logo
УПП РК

Тема 26. Производство по делам с участием присяжных заседателей

Тезисы лекции

Конституционные основы производство по делам с участием присяжных заседателей. Отличия производство по делам с участием присяжных заседателей от судов общей юрисдикции. Зарубежный опыт создания и деятельности производство по делам с участием присяжных заседателей. Практика суда присяжных заседателей в России. Дискуссионные вопросы возникновения и деятельности суда присяжных заседателей в Республике Казахстан. Состав судебной коллегии по делам с участием присяжных заседателей. Присяжные заседатели – судьи факта. Требования к присяжным заседателям. Лица, не подлежащие включению в состав присяжных заседателей. Права и обязанности присяжных заседателей. Подсудность производство по делам с участием присяжных заседателей. Выбор суда обвиняемым. Разъяснительные действия следователя. Разрешение противоречий между обвиняемым при неоднозначном их отношении к выбору производство по делам с участием присяжных заседателей.

Составление и виды списков кандидатов в присяжные заседатели. Требования к кандидатам а присяжные заседатели. Исключение лиц из списков кандидатов в присяжные заседатели. Принятие присяги. Вызов необходимого числа кандидатов в присяжные заседатели. Материально-техническое и иное обеспечение деятельности присяжного заседателя. Гарантии независимости присяжного заседателя в период осуществления им обязанностей в суде распространяются на присяжных заседателей. Присяжный заседатель оценивает доказательства по внутреннему убеждению и руководствуется совестью.Рассматривается дело с участием присяжных заседателей при наличии ходатайства обвиняемого - в составе двух судей и девяти присяжных заседателей.Подсудность дел присяжным заседателям.Заявление ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Назначение судебного заседания.

Обязательность участия прокурора и защитника в суде присяжных заседателей. Особенности правового положения прокурора в суде присяжных заседателей. Последствия отказа прокурора от обвинения. Особенности правового положения председательствующего в суде присяжных заседателей. Его полномочия по обеспечению судебного разбирательства в соответствии с требованиями закона и принципами судопроизводства. Состязательность в суде присяжных заседателей. Особенности правового положения в суде присяжных заседателей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Закон Республики Казахстан "О присяжных заседателях" введен в действие с 1 января 2007 года (дальше – Закон).

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, определяет правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. Присяжный заседатель - гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном законом, и принявший присягу; кандидат в присяжные заседатели - гражданин Республики Казахстан, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели для последующего участия в процедуре отбора присяжных заседателей в Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. Всего известно пять видов списков кандидатов в присяжные заседатели: предварительный список кандидатов в присяжные заседатели - предварительный первичный или предварительный запасной список кандидатов в присяжные заседатели, составляющий основу для проведения процедуры случайной выборки граждан; первичный список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от района (города областного составляющий основу при составлении единого списка кандидатов в присяжные заседатели; единый список кандидатов в присяжные заседатели - основной список кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы), содержащий число граждан, определяемое председателем соответствующего областного приравненного к нему суда; запасной список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от числа граждан, постоянно проживающих в областном центре (городе республиканского значения, столице), предназначенный для привлечения кандидатов в присяжные заседатели к процедуре отбора присяжных заседателей после использования ресурсов единого списка кандидатов в присяжные заседатели; дополнительный список кандидатов в присяжные заседатели - список кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы), составляемый в случае отсутствия ресурсов единого и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели. Отбор граждан из предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели с использованием технологий, позволяющих обеспечить случайность такого отбора проводится при помощи так называемой случайной выборки. Объем всех видов списков устанавливается в зависимости прогнозируемого числа граждан, необходимого для обеспечения нормальной работы областного и приравненного к нему суда, которое устанавливается на основе среднегодового количества дел, подлежащих рассмотрению судами с участием присяжных заседателей. То есть Количество граждан, включаемых в первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, основывается на количестве присяжные заседатели, ежегодно представляемом председателем соответствующего областного и приравненного к нему суда.

В составлении списков кандидатов в присяжные заседатели можно выделить следующие этапы.

1. Представление председателя соответствующего областного и приравненного к нему суда в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) не позднее 1 сентября года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор присяжных заседателей для участия в судебном разбирательстве по спискам кандидатов в присяжные заседатели.

2. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) ежегодно, не позднее трехдневного срока со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда, определяет количество кандидатов в присяжные заседатели от каждого района (города областного значения) и уведомляет местные исполнительные органы района (города областного значения) о количестве кандидатов в присяжные заседатели.

3. Для составления первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган района (города областного значения): а) составляет в месячный срок со дня получения уведомления о количестве кандидатов в присяжные заседатели от района предварительный первичный список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей соответствующего района (города значения) из числа постоянно проживающих административно-территориальной единице граждан путем исключения из списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным законом;

б) в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели обеспечивает гражданам возможность ознакомиться в помещении местного исполнительного органа с предварительным первичным списком кандидатов в присяжные заседатели, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в)) проводит случайную выборку граждан из предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели в количестве, определенном местным исполнительным органом соответствующей области (города республиканского значения, столицы), отдельно по каждому району (городу областного значения);

г) по результатам случайной выборки составляет первичный список кандидатов в присяжные заседатели, скрепляет печатью местного исполнительного органа и направляет его в местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы).

д) действия местного исполнительного органа района (города областного значения), осуществляемые в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, а также действия (бездействие) местного исполнительного органа, нарушающие права граждан на участие в процедурах отбора для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, могут быть обжалованы в суде в семидневный момента окончания срока ознакомления граждан предварительным первичным списком кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Общий срок проведения процедур, предусмотренных настоящей статьей, не должен превышать два месяца со дня получения уведомления о количестве кандидатов в присяжные заседатели от района.

4. Составление запасных списков включает в себя следующую последовательность действий. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы):

а) составляет в месячный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от числа граждан, постоянно проживающих в областном центре (городе республиканского значения, столице), предварительный запасной список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей из числа граждан, постоянно проживающих в областном центре либо в другом постоянном месте нахождения суда соответствующей области (города республиканского значения, столицы), путем исключения из таких списков избирателей лиц, не соответствующих требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей 10 Закона о присяжных заседателях;

б) в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного запасного списка кандидатов в присяжные заседатели обеспечивает гражданам возможность ознакомиться в помещении местного исполнительного органа с предварительным запасным списком кандидатов в присяжные заседатели, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) проводит случайную выборку граждан из предварительного запасного списка кандидатов в присяжные заседатели в количестве, равном одной четвертой от количества граждан, включаемых в единый список кандидатов в присяжные заседатели;

г) по результатам случайной выборки составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели, скрепляет печатью местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы).

Действия местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), нарушающие права граждан на участие в процедурах отбора для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, могут быть обжалованы в суде в семидневный срок с момента окончания срока ознакомления граждан с предварительным запасным списком кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Общий срок проведения процедур, предусмотренных настоящей статьей, не должен превышать два месяца со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы).

5. Процедура составления единого списка кандидатов в присяжные заседатели включает в себя следующие действия. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы):

а) составляет на основе первичных списков кандидатов в присяжные заседатели единый список кандидатов в присяжные заседатели;

б) направляет единый и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствующий областной и приравненный к нему суд.

Процедура, предусмотренная пунктом а) местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы) не позднее чем в трехмесячный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда о количестве кандидатов в присяжные заседатели от области (города республиканского значения, столицы).

6. Дополнительный список кандидатов в присяжные заседатели составляется в исключительных случаях, когда ресурсы единого и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели исчерпаны, председатель областного и приравненного к нему суда вправе по согласованию Председателем Верховною Суда Республики Казахстан направить в местный исполнительный орган области (города республиканского столицы) представление о требуемом дополнительном количестве граждан и о необходимости в связи с этим составления дополнительного списка кандидатов в присяжные заседатели. Местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) в десятидневный срок со дня получения представления председателя областного и приравненного к нему суда составляет в зависимости от требуемого количества граждан в соответствии с требованиями подпункта 3) пункта 1 статьи 7 настоящего Закона дополнительные списки кандидатов в присяжные заседатели и направляет их в соответствующий областной и приравненный к нему суд.

7. К 1 декабря года, предшествующего году, в котором будет производиться отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Местные исполнительные органы вправе запрашивать у государственных органов, организаций и граждан информацию, необходимую для проверки соответствия граждан требованиям к кандидатам в присяжные заседатели, установленным статьей настоящего Закона. Ответы на запросы местных исполнительных органов должны быть направлены в их адрес не позднее трех рабочих дней со дня получения. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются в алфавитном порядке. В списках указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте двадцати пяти лет - дополнительно день и месяц) и место жительства кандидата в присяжные заседатели.

Местные исполнительные органы обязаны регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из списков лиц, не соответствующих требованиям статьи 10 настоящего Закона.

К кандидатам в присяжные заседатели предъявляются следующие требования в соответствии со ст. 10 Закона, которые выражены в основном в негативных признаках. В списки кандидатов в присяжные заседатели не включаются лица:

1) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста двадцати пяти лет;

2) имеющие непогашенную либо неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов;

5) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Какие-либо другие ограничения на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам не допускаются.

Также из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению:

1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу;

2) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных заседателей;

3) лица старше шестидесяти пяти лет;

4) священнослужители.

Права граждан: а) Гражданам Республики Казахстан, соответствующим требованиям, предъявляемым к кандидатам в присяжные заседатели, в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и Законом, должно быть обеспечено участие в уголовном судопроизводстве; б) граждане вправе знакомиться со списками кандидатов в присяжные заседатели в порядке, установленном Законом; в) граждане вправе обращаться в местные исполнительные органы с заявлениями о незаконном включении или невключении конкретных лиц в предварительные первичные или предварительные запасные списки кандидатов в присяжные заседатели либо исключении их из этих списков, а также допущенных неточностях в данных о кандидатах в присяжные заседатели в порядке, установленном Законом. Местные исполнительные органы в пятидневный срок рассматривают поступившие заявления и принимают решения, которые могут обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Обязанности граждан следующие: а) граждане обязаны предоставлять местным исполнительным органам по их запросу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели; б) За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за предоставление неверной информации граждане несут ответственность, установленную законом Республики Казахстан; в) граждане, получившие извещение о месте и времени начала судебного заседания, обязаны явиться в суд для участия в процедуре отбора присяжных заседателей. Неявка гражданина без уважительных причин влечет ответственность, установленную законом Республики Казахстан.

Основная литература: [1-20]

Дополнительная литература: [76]