этом плане мы присоединяемся к позиции Добровольской Т.Н. и других ученых, считающих что «в большинстве случаев начала, определяющие существо организации и деятельности государственных органов по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, получает прямое и полное выражение в отдельной норме закона, в других – его содержание вытекает из ряда правовых норм, каждая из которых формулирует только отдельную составную часть соответствующего принципа»( Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. - М., 1971.- С. 16).
Исследования казахстанских ученых последних лет, которые столкнулись с жесткими рамками главы второй УПК РК, вызвали попытки иначе подойти к природе принципов с позиций конституционализма (Мусилимов А.Е.) или расширенного понимания формы закрепления принципов, что «не только в главе 2 УПК РК сосредоточены нормы, закрепляющие принципы уголовного процесса. Существуют положения, содержащиеся в других главах и разделах УПК РК, которые по своему содержанию и назначению являются принципами уголовного процесса» (Пакирдинов М.).
Поэтому мы согласны с позицией российских ученых, считающих, что «принцип не обязательно формулируется и закрепляется в законодательстве в общем виде, а является той идеей, положением, которые объединяют конкретизирующие частные нормы, регулирующие конкретные уголовно-процессуальные отношения». (Кудрявцева А.В., Лившиц Ю.Д.). И нет необходимости снова и снова требовать нормативного оформления того или иного положения в качестве принципа, как предлагается некоторыми учеными (Кузнецова Н.В.) Та или иная идея, прежде чем обрести нормативно-правовую оболочку должна пройти необходимые этапы осмысления, обоснования, апробации, категоризации. Тем более что некоторые ученые в результате своих изысканий выявляют все новые и новые принципы, которые, тем не менее, не имеют процессуального закрепления (Петрова О.В., Багаутдинов Ф.Н). Только в результате устойчивого повторения в реальности, подтверждения основополагающего характера, объективной необходимости в данном закреплении эта идея может получить соответствующее оформление.
Отсутствие четкого нормативного закрепления в тоталитарный советский период таких принципов как состязательность, презумпция невиновности не мешало существовать им на полных правах, так идеология этих принципов существовала в науке и практике, ими руководствовались судьи, следователи и прокуроры. Как нам видится, при отсутствии нормативного закрепления принцип действует как идея в рамках доктринального толкования отдельных положений, эта идея также учитывается в правоприменительной деятельности. И в силу своей интегративности, абстрактности принцип не всегда может быть урегулирован нормативными положениями. Даже нормы континентальной системы права не в состоянии охватить эти категории. Всегда будут оставаться принципы, четко урегулированные, закрепленные в законе. Основа уголовного процесса, которую очевидно составляют его принципы, система его важнейших начал иногда может выходить за его рамки на глобальном общеправовом уровне. «В отличие от ординарных понятий, фиксирующих не самые существенные свойства уголовного процесса категории, как генеральные понятия, отражают главные его свойства, каковыми кроме прочих, являются принципы процесса» ( Курс советского уголовного процесса. Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. – М., 1989. – С. 140).
Основная литература: [1-20]
Дополнительная литература: [4,23,70,87,93,103,104, 108,125]
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан
- 5В030100 - Юриспруденция
- 1. Учебная программа дисциплины - sillabus
- 1.1 Данные о преподавателе:
- 1.2 Данные о дисциплине:
- Выписка из учебного плана
- 1.3 Пререквизиты курса
- 1.4 Постреквизиты курса:
- 1.5 Краткое описание дисциплины
- 1.7График выполнения и сдачи заданий
- Список литературы
- Электронные ресурсы
- 1.8 Информация об оценке.
- 1. 9 Политика и процедуры (требования, предъявляемые студентам в процессе изучения курса)
- 2 Учебно-методические материалы по дисциплине
- 2.1 Тематический план курса (дневное отделение)
- Тематический план курса для студентов 2 курса (2г.О.) заочное отделение
- Тематический план курса для студентов 3курса (3г.О.) заочное отделение
- 2.2 Тезисы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие, сущность и задачи Уголовно-процессуального права Республики Казахстан. Предмет и основные понятия курса
- Тема 2. Источники уголовно-процессуального права рк
- Тема 3. Принципы уголовно-процессуального права Республики Казахстан
- Тема 4. Понятие, формы и общие условия уголовного преследования и ведения производства по уголовному делу. Процессуальные сроки, процессуальные документы. Реабилитация
- Тема 5. Понятие и классификация участников уголовного процесса. Общие вопросы участия в уголовном деле
- Тема 6. Органы, ведущие уголовный процесс
- Тема 7. Участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. Иные участвующие в деле лица
- Тема 8. Этапы и содержание доказывания. Понятие доказательства
- Тема 9. Виды доказательств
- Тема10. Меры процессуального принуждения
- Тема 11. Имущественные вопросы и гражданский иск в уголовном процессе
- Тема 12. Возбуждение уголовного дела
- Тема 13. Упрощенное досудебное производство и предварительное расследование: общая характеристика, формы
- Тема 14 . Понятие, виды и система следственных действий
- Тема 15. Этапы предварительного следствия
- Тема 16. Подсудность. Решение вопроса о назначении главного судебного разбирательства
- Тема 17. Понятие и общие условия главного судебного разбирательства
- Тема 18. Главное судебное разбирательство
- Тема 19. Пересмотр судебных приговоров, не вступивших в законную силу
- Тема 20. Исполнение приговоров и постановлений суда
- Тема 21. Надзорное производство
- Тема 22. Производство по делам частного и частно-публичного обвинения
- Тема 23. Возобновление производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств
- Тема 26. Производство по делам с участием присяжных заседателей
- Тема 27. Уголовно-процессуальное право зарубежных стран
- 2.3 Планы семинарских занятий
- Тема 1. Понятие, сущность и задачи уголовно-процессуального права Республики Казахстан. Основные понятия курса
- Тема 4. Понятие, формы и общие условия уголовного преследования и ведения производства по уголовному делу. Процессуальные сроки, процессуальные документы. Реабилитация
- Тема 5. Понятие и классификация участников уголовного процесса
- Тема 8. Этапы и содержание доказывания
- Тема 10. Меры уголовно-процессуального принуждения
- Тема 11. Имущественные вопросы и гражданский иск в уголовном процессе
- Тема 12. Возбуждение уголовного дела
- Тема 13. Упрощенное досудебное производство и предварительное расследование: общая характеристика, формы
- Тема 14. Следственные действия: понятие и система
- Тема 16. Подсудность. Решение вопроса о назначении главного судебного разбирательства
- Тема 17. Общие условия главного судебного разбирательства
- Тема 18. Главное судебное разбирательство
- Тема 20. Исполнение судебных решений
- Тема 24. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
- Тема 26. Производство по делам с участием присяжных заседателей
- 2.4 Лабораторные занятия по курсу не предусмотрены
- 2.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
- Тема 3. Принципы уголовно-процессуального права Республики Казахстан
- Тема 5. Понятие и классификация участников уголовного процесса
- Тема 9. Виды доказательств
- Тема 14. Следственные действия: понятие и система
- Тема 18. Главное судебное разбирательство
- 2.6 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов по курсу
- Тема 2. Источники уголовно-процессуального права Республики Казахстан
- Тема 10. Меры уголовно-процессуального принуждения
- Тема 12. Возбуждение уголовного дела
- Тема 19. Пересмотр судебных приговоров, не вступивших в законную силу
- Тема 21. Надзорное производство
- Тема 24. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел
- Тема 25. Особые производства
- Тема 26. Производство по делам с участием присяжных заседателей
- Тема 27. Уголовно-процессуальное право зарубежных стран
- 2.6.1 Тематика письменных работ по курсу
- 2.6.2 Темы курсовых работ:
- 2.7 Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий
- 2.8 Тестовые задания для самоконтроля
- 2.9 Экзаменационные вопросы по курсу
- Содержание
- Учебно-методический комплекс по дисциплине
- Для специальности 5в030100-«Юриспруденция»
- 470061, Г. Караганда, ул. Гоголя, 38