Вопрос 107. Представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации (на примере Самарской области).
Важнейшим элементом политической системы общества является государство. Через государство прежде всего осуществялется власть, управление обществом. Выражая волю народа, современное государство фактически приобрело статус (лат. status – положение) политического центра, с которым взаимодействуют все другие институты политической системы. На государство возлагается обязанность укреплять единство общества, сохранять в нем определенный порядок. Для осуществления этого порядка государство использует в своей деятельности как методы убеждения и воспитания, так и методы принуждения. Только оно, в отличие от других политических и общественных организаций, имеет в своем распоряжении аппарат насилия – армию, органы правопорядка и безопасности.Государство издает законы по разным вопросам политической и общественной жизни, действующие на всей его территории; взимает налоги, которые обеспечивают ему нормальную деятельность и функционирование. Современное государство наряду с властными функциями все больше внимания уделяет общецивилизационным функциям. Среди них прежде всего следует назвать защиту государственного строя, предотвращение и устранение социально опасных конфликтов, осуществление общей для всей страны политики в экономической, финансовой, научной, культурной и других сферах развития взаимовыгодных связей с другими странами, укрепление с ними фронта демократических сил.Все большее значение приобретает такая форма государства, которая называется правовое государство. Идея правового государства зародилась давно. Она получила выражение еще в трудах древнегреческих мыслителей, которые обосновали тезис о том, что справедливым может быть лишь общество, в котором вся его жизнедеятельность базируется на законе. Закону равно подчиняются как властные структуры, так и все граждане общества.Разделение властей – атрибут правового демократического государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает граждан от произвола должностных лиц, создает (через разделение труда и компетенции) предпосылки к эффективной деятельности государственных структур.Теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.Наиболее последовательно принцип разделения властей изложен в трудах Ш. Монтескье, в частности в его книге «О духе законов». Чтобы заставить правительство работать на благо народа, утверждал философ, необходимо создавать как можно больше простора для инициативы людей и в то же время поставить заслон власть имущим в их попытках ограничить политическую свободу граждан. «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении были соединены эти три власти».Разделение властей ни в коем случае нельзя понимать как их противостояние. Напротив, конституция должна исключать такую возможность. Согласно концепции разделения властей каждая из них – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение (функции) и наделяется соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга.
- Вопрос 60. Система управления государственной собственностью.
- Вопрос 61. Управление муниципальной собственностью.
- Вопрос 62. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации. Основные принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
- Вопрос 63. Социальная политика государства. Демографическая политика народосбережения. Государственная политика в сфере охраны здоровья населения. Государственная политика в сфере образования.
- Вопрос 64. Государственная жилищная политика в России. Жилищно-коммунальное обслуживание населения в муниципальном образовании.
- Вопрос 65. Теории местного самоуправления.
- Вопрос 66. Зарубежные модели организации местного самоуправления.
- Вопрос 67. Представительный орган муниципального образования (на примере г.О. Самара).
- Вопрос 68. Глава муниципального образования (на примере г.О. Самара).
- Вопрос 69. Модели организационных структур местного самоуправления (на примере Самарской области).
- Вопрос 70. Муниципальная служба: понятие, принципы, классификация должностей муниципальной службы. Правовое регулирование муниципальной службы.
- Вопрос 71. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования.
- Вопрос 72. Становление русской государственности и системы государственного управления Киевской Руси IX-XI века.
- Вопрос 73. Государственное управление в древнерусских княжествах IX-начала XIII веков.
- Вопрос 74. Система государственного и местного управления в период Золотой орды (вторая треть XIII-XV веков).
- Вопрос 75. Становление Российской государственности (вторая половина XV-XVI века).
- Вопрос 76. Основные этапы становления и развития городской системы управления в России.
- Вопрос 77. Государственное управление в России в XVII столетии.
- Вопрос 78. Губернские реформы 18 века в России и их значение в формировании системы управления субъектом рф.
- Вопрос 79. Система государственного управления в России в 1801-1855 гг.
- Вопрос 80. Власть и управление в России конца XIX- начала XX вв.
- Вопрос 81. Революционная власть в Советской России.
- Вопрос 82. Утверждение партийно-государственной системы власти и управления (1920-30-е гг.).
- Вопрос 83. Система государственного управления ссср в период Великой Отечественной войны.
- Вопрос 84. Государственно-политическая система ссср в 1945-1964 гг.
- Вопрос 85. Система государственного управления ссср в 1964-1985 гг.
- Вопрос 86. Система государственного управления в период «перестройки»
- Вопрос 87. Становление системы государственного управления Российской Федерации в 1990-1993 гг.
- Вопрос 88. Местное самоуправление и основные этапы его становления и развития в истории России.
- Вопрос 89. Государственная служба в России: исторические этапы становления и развития в истории России.
- Вопрос 91. Государственный Совет и Государственная Дума в системе управления Российским государством. Исторические этапы и опыт парламентаризма.
- Вопрос 92. Управление государственными финансами в Российской Федерации: объекты, субъекты, функциональные элементы.
- Вопрос 93. Управление муниципальными финансами в Российской Федерации: объекты, субъекты, функциональные элементы.
- Вопрос 94. Природа и сущность организации. Законы и принципы организации.
- Вопрос 95. Социальные организации: понятие виды и организационно-правовые формы.
- Вопрос 96. Понятие и типология организационных структур: механистическая и органическая. Жизненный цикл организации и его модели. Организационная культура, корпоративная культура.
- Вопрос 97. Государственные организации: понятие и основные организационно правовые формы.
- Вопрос 99. Система органов исполнительной власти федерального уровня.
- Вопрос 100. Система органов исполнительной власти уровня субъектов рф (на примере Самарской области).
- Вопрос 102. Понятие и способы осуществления гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность: понятие и виды.
- Вопрос 103. Система государственного управления: понятие и структура.
- Вопрос 104. Президент Российской Федерации: конституционный статус и полномочия.
- Вопрос 105. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования палат, их полномочия и организация деятельности.
- Вопрос 106. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, структура, функции, организация деятельности.
- Вопрос 107. Представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации (на примере Самарской области).
- Вопрос 108. Высшее должностное лицо субъекта рф: порядок назначения и полномочия (на примере Самарской области).
- Вопрос 109. Контроль в государственном управлении: понятие, виды и назначение.
- Вопрос 110. Государственная служба: понятие, виды, принципы, организация прохождения.
- Вопрос 111. Государственная гражданская служба: назначение, принципы, правовой статус, квалификационные требования.
- Вопрос 112. Муниципальная служба: понятие, содержание и особенности.
- Вопрос 113. Муниципальное антикризисное управление.
- Вопрос 114. Формы непосредственного участие населения в местном самоуправлении. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.
- Вопрос 115. Состав органов местного самоуправления и их задачи. Организационная структура местной администрации: принципы и формы построения.
- Вопрос 116. Понятие муниципального заказа. Правовое регулирование муниципального заказа.
- Вопрос 117. Предпринимательство в муниципальном образовании: понятие, социальная роль, виды поддержки.
- Вопрос 118. Регион: определение и классификация. Однородные регионы: понятие, основные типы, примеры. Узловые регионы: понятие, основные типы, примеры.
- Вопрос 119. Региональная экономика. Институциональная и нормативно-правовая основы региональной экономической политики.
- Вопрос 120. . Основные принципы муниципальной службы. Права и обязанности муниципального служащего. Аттестация муниципальных служащих.