logo

§ 1. Социальная защита лиц

с психическими расстройствами в стационарных

психоневрологических учреждениях

Количественная и структурная оценка демографических показателей, показателей заболеваемости населения, в том числе лиц, страдающих психическими заболеваниями, - не только предмет теоретических исследований, но и практическая потребность для принятия соответствующих решений по охране здоровья, прав граждан в этой социальной сфере.

Для формирования адекватной социально-правовой политики необходимо достаточно полное представление о заболеваемости населения в самых разных ее аспектах, в том числе наиболее социально-уязвимой части граждан - лиц, страдающих психическими заболеваниями.

В последние годы сведения о состоянии здоровья населения, демографические данные стали значительно чаще использоваться для обоснования тех или иных нормативных актов, региональных программ, в качестве критериев эффективности действия принятых нормативных документов, регулирующих конкретные правоотношения в социальной сфере. В качестве примера следует привести Законы Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992 г.)276, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.)277, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.)278, которые не только развивают конкретные конституционные права граждан в социальной сфере, но и определяют порядок их реализации.

Психическое состояние здоровья населения во многом определяет общее состояние здоровья общества, существенным образом влияет на его интеллектуальный потенциал, экономическое благополучие, культурную, моральную и правовую атмосферу. Однако, как следует из прогнозов «Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1996 г.»279, вряд ли в ближайшем будущем нам удастся избежать последствий негативных воздействий на психическое здоровье людей. С учетом всех обстоятельств можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психического состояния населения под воздействием переживаемых социально-экономических трудностей будет вскоре настолько выраженным, что обращение за психиатрической (в том числе и наркологической) помощью значительно вырастет. Это приведет к быстрому росту показателей учтенной заболеваемости, которые к 2000 г. достигнут уровня около 750 впервые в жизни заболевших на 100 тысяч человек населения.

Все это диктует необходимость проведения психоневрологическими учреждениями социального обслуживания повседневной работы по правовой защите и поддержке законных интересов психически больных, стационированных в них. Эта весьма нелегкая и сложная работа является особенностью деятельности психоневрологического учреждения социального обслуживания. В нормативных документах, регулирующих деятельность стационарных психоневрологических учреждений социального обслуживания, подчеркивается, что работа по «жизненному устройству» лиц, находящихся в них, является обязанностью учреждений.

В Примерном уставе государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения, утвержденном приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) № 283 от 4 ноября 1997 г., указано, что такое учреждение осуществляет мероприятия по медико-социальной реабилитации с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, оказывает при необходимости квалифицированные услуги по функциям опекуна и попечителя, если вследствие заболевания или возникшего изменения личности проживающий в таком учреждении не может надлежащим образом осуществлять свои конституционные права и обязанности.

В соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Правительством Российской Федерации принято постановление от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»280. В этом нормативном акте в перечне услуг, предоставляемых лицам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, указаны не только социально-медицинские услуги - проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основе индивидуальных программ реабилитации, но и правовые услуги - оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных льгот, обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов и др. В статье 39 «Обязанности администрации и медицинского персонала психиатрического стационара» Федерального Закона «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании»281, указано, что администрация и медицинский персонал психиатрического стационара обязаны создать условия для осуществления прав пациента и их законных представителей, предусмотренных данным Законом, в том числе: выполнять функции законного представителя в отношении пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющих такого представителя и пр. Подобным образом прописана обязанность администрации стационарного психоневрологического учреждения социального обслуживания и в статье 21 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Следует отметить, что обязанности по защите прав и законных интересов психически больных лиц, находящихся в психоневрологических интернатах, прописаны как уставная функция учреждения не только в ведомственных нормативно-распорядительных документах (уставе, письмах, приказах, инструкциях), законах такой отрасли права, как право социального обеспечения, но и в законах иных отраслей права.

Так, например, в части 3 статьи 4 «Возбуждение гражданского дела в суде» Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ГПК РСФСР) указано, что суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению учреждений, когда по закону они могут обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц. Это положение закона имеет целью расширение процессуальных гарантий восстановления нарушенного права или охраняемого закона интереса, оказание правовой помощи гражданам, в том числе и находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В статье 42 «Участие в процессе органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан, защищающих права других лиц» ГПК РСФСР определено, что в, случаях, предусмотренных законом, учреждения могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц. Указанные в этой же статье учреждения могут знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом. В той же статье 42 законодателем прописаны две формы участия субъекта (в нашем случае - стационарного психоневрологического учреждения социального обслуживания) в гражданском процессе, а именно: обращение с заявлением о защите прав или охраняемых законом интересов других лиц (в нашем случае - лиц с психическими расстройствами, находящихся в интернате) и вступление в процесс с целью дачи заключения. Следует отметить, что указанные субъекты (в нашем случае - стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания) независимо от формы своего участия в гражданском процессе не имеют в деле своего материально-правового интереса. Их интерес носит функциональный характер и вытекает из их компетенции, которая прописана, в частности, в нормативно-распорядительных документах, регулирующих их деятельность (о чем было сказано выше).

В части 4 статьи 35 «Опекуны и попечители» Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указано, что «опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения». Из содержания данной статьи следует, что опекуны не назначаются гражданам, признанным недееспособными и помещенным в стационарные психоневрологические учреждения социальной защиты. В этих случаях выполнение обязанностей опекунов возлагается на администрацию указанных учреждений.

Таким образом, нормативная база действующего законодательства не только дает право, но и обязывает администрацию стационарных психоневрологических учреждений социального обслуживания возбуждать гражданские дела, в том числе жилищные, семейные, имущественные, трудовые и пр., выступать при их рассмотрении в качестве законных представителей лице психическими расстройствами, обжаловать решения судов в кассационном порядке или в порядке протеста и т. д. При этом следует отметить, что, согласно пункту 8 статьи 80 «Освобождение от уплаты судебных расходов» ГПК РСФСР, в этих случаях учреждения освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства.

В Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 2) прописано, что «социальная защита инвалида - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества». Таким образом, сам законодатель определил право как одну из составляющих системы социальной защиты инвалида (в том числе, естественно, и по причине психического расстройства), его реабилитации. Более того, сам процесс реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида возможен только при правовом сопровождении.

Во всех без исключения отраслях права имеются специальные нормы, относящиеся к лицам с психическими расстройствами и гарантирующие им реализацию и защиту их прав и законных интересов. Руководители, работники стационарных психоневрологических учреждений социального обслуживания должны не только их знать, но и применять.

В гражданском праве и гражданском процессе - это нормы, регулирующие основания и порядок признания лиц с психическими расстройствами недееспособными, восстановления дееспособности, вопросы судебно-психиатрической экспертизы по гражданским делам, право собственности, действительности сделок и договоров, заключенных лицами с психическими расстройствами, вопросы действительности завещаний, составленных лицами данной категории.

В области семейного права - это вопросы о допустимости регистрации брака с лицом с психическим расстройством и действительности такого брака, условия и последствия признания такого брака недействительным, вопросы имущественных прав больного в случае расторжения брака, права данного лица на воспитание детей, алиментные обязательства и пр.

В области пенсионного и трудового права, права социального обеспечения предусмотрено государственное пенсионное обеспечение (порядок и основания назначения и выплаты пенсий и пособий); получение и расходование пенсии, денежных средств недееспособных лиц; трудоустройство лиц с психическими расстройствами, в том числе и находящихся в стационарных психоневрологических учреждениях социального обслуживания, на «открытом» производстве - штатных должностях, как внутри учреждения, так и вне его; право лиц с психическими расстройствами на выполнение той или иной работы. Кроме того, существуют правовые нормы, регулирующие основание и порядок получения медико-социальной помощи, в том числе в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, определяющие гарантии прав граждан при получении лечебно-профилактической (включая и психиатрическую) помощи и принципы ее оказания. При этом приходится решать ряд задач, в том числе осуществлять защиту прав и законных интересов граждан при оказании помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь и др.

Следует подчеркнуть, что утверждение в обществе нового способа социальной организации и ориентации, основанных на более целостном и партнерском взаимоотношении системы «общество - человек», делает не только возможной, но и необходимой эволюцию действующих правовых норм в сторону повышения уровня обеспечения социальной защиты всех категорий граждан, и в том числе лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания являются медико-социальными учреждениями особого типа, что определяется в их уставных целях и задачах по оказанию лицам, страдающим психическими расстройствами, комплексной социально-психиатрической помощи. Многообразие данного вида социально-психиатрической помощи лицам с психическими расстройствами в объемах, формах и видах, гарантированных государством, представлено в перечне гарантированных государством социальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 “О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания”282.

В указанном перечне предусмотрено, что в стационарном учреждении оказываются такие виды и формы услуг, как материально-бытовые, социально-медицинские и санитарно-гигиенические, правовые, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией и получением образования с учетом психосоматических возможностей. Причем данный комплекс услуг и медико-социальной помощи строится на сугубо индивидуальной основе и персонифицирован. Этот перечень медико-социальных услуг и помощи, оказываемой в стационарном психоневрологическом учреждении лицам с психическими расстройствами, согласуется с правовым определением самого понятия «охрана здоровья граждан», который дан законодателем в таком нормативном акте, как Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г.283 «Охрана здоровья граждан, - говорится в Основах законодательства, - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья»284.

В Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 41) установлены основания и порядок приема (помещения) лиц с психическими расстройствами в стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания. Тем самым данная общественно значимая процедура приобрела конкретную правовую форму. Исходя из содержания данной нормы, прием (помещение) в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания совершеннолетнего дееспособного лица является исключительно добровольным и осуществляется по его личному заявлению, а в отношении несовершеннолетних и недееспособных - по решению органов опеки и попечительства. Законодатель в данной конкретной правовой норме определил, что родители несовершеннолетнего или опекун недееспособного лишены права решать за них вопрос о помещении в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания, они лишь вправе поставить этот вопрос перед органом опеки и попечительства.

Такой подход обусловлен тем обстоятельством, что помещение в данное учреждение социального обслуживания является сменой места жительства и предоставлением лицу с психическим расстройством такой услуги, как «предоставление жилой площади». Принудительное, вопреки воле конкретного дееспособного лица, помещение его в психоневрологическое учреждение является серьезным нарушением закона. Более того, данная норма согласуется и со статьей 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Место жительства гражданина», согласно которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает». Дееспособные граждане избирают место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ).

Особый порядок и основания приема (помещения) в стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания обязателен для всех стационарных психоневрологических учреждений социального обслуживания и не зависит от непосредственного наименования конкретного учреждения. Важно только одно: чтобы эти учреждения имели сходные функции и создавались для оказания медико-социальной, психиатрической помощи лицам с психическими расстройствами, что должно иметь свое организационно-правовое отражение в Уставе (Положении) этих учреждений и в штатном обеспечении учреждения по решению этих уставных целей и задач.

В стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания могут поступать (помещаться) как дееспособные лица, так и лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными. Особо следует подчеркнуть, что сам факт поступления (помещения) или нахождения в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания не является самостоятельным основанием, то есть юридическим фактом, для лишения указанного лица дееспособности или каким-либо иным способом ограничения его прав.

Как следует из статьи 41 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», непременным условием приема (помещения) в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания является наличие у принимаемого лица психического расстройства. Поэтому для решения вопроса о приеме в учреждение необходимо заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Законодатель в самой норме определил содержание данного заключения, в котором должны быть отражены не только факт наличия психического расстройства, его тяжесть и конкретная клиническая форма, но и обоснована невозможность для данного лица вследствие его психического состояния находиться в неспециализированном (не психоневрологическом) стационарном учреждении социального обслуживания. Особо важно отметить, что в отношении дееспособного лица должны быть указаны сведения об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным. Законодатель не ограничил состав врачебной комиссии, а только определил, что в ее составе обязательно должен быть врач-психиатр. Такой подход позволяет включить в комиссию врачей любых специальностей и иных специалистов (например, психологов, юристов и др.), которые будут способствовать наиболее полной и всесторонней оценке состояния здоровья конкретного лица и определения оптимально возможной формы медико-социальной и правовой его защиты. При этом освидетельствование врачом-психиатром должно происходить с соблюдением требований, изложенных в статьях 4, 9, 23 данного Закона, а в своем заключении он должен решать только те вопросы, которые относятся к его компетенции. Обжалования как действий врача-психиатра, так и решения врачебной комиссии производится в порядке, определенном в статье 47 этого Закона.

Такой нормативный порядок приема (помещения) в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания должен распространяться и на случаи перевода из детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей с психическим расстройством в связи с наступлением совершеннолетия, то есть по достижению ими восемнадцатилетнего возраста, в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания взрослых. Это следует из самого содержания статьи 41 указанного Закона, в которой прописано два основания приема в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания: первое - личное заявление лица, страдающего психическим расстройством, и второе - решение органа опеки и попечительств для несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет или лица, признанного в установленном порядке недееспособным.

В статье 21 «Дееспособность гражданина» ГК РФ законодатель раскрывает содержание понятия дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Быть дееспособным - значит иметь способность лично совершать юридические действия. Способность гражданина совершать разумные действия, сознавать значение своих действий и их последствия законодатель связал с наступлением совершеннолетия, а именно - с достижением восемнадцатилетнего возраста. Из этого правила закон делает ряд исключений, поскольку способность человека совершать разумные действия и осознавать их социально-правовое значение связана не только с достижением совершеннолетия, но и с психическим состоянием конкретного лица независимо от возраста.

Поэтому право в целом, и в частности гражданское право, предусматривает возможность признания недееспособным совершеннолетнего, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ «Признание гражданина недееспособным»). Гражданская дееспособность и правоспособность являются субъективным правом, защищаемым законом. Оно заключается в возможности свободного и ответственного поведения гражданина, обладающего дееспособностью. Дееспособность имеет определенные пределы - недопустимы действия, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав» ГК РФ). Иными словами, дееспособность — это способ осуществления правоспособности.

Законодатель определил, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. При этом ограничение гражданских прав допускается только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Содержание указанной статьи полностью отражает содержание статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, сам факт наступления совершеннолетия, то есть достижения восемнадцатилетнего возраста, является самостоятельным юридическим фактом, с которым законодатель связывает дееспособность гражданина. Что касается рассматриваемого нами вопроса, то достижение совершеннолетия означает перемену в основании приема (помещения) в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания, и как следствие - необходимость личного заявления от конкретного, не признанного в установленном порядке недееспособным лица на дальнейшее пребывание его в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания, в том числе и на перевод из детского учреждения в учреждение взрослой сети. Этот вывод находит свое подтверждение в основополагающих принципах оказания психиатрической помощи гражданам (ст. 1 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») и согласуется с их субъективными правами, изложенными в статьях 37, 43 и 44 этого Закона, а также с корреспондируемыми указанным правам юридическими обязанностями администрации учреждений. Таким образом, достижение совершеннолетия лицом с психическим расстройством, находящимся в детском доме-интернате для глубоко умственно отсталых детей, приводит к наступлению полной дееспособности, следствием которой является «потеря» решением органа опеки и попечительства своей юридической силы в качестве основания для помещения и дальнейшего пребывания конкретного лица в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания.

Однако при этом следует учитывать тот факт, что сам закон определил ряд исключений из этого правила, а именно дееспособность определяется не только достижением лицом определенного возраста, но и зависит от состояния его психического здоровья. Поэтому закон предусматривает возможность признания недееспособным совершеннолетнего гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Лица, находящиеся в детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей, страдают психическими расстройствами, и при решении вопроса об их переводе в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания взрослой сети в связи с достижением ими совершеннолетия перед врачебной комиссией, как и при освидетельствовании лиц, проживающих самостоятельно, для решения вопроса об их помещении в психоневрологическое учреждение, должны стоять вопросы, которые определены в статье 41 «Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения: для социального обеспечения» Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В связи с изложенной нормативной базой, определяющей и регулирующей правовой статус гражданина, в том числе и достигшего совершеннолетия - восемнадцати лет, и находящегося в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания (детском доме-интернате для глубоко умственно отсталых детей), следует признать, что перевод лиц, достигших совершеннолетия, из детских домов-интернатов для глубоко умственно отсталых детей в стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания взрослой сети должен быть осуществлен по таким основаниям и в таком порядке:

- личное заявление как лица, достигшего совершеннолетия - восемнадцатилетия, то есть возраста, с наступлением которого закон связывает наступление полной дееспособности, и не лишенного в порядке, предусмотренном законом, этой дееспособности;

- заключение врачебной комиссии, в составе которой должен обязательно находится врач-психиатр, а также иные специалисты (врачи, психолог, педагог и др.), способствующие полной и всесторонней оценке психосоматического состояния здоровья, состояния интеллекта обследуемого лица. Заключение должно содержать сведения о наличии у обследуемого лица психического расстройства, о его тяжести и клинической форме, обосновать нуждаемость нахождения в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания (либо возможность пребывания в неспециализированном - не психоневрологическом учреждении социального обслуживания, либо возможность дальнейшего обучения в условиях общеобразовательной или специальной систем образования) или возможность самостоятельно проживать и самообеспечивать себя, а также, что особо важно, заключение должно содержать вывод о наличии или отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании обследуемого лица недееспособным.

Более того, из содержания статей 4, 5, 11, 41 и ряда других Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» следует, что личное заявление (согласие) совершеннолетнего, не признанного в установленном порядке недееспособным лицом, является выражением добровольного принятия им возможности реализации своего субъективного права на получение медико-социальной помощи в условиях стационарного психоневрологического учреждения социального обслуживания после предоставления комиссией адекватной и полной информации, в том числе о правах лица, страдающего психическим расстройством, основаниях и порядке приема в психоневрологическое учреждение и пр. Согласие лица с психическим расстройством, находящего в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания детской сети, на перевод во взрослое учреждение должно быть добровольным, то есть основанном на свободном выборе. Если же согласие получено под давлением насилия, угрозы, обмана, то оно не является добровольным и, следовательно, признается недействительным. Администрация стационарного психоневрологического учреждения социального обслуживания как детской, так и взрослой сети обязана информировать инвалида о его правах в период пребывания в учреждении (ст. 21 «Обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания» Закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов »).

Важно учитывать, что наличие у лица психического расстройства еще не означает отсутствие у него способности к выражению отношения к получению медико-социальной помощи в условиях стационарного психоневрологического учреждения социального обслуживания. Более того, следует особо отметить, что личное заявление должно быть не только добровольным, но быть результатом информированности об условиях жизни в психоневрологическом учреждении взрослой сети. Личное заявление - это добровольное, информированное, личное согласие.

Заключение подобного содержания позволит на практике правовым образом решить вопрос, связанный с реализацией субъективного права инвалида, изложенного в статье «Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания» Закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно указанной статье, дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данного учреждения либо по месту прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Если комиссия пришла к заключению, что оснований для постановки перед судом вопроса о признании освидетельствованного лица недееспособным нет, и если он дал согласие на свой перевод в стационарное психоневрологическое учреждение взрослой сети, он переводится, согласно его личному заявлению, как дееспособное лицо с соблюдением всех требований Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. ст. 5, 41, 43 и др.).

Если комиссия пришла к заключению, что имеется достаточно оснований для постановки перед судом вопроса о признании освидетельствованного лица недееспособным, то администрация учреждения в установленном действующим законодательством порядке должна этот вопрос разрешить.

Изложенная концепция порядка перевода лиц с психическими расстройствами, достигших совершеннолетия (наступления полной дееспособности), из стационарных психоневрологических учреждениях социального обслуживания детской сети (детских домов-интернатов для глубоко умственно отсталых детей) основана на действующей нормативной базе и отличается от порядка перевода данной категории лиц, изложенного в Примерном уставе государственного (муниципального) стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 ноября 1997 г. № 283. Согласно порядку, изложенному в Уставе, «воспитанники, достигшие 18-летнего возраста и неспособные к труду, в соответствии с заключением специализированной медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) и решением педагогического совета переводятся в психоневрологические стационарные учреждения социального обслуживания». Такой же порядок, как в Уставе, был прописан и в «старом» Положении о детском доме-интернате285.

Правовой сравнительный анализ свидетельствует о том, что изложенный в Уставе порядок не согласуется ни с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании», ни с Гражданским Кодексом РФ, ни с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, ни с Конституцией РФ.

Освидетельствование лиц, достигших совершеннолетия и находящихся в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания детской сети, должно проводиться комиссией, созданной приказом руководителя этого учреждения. Рассматриваемый нами порядок и основания перевода из детских учреждений во взрослые инвалидов, связанные с достижением ими совершеннолетия и как следствие этого - дееспособности, в конечном счете направлено на усиление гарантий прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами.

Вернемся к дальнейшему рассмотрению вопроса о помещении лиц, страдающих психическим расстройством, в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания.

Согласно Закону РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», как оказание помощи, так и непосредственное участие в процедуре оформления необходимых документов на прием (помещение) в психоневрологическое учреждение лиц, страдающих психическим расстройством, осуществляют социальные работники территориальных органов социальной защиты населения. При этом лица, изъявившие личное желание получить медико-социальную помощь в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания, должны быть предварительно ознакомлены с условиями нахождения в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемым этими учреждениями. В случае же признания в установленном законом порядке лица недееспособным, это право получают его законные представители. Эти лица «имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления» (ст. 8 «Права граждан пожилого возраста и инвалидов на информацию в сфере социального обслуживания» Закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). Требования данной статьи согласуются с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в котором прописана необходимость наличия «личного, добровольного, информированного согласия» на получение психиатрической и медико-социальной помощи.

Из этого следует, что при оформлении документов, в том числе и личного письменного заявления (наличие которого является обязательным) лица, страдающего психическим расстройством, на прием (помещение) в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания, социальный работник территориального органа социальной защиты населения обязан предоставить ему (гражданину) полную, достоверную и исчерпывающую информацию относительно конкретного учреждения, а также о тех правовых последствиях, которые возникают в связи с фактом его помещения в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания. О содержании предоставленной информации социальный работник обязан сделать собственноручно запись на заявлении лица, оформляющегося в стационарное учреждение, и заверить ее как своей подписью, так и подписью руководителя территориального органа социальной защиты населения соответствующим образом.

Отметим, что сам законодатель определил круг лиц, а именно социальных работников территориальных органов социальной защиты населения, которые при оформлении вышеуказанных документов обязаны не только давать информацию о видах, формах социального обслуживания, основаниях и порядке его предоставления и получения, но и возложил на них обязанность подтверждать сам факт свободного волеизъявления (свободного, осознанного и информированного согласия) лица на поступление в стационарное психоневрологического учреждение после предоставления социальным работником этому лицу адекватной информации. Такое положение возможно только при личном контакте социального работника с лицом, страдающим психическим расстройством и изъявившим желание получить психоневрологическую, медико-социальную помощь в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания.

Из статьи 41 «Основание и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения» Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” следует, что лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными, помещаются в стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания по решению органа опеки и попечительства, принятого на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Опекун лишен права решать вопрос о помещении такого лица в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания, он вправе лишь поставить этот вопрос перед органами опеки и попечительства.

Правовой подход, представленный в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласуется и с содержанием правовых норм, изложенных в ГК РФ, которые обоснованно регулируют отношения опеки и попечительства, акты гражданского состояния, регламентируемые прежде Семейным кодексом РФ.

Опекуны лиц, недееспособных вследствие психических расстройств, обязаны в первую очередь обеспечить регулярное врачебное наблюдение над своими подопечными со стороны лечебных учреждений. Опекуны должны также осуществлять необходимый уход, защищать их интересы и одновременно контролировать, чтобы они не нарушали права и интересы других лиц. При наличии оснований, связанных с выздоровлением подопечного, опекун обязан возбудить в суде дело о признании опекаемого дееспособным и снятии с него опеки (ст. 36 «Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей» ГК РФ).

При этом особо следует заметить, что совсем иными являются обязанности опекунов несовершеннолетних. В зависимости от возраста детей и состояния их здоровья им должны быть созданы соответствующие условия для нормального развития (режим, питание, лечение, обучение и т.п.). Поскольку опекуны несовершеннолетних призваны заменить им родителей, то их права и обязанности сходны с родительскими правами и обязанностями. Они обязаны воспитывать опекаемых детей, заботиться об их здоровье, духовном, нравственном, физическом развитии. Опекуны вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания детей с учетом рекомендаций органов опеки и попечительства, а также мнения детей, если последние способны выразить его, и т.д.

Помещение недееспособного (совершеннолетнего) лица на государственное обеспечение в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания связано с предоставлением ему гарантированного государством перечня социальных услуг, в число которых входит и обязанность администрации учреждения исполнять возложенные на нее опекунские функции в отношении лиц, нуждающихся в опеке (ст. 21 «Обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания» Закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; ст. 7 «Представительство граждан, которым оказывается психиатрическая помощь» Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Помещение лица, недееспособного вследствие психического расстройства, в стационарное учреждение социального обслуживания является фактом, свидетельствующим о том, что по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья опекуна, характер его работы, переезд в другую местность на жительство, изменение семейного положения и др.) опекун не может справляться со своими опекунскими обязанностями (или их выполнение для опекуна затруднено, или опекун надлежащим образом их не выполняет). По этой причине сам закон в качестве одного из самостоятельных оснований освобождения опекунов от исполнения ими опекунских обязанностей определил «помещение опекаемого в учреждение социальной защиты», имеющее силу юридического факта (ст. 39 «Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей» ГК РФ). При этом следует иметь в виду, что это обстоятельство не является безусловным основанием для освобождения опекуна от исполнения им своих опекунских обязанностей. С учетом интересов опекаемого органы опеки и попечительства могут отказать в прекращении опеки и попечительства.

Согласно пункту 4 статьи 35 «Опекуны и попечители» ГК РФ, опекуны не назначаются гражданам, признанным недееспособными и помещенными в учреждения социальной защиты. Выполнение обязанностей опекунов возлагается в этих случаях на администрацию этих учреждений.

Из этого следует, что орган опеки и попечительства при рассмотрении вопроса о помещении в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания лица, признанного недееспособным вследствие психического расстройства и имеющего опекуна, должен также решить вопрос либо об освобождении при наличии достаточных оснований от опекунских обязанностей опекуна и возложении исполнение этих обязанностей на администрацию конкретного учреждения, либо о сохранении опекунских обязанностей у данного конкретного лица.

При поступлении недееспособного лица на государственное обеспечение в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания администрация учреждения обязана сообщить о данном факте тому органу опеки и попечительства, который принял решение о помещении недееспособного лица в стационарное психоневрологическое учреждение. В целях обеспечения прав недееспособного лица, находящегося в стационарном психоневрологическом учреждении социального обслуживания, в том случае, когда опекун не отстранен от исполнения опекунских обязанностей решением органа опеки и попечительства, администрация учреждения обязана регулярно сообщать органу опеки и попечительства сведения об исполнении данным опекуном своих опекунских обязанностей. В этом случае ненадлежащее выполнение опекуном своих обязанностей в период нахождения опекаемого в стационарном психоневрологическом учреждении является также основанием для принятия органом опеки и попечительства решения об отстранении его от выполнения данных обязанностей. Более того, подобная форма выполнения своих обязанностей администрацией учреждения будет способствовать профилактике и предупреждению использования опеки в корыстных целях (занятие жилой площади, незаконное использование имущества опекаемого и др.), что является преступлением.

Таким образом, правовая формула, определяющая основание и порядок помещения в стационарное психоневрологическое учреждение социального обслуживания, изложенная в статье 41 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в полной мере согласуется с нормативной базой других отраслей права и является реальной гарантией обеспечения прав и законных интересов лиц с психическими расстройствами, помещаемых в стационарные психоневрологические учреждения социального обслуживания. Кроме того, эта правовая формула должна использоваться, как следует из данных клинико-психопатологического и правового анализа ее содержания, и при переводе лиц, страдающих психическим расстройством, из детского стационарного психоневрологического учреждения социального обслуживания в учреждение взрослой сети. Она способна стать реальной гарантией защиты субъективных прав и законных интересов данной категории лиц как при оказании им психиатрической помощи, так и в общегражданских и иных правоотношениях.