Вопрос 13. Развитие местного самоуправления в современный период.
Практика применения законодательства 90-х гг. XX в. выявила целый ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в России. Это вызвало необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне.
В целях разрешения имеющихся проблем Президентом Российской Федерации в 2002 г. была создана Комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Комиссией были подготовлены проекты федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Принятие 6 октября 2003 г. новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стало значительным этапом в развитии правовых основ местного самоуправления в России. По существу, данный Федеральный закон стал основой проведения широкомасштабной реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
Одной из основных задач проводимой в стране реформы федеративных отношений и местного самоуправления было установление такого разграничения полномочий, при котором интересы граждан были бы на первом месте, а публичные услуги были бы максимально доступны для них.
Это позволяет говорить о следующей конструкции взаимоотношений гражданина и всех уровней публичной власти. Вопросы, имеющие общефедеральное значение, естественно, должны решаться федеральными органами государственной власти. Вопросы, которые требуют концентрации сил и ресурсов (включая финансовые) в субъекте Федерации, должны решаться региональной властью. В первую очередь это вопросы социальной политики, оказания мер социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в соответствующих субъектах Российской Федерации. Это относится также и к координации деятельности муниципальных образований и осуществлению межмуниципальных программ в ряде сфер (например, в области физической культуры и спорта). Иными словами, вопросы региональной власти - это те вопросы, где нет необходимости ежедневно опекать гражданина.
И лишь те вопросы, которые непосредственно касаются гражданина в его повседневной жизни, должны решать органы местного самоуправления. Это позволит осуществлять действенный контроль гражданами за предоставлением им публичных услуг.
Необходимо заметить, что в начале проведения муниципальной реформы органы государственной власти субъектов Российской Федерации во многом отказались от нее, и их полномочия в сфере местного самоуправления были значительно ограничены. Хотя Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был предусмотрен достаточно большой переходный срок (более двух лет), не все субъекты Российской Федерации оказались готовы к его вступлению в силу в полном объеме с 2006 г.
Поэтому был принят Федеральный закон от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ. Им были внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который теперь в полном объеме вступает в силу с 1 января 2009 г. До этого срока устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений. Принятие указанных Законов субъектов Российской Федерации осуществлялось до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные Законы субъектов Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право на достаточно длительное время самостоятельно решать вопрос о законодательном определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период. При этом может быть предусмотрено решение вопросов местного значения низового звена местного самоуправления (вновь образованных поселений) органами местного самоуправления муниципальных районов.
На практике не всегда удается осуществить точное исполнение запланированных реформ. Не стала здесь исключением и муниципальная реформа. Этим в том числе объясняются неоднократные изменения и дополнения Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Существенное изменение организации деятельности местного самоуправления, предусмотренное новым Федеральным законом, потребовало внесения соответствующих изменений в федеральные законы, регламентирующие деятельность местного самоуправления в смежных отраслях. Это прежде всего касается финансового, налогового, земельного, гражданского законодательства и др. Итогом этой работы должно стать создание достаточной финансово-экономической базы местного самоуправления в Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается весьма большое увеличение регламентации отдельных аспектов местного самоуправления муниципальными правовыми актами. Но далеко не все муниципальные образования (особенно небольшие) обладают достаточными возможностями для должной подготовки муниципальных правовых актов. Поэтому со стороны государства необходим комплексный подход к этой проблеме, в том числе особое внимание необходимо уделять обучению и подготовке кадров, финансовому обеспечению. Необходима также здесь и консультационная помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и научных центров, включая разработку модельных актов для местного самоуправления.
Также федеральным и региональным органам государственной власти целесообразно разрабатывать модельные (типовые) муниципальные правовые акты городского округа, муниципального района, поселения. В данных документах в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных и региональных законов должны содержаться необходимые положения по решению вопросов местного значения, оптимизации взаимоотношений органов и должностных лиц местного самоуправления, что будет способствовать более результативному участию населения муниципального образования в решении вопросов местного значения.
- Вопрос 1. Понятие муниципального права и местного самоуправления. Соотношение понятий.
- Вопрос 2. Местное самоуправление как основа конституционного строя россии, и его место в системе народовластия.
- Вопрос 3. Предмет и методы правового регулирования муниципального права рф. (17)
- Вопрос 8. Характеристика континентальной модели местного самоуправления.
- Вопрос 9. Характеристика местного самоуправления германии Коммунальное самоуправление в Германии
- Вопрос 10. Становление и развитие местного самоуправления россии (основные этапы).
- Вопрос 11. Земское и городское самоуправление в дореволюционной россии.
- Вопрос 12. Основные теории развития местного самоуправления
- Вопрос 13. Развитие местного самоуправления в современный период.
- Вопрос 14. Приватизация муниципального имущества (основные способы).
- Вопрос 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика. (234)
- Вопрос 16. Понятие и значение местного бюджета. (243)
- Вопрос 17. Бюджетный процесс (основные стадии)
- Вопрос 18. Доходная часть местного бюджета от региональных налогов и сборов.
- Вопрос 19. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов.
- Вопрос 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
- Вопрос 21. Исполнение местного бюджета.
- Вопрос 22. Межмуниципальное сотрудничество
- Вопрос 23. Местные налоги (понятие, порядок установления и представления льгот по местным налогам)
- Вопрос 24. Средства финансовой помощи местным бюджетам.
- Вопрос 25. Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
- Вопрос 26. Местный референдум.
- Вопрос 27. Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
- Вопрос 28. Правовой статус избирательных комиссий на муниципальных выборах.
- Вопрос 29. Выдвижение и регистрация кандидатов.
- Вопрос 30. Избирательные фонды, агитация.
- Вопрос 31. Подведение итогов выборов признание выборов недействительными.
- Вопрос 32. Сходы граждан.
- Вопрос 33. Собрание и конференция граждан, их виды.
- Вопрос 34. Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
- Вопрос 35. Опрос граждан
- Вопрос 37. Голосование по отзыву депутатов и других выборных должностных лиц
- Вопрос 38. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.
- Вопрос 39. Публичные слушания
- Вопрос 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
- Вопрос 41. Территориальное общественное самоуправление
- Вопрос 42. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
- Вопрос 43. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
- Вопрос 44. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
- Вопрос 45. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами
- Вопрос 46. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
- Вопрос 47. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
- Вопрос 48. Понятие и общая характеристика организационных основ местного самоуправления.
- Вопрос 49. Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
- Вопрос 50. Структура органов местного самоуправления (понятие и правовое регулирование).
- Вопрос 51. Организация местного самоуправления в муниципальном районе и поселениях. Их взаимоотношения.
- Вопрос 52. Организация местного самоуправления в городах и в городских округах.
- Вопрос 53. Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ. Территориальные основы муниципального управления
- Вопрос 54. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
- Вопрос 55. Особенности организации местного самоуправления на территории зато. (407)
- Вопрос 56. Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда. (410)
- Вопрос 57. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях. (414)
- Вопрос 58. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
- Вопрос 59. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления
- Вопрос 60. Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
- Вопрос 61. Структура представительных органов местного самоуправления.
- Вопрос 62. Компетенция представительных органов местного самоуправления.
- Вопрос 63. Статус депутата, выборного должностного лица.
- Вопрос 64. Формы депутатской деятельности.
- Вопрос 65. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
- Вопрос 66. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
- Вопрос 67. Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
- Вопрос 68. Правовой статус главы муниципального образования.
- Вопрос 69. Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
- Вопрос 70. Структурные подразделения исполнительных органов.
- Вопрос 71. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
- Вопрос 72. Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
- Вопрос 73. Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы
- Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов деятельности являются:
- Вопрос 75. Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.
- Вопрос 76. Права и обязанности муниципального служащего.
- Вопрос 77. Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
- Вопрос 78. Гарантии и льготы муниципальнх служащих.
- Вопрос 79. Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
- Вопрос 80. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
- Вопрос 81. Соотношение полномочий представительного и исполнительного органа местного самоуправления.
- 1) По способу образования:
- 3)В зависимости от уровня планирования:
- Вопрос 82. Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
- Вопрос 83. Методы деятельности органов местного самоуправления.
- Вопрос 84. Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц
- Вопрос 85. Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления. (301)
- Вопрос 86. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка. (394)
- Вопрос 87. Вопросы местного значения
- Вопрос 88. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
- Вопрос 89. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
- Вопрос 90. Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления