logo search
МГЮА ТГП (Конечный)

Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.

По общему правилу, нормативно-правовой акт не распространяет свое действие не факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип еще знало Римское право: «Закон обратной силы не имеет». Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильности правопорядка.

Из изложенного правила есть два исключения. В некоторых случаях обычно из справедливых гуманных соображений может использоваться обратная сила закона, то есть, распространение действия нормативно-правового акта на факты и порожденные ими последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу:

Действие во времени– это наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативно-правовых актов. Слишком быстрое введение крупного и сложного нормативно-правового акта в действие может вызвать затруднение в деятельности органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов. В научных исследованиях поднимаются самые разные проблемы временных пределов действия нормативно-правовых актов. Например, известный административист – профессор Бахрах, считает, что само понятие действия во времени следует заменить более сложным, более точным определением – действие нормы права во времени, поскольку один документ может содержать предписания с различными временными параметрами.

Рассматривая вопросы действия нормативно-правовых актов во времени, следует остановиться на таком явлении, как «переживание нормативно-правового акта». Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он, как бы, «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым нормативно-правовым актом требуется определенный срок. Сходное с переживанием нормативно-правовых актов явление наблюдается и в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все старое законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, может быть отменено «одним росчерком пера». Однако для принятия огромного количества нормативно-правовых актов требуется немало времени, поэтому революционерам и преобразователям, как правило, приходится пролонгировать (продлевать) действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории только вXXвеке подобная ситуация возникала два раза: в 1917 году и в 1991 году.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свою деятельность на всю территорию данного государства. Территорией государства признается часть Земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят сухопутное пространство в пределах государственных границ, недра земли в пределах государственных границ, внутренние воды, то есть, воды рек озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству, территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство в пределах государственных границ, военные и гражданские суда под флагом государства, которые находятся в нейтральных водах или международном воздушном пространстве, территории посольств, миссий, консульств государств за рубежом, космические корабли и станции со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативно-правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Например, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне, в оффшорной зоне или на территории, которая отличается сложными климатическими, природными условиями (например, в районах Крайнего Севера и т.д.).

Свою территорию действия имеют и нормативно-правовые акты местных органов. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и их объединениями.

Если возникает проблема соотношения нормативно-правовых актов, действующих на всей территории государства и на определенной ее части, то она разрешается по принципу преимущественной юридической силы вышестоящих органов перед нижестоящими. Проблема территориального действия нормативно-правовых актов особую актуальность приобретает в федеративных государствах. Здесь заслуживают внимание два момента: