logo
otvety_na_bilety_pravo

Источники права в Российской Федерации.

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Разновидностями источников позитивного (исходящего от государства) права являются:

  1. Правовой обычай: правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано в государстве в качестве обязательного. Особая роль обычного права отмечается в правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате пробелов законодательства.

  2. Юридический (правовой) прецедент: решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

  3. Нормативный договор: акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства. Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

  4. Правовая доктрина: используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение. Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англосаксонской правовой семьи.

  5. Нормативный правовой акт: это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. В России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.

Подзаконный правовой акт принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся указы Президента России, нормативные постановления Федерального Собрания, постановления Правительства России, различные нормативные акты органов исполнительной власти. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

В РФ система законодательной власти включает: