7.3. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф
Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.
Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой, федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта РФ, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.
Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ представлена в основном двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении.
Первая модель: высшее должностное лицо, руководитель исполнительной власти в субъекте РФ единолично создает структуру администрации субъекта РФ, наделяется разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти, структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с учреждениями и предприятиями различных форм собственности в отраслях и сферах экономического и социально-культурного развития, осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями утвержденной структуры администрации.
К полномочиям высшего должностного лица относятся:
1) право законодательной инициативы; подписания и опубликования законов;
2) отлагательное вето на законы;
3) исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, организационной структуре исполнительной власти.
Большинство уставов субъектов РФ предусматривают механизм, сдерживающий власть высших должностных лиц, руководителей исполнительной власти субъекта РФ – право представительного органа на утверждение заместителей, структуры администрации, расходов на ее содержание, заслушивание ежегодных отчетов о деятельности администрации, право досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица и др.
Вторая модель структуры администрации субъекта РФ предполагает учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленной компетенцией, полномочиями в установлении исполнительно-распорядительных функций. Правительство имеет два начала: первое – оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т. е. является носителем публичного права, второе – Правительство является юридическим лицом, те субъектом гражданско-правовых, частноправовых отношений, оно может заключать сделки в сфере собственности, земли и иных отношений.
Есть промежуточная модель организации администрации, когда правительство не является юридическим лицом и не является самостоятельным субъектом – его статус, скорее, коллегии при губернаторе.
Разные модели исполнительной власти субъектов РФ не обеспечивают единое правовое и административно-управленческое поле в стране. В конституциях республик и уставах не определено соотношение актов, юридической силы тех, что издаются на местах, и актов федерального Правительства, у которого нет прямого административного воздействия на организационно-правовые органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из вышеперечисленных вариантов.
1) Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта РФ. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.
2) Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта РФ. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.
3) При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.
Структура республиканских органов исполнительной власти характеризуется большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.
Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям относятся:
1) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
2) разработка бюджета субъекта РФ, обеспечение его исполнения;
3) разработка и представление на утверждение законодательного (представительного) органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта РФ, отчетов об их исполнении;
4) формирование органов исполнительной власти субъекта РФ;
5) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ.
- Елена Масленникова Максим Мокеев Наталья Гегедюш
- Тема 1. Государственное управление: теоретико-методологический аспект
- 1.1. Сущность государственного управления
- 1.2.Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении
- Тема 2. Исторический аспект теории государственного управления
- Тема 3. Система органов государственной власти в Российской Федерации
- 3.1. Система органов государственной власти в современной России
- 3.2. Федеральные органы государственной власти России
- Роль Президента рф в системе государственного управления
- Федеральное Собрание рф
- Судебная власть в России
- Правительство рф и система федеральных органов исполнительной власти
- Тема 4. Государственная политика: содержательный аспект
- 4.1. Методология государственной политики
- 4.2. Процесс реализации государственной политики
- 4.3. Виды и направления государственной политики
- 4.4. Реализация государственной политики в современной России
- Тема 5. Административная реформа в Российской Федерации
- 5.1. Сущность и основные составляющие административной реформы
- Реформа функций и структуры исполнительной власти
- Выявление и упразднение избыточных государственных функций
- Упразднение избыточных функций
- Защита от появления новых избыточных функций
- Структура и система органов исполнительной власти
- Обеспечение информационной открытости власти
- Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг
- 5.2. Взаимосвязь реформ государственного управления Реформа государственной службы
- Административные регламенты и стандарты
- Бюджетная реформа
- 1. Управление по результатам
- 2. Стандартизация и регламентация
- 3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции
- 4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества
- 5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти
- 6. Обеспечение административной реформы
- Тема 6. Тенденции развития федеративных отношений
- 6.1. Территориальная организация власти и формы государственного устройства
- 6.2. Современный федерализм: понятие, принципы, признаки, критерии
- 6.3. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма
- 6.4. Особенности политико-территориальной организации Российской Федерации
- 6.5. Этапы развития федеративных отношений
- Тема 7. Организация власти в субъектах рф
- 7.1. Система региональной государственной власти
- 7.2 Законодательные органы власти субъектов рф
- 7.3. Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах рф
- 7.4. Высшее должностное лицо субъекта рф
- 7.5. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта рф
- Тема 8. Эффективность государственного управления
- 8.1. Теоретико-методологические подходы к определению эффективности
- 8.2. Концептуальные модели эффективности
- 8.3. Интегральные показатели оценки эффективности государственного управления
- 8.4. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти
- Тема 9. Отечественный и зарубежный опыт организации власти на местах
- 9.1. Опыт становления местного самоуправления в России
- 9.2. Сравнительный анализ зарубежного опыта местного самоуправления
- Тема 10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления
- 10.1. Конституционные основы местного самоуправления
- 10.2. Нормативные акты федеральных органов государственной власти в системе правовых основ местного самоуправления
- 10.3. Региональное законодательство в системе правовых основ местного самоуправления
- 10.4. Муниципальные правовые акты
- Тема 11. Муниципальное образование как социально-экономическая система
- Тема 12. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления
- 12.1.Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне
- 12.2. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
- Тема 13. Система органов местного самоуправления
- 13.1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика
- 13.2. Компетенция органов местного самоуправления
- 13.3. Организационная структура местной администрации: направления совершенствования
- 13.4. Планирование деятельности местной администрации
- Тема 14. Финансово-экономические основы местного самоуправления
- Тема 15. Ассоциации муниципальных образований как форма осуществления межмуниципального сотрудничества