41. Государство, право и экономика.
Определения этих понятий обязательно привести!!!
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства»)[1] — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
В научной литературе вопрос о соотношении государства, права и экономики решается по‑разному. Одна позиция состоит в том, что приоритет отдается экономике перед государством и правом. Вторая позиция провозглашает приоритет права в этом соотношении. Третья позиция исходит из паритетных (равных) отношений между этими категориями. Указанные приоритеты определяются главным образом сущностью государства, правовой системой общества, его ценностями, а также типом экономической системы и хозяйственной политики государства.
Важно учитывать, что государственное воздействие на общество осуществляется посредством законов. Государство разрабатывает и устанавливает общеобязательные правила поведения – нормы права, с помощью которых многообразные отношения, возникающие в реальной жизни, оцениваются как правомерные либо как противоправные. По справедливому замечанию проф. В.М. Сырых, государство может выбирать любой вариант санкционирования экономических отношений правом, хотя не всякий избранный им способ обеспечивает позитивные результаты.
В условиях распределительной экономики, когда основные средства производства принадлежат государству, а само государство выступает в качестве политического и экономического организатора и руководителя, при этом действует от имени всего общества, приоритет принадлежит государству. Оно является главным экономическим центром, обладает всей полнотой экономической власти. Государственный сектор экономики составляет основу экономики страны и охватывает все отрасли хозяйства. Государство монопольно руководит ими, определяя в плановом порядке развитие производства и его структуру, а также распределяя произведенные материальные блага и осуществляя обмен их. Одновременно государство концентрирует в своих руках практически весь национальный доход и императивно распределяет и перераспределяет его.
Следовательно, в условиях распределительной экономики устанавливается и реализуется правовой режим сверхцентрализованной экономики с одновременным ограничением экономической свободы и самостоятельности населения. Этот режим, существовавший в Советском государстве и других странах социалистической ориентации, продемонстрировал свою неспособность обеспечить благосостояние народа и в целом свою неэффективность и нежизненность.
В условиях развития рыночной экономики вмешательство государства в экономическое развитие общества, в том числе и при помощи законов, серьезно сокращается, ограничивается. В период становления капиталистического способа производства фундаментальными принципами провозглашались свобода собственности и свобода труда. Сама же собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Государство при такой модели экономической жизни рассматривалось не как хозяйствующий субъект, а как сила, призванная охранять существующие в обществе экономические отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», а право трактовалось как независимый арбитр в конфликтных ситуациях.
С точки зрения Адама Смита – видного представителя буржуазной экономической науки и поборника либеральной экономики, основное назначение государства – обеспечивать экономическую свободу товаропроизводителей и создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Каждый человек, если он не нарушает законов справедливости, свободен в достижении собственных интересов и в конкуренции с другими субъектами.
Однако на более позднем этапе развития рыночной экономики теория государства – ночного сторожа перестала себя оправдывать. В начале XX века получили распространение идеи активного вторжения государства в экономические отношения, в том числе в отношения собственности, возможности ограничения частной собственности в интересах баланса публичных и частных интересов. Государство получило конституционную основу для такого вмешательства. Так, согласно ст. 42 Конституции Италии «в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки». В Конституции ФРГ 1949 г. закреплено: «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу» (ст. 14). По Конституции Японии (ст. 29) «право собственности определяется законом, с тем чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию».
Таким образом, конституции многих государств допускают ограничение частной собственности исключительно в интересах «общего блага», «общественных интересов», при условии справедливой компенсации государством собственнику имущественных потерь, равенства всех собственников перед лицом подобных ограничений на основании и в пределах закона.
В зависимости от степени вмешательства государства в рыночные экономические процессы выделяют три группы государств (проф. Т.Н. Радько).
Первая группа характеризуется воплощением модели «социального рыночного хозяйства», т. е. рыночная экономика основывается на поддержании «социальной гармонии». Следовательно, рыночная экономика не функционирует автономно, а сознательно регулируется законами государства. При этом главная задача государственного регулирования – поддержание свободы добросовестной конкуренции. К этой группе государств относятся Австрия, Германия, Голландия, Канада, Швеция и др.
Вторую группу образуют государства, где наблюдается менее активное вмешательство государства в экономику. В целом государство всемерно поощряет предпринимательскую деятельность, особенно наиболее активных слоев населения. Однако государство одновременно вкладывает большие средства в решение социальных проблем общества для смягчения социальной напряженности. В данную группу государств входят Великобритания, Италия, США.
Третья группа – государства Юго‑Восточной Азии во главе с Японией. Они придерживаются модели рыночной экономики, которая занимает промежуточное место между децентрализованным регулированием экономики и экономикой со значительным регулирующим воздействием государства. Здесь наблюдается гармоничное существование государства, бизнеса и новаций рыночной экономики.
Что касается России, то она находится на переходном этапе к рыночной экономике, и этот этап определяется самобытностью российского общества, своеобразием институтов и норм, воспринимаемых российским менталитетом, а также значительными просчетами Российского государства в реформировании экономических отношений, что выразилось в первую очередь в процессе приватизации государственного имущества. Приватизация, как известно, стала одним из каналов формирования криминального бизнеса, организованной преступности, развития коррумпированного рынка, роста «теневой» экономики.
В Российской Федерации на весь переходный период сохраняется ведущая роль государства и законодательного регулирования в обеспечении надлежащего функционирования экономической сферы. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1) только государство как официальный представитель общества способно вырабатывать и проводить в жизнь определенную экономическую политику;
2) лишь государство обладает таким универсальным средством управления делами общества, как законодательство;
3) государству принадлежит монополия на применение легального принуждения;
4) государство аккумулирует в своих руках через бюджет средства для гарантирования национальной экономической безопасности.
Таким образом, государство способно обеспечить рост экономического потенциала страны и повышение качества жизни общества путем сглаживания негативных последствий перехода к рыночным отношениям.
- Мгюа вопросы по теории государства и права
- 1. Понятие теории государства и права. Функции теории государства и права.
- 4. Методология теории государства и права. Общенаучные методы исследования государства и права.
- 5. Методология теории государства и права. Частнонаучные методы исследования государства и права.
- 6. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества. Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества.
- 1) Общественная власть
- 2) Социальные нормы первобытного общества
- 3) Признаки государства, обличающие его от общественной власти первобытного общества
- 4) Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
- 7. Закономерности и исторические особенности возникновения государства. Теории происхождения государства.
- Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства:
- 8. Закономерности возникновения права. Теории происхождения права.
- Либертарная теория права
- 9. Понятие и основные признаки государства.
- 10. Сущности и социальное назначение государства: основные подходы.
- 11. Государственная власть: понятие, признаки, отличия от других разновидностей социальной и политической власти. Легальности и легитимность государственной власти.
- 12. Теория государства и правопонимание. Понятие государства в различных версиях правопонимания.
- 13. Современные теории государства. Государство как политическая корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.
- 15. Исторические типы государства – исторические типы политического властвования.
- 16. Функции государства: понятие, классификация, содержание. Формы реализации функций государства. Тенденции развития функций государства в условиях глобализации.
- Организационные формы
- Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления
- 22. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Соотношение формы государственного устройства и типа государства.
- 23. Федеративное государство: понятие, общая характеристика, разновидности. Особенности российского федерализма.
- Отличительные признаки федеративного государства
- Виды федераций
- «Мягкая федерация»
- 24. Формы политического режима. Политические режимы в различных типах государства.
- 25. Понятие механизма государства, его структура и историческая эволюция. Теория разделения государственной власти и механизм государства.
- 26. Основные положения теории разделения властей (историческая эволюция, нормативное закрепление).
- 27. Принципы организации и деятельности механизма государства.
- Принципы работы
- 28. Органы государства: понятие, признаки, виды, принципы формирования. Понятие – см тетрадь (лекция № 8 – п. 2) Признаки государственного органа:
- 29. Законодательная власть: понятие, структура, особенности формирования.
- 1. Понятие
- 2. Функции
- 5. Структура
- 30. Исполнительная власть: понятие, система, особенности формирования в разных формах правления.
- 1. Понятие
- 2. Структура исполнительной власти (система) – на примере России – взять из вопроса 25 мгюа (профильные отрасли).
- 3. Полномочия правительства
- 4. Особенности формирования в разных формах правления
- 31. Судебная власть: понятие, назначение, система, гарантии независимости, место в системе разделения властей.
- Статья 9. Гарантии независимости судьи
- 32. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем. Развитие политических систем.
- 33. Место государства в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
- 34. Структура политической системы общества: государство и политические партии;
- Статья 32
- Статья 33
- 35. Нормативное определение права. Признаки права.
- 36. Подходы к пониманию права: нормативный, естественно-правовой, социологический.
- 37. Сущность и социальное назначение права. Ценность права. Функции права. Принципы права.
- 4. Принципы права: понятие, виды
- 5. Функции права: понятие, виды
- Социально-политический аспект
- 38. Исторические типы права.
- Различные взгляды на типологию права
- Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
- Рабовладельческое право
- Феодальное право
- Буржуазное право
- Социалистическое право
- 39. Социальные нормы общества: понятие и признаки. Виды социальных норм общества.
- 40. Соотношение норм права с иными социальными нормами: единство, различия, взаимодействие.
- 41. Государство, право и экономика.
- 42. Право и политика. Право и культура.
- 43. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права. Классификация источников права.
- 44. Нормативные правовые акты как источники права. Система нормативных правовых актов.
- 45. Закон: понятие и виды.
- 3. По субъектам правотворчества:
- 46. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация. Соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов. Вступление в юридическую силу подзаконных нормативных правовых актов.
- Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
- Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 47. Нормативный правовой акт – основной источник права в Российской Федерации. Другие источники права.
- 48. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор как источники права.
- 49. Норма права: понятие, признаки, виды.
- 1) В зависимости от содержания:
- 6) В зависимости от функций:
- 7) В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- 8) В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- 12) В зависимости от субъектов правотворчества:
- 50. Норма права: понятие, признаки, структура. Изложение структурных элементов правовых норм в нормативных правовых актах.
- 51. Правотворчество: понятие и значение среди других видов юридической деятельности. Правотворчество и концепции правопонимания.
- Функции правотворчества:
- Сущность правотворчества:
- 52. Правообразование, правотворчество, нормотворчество, законотворчество: соотношение понятий. Правообразование и правотворчество
- Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс
- § 1. Определение и сущность нормотворчества
- § 2. Правотворчество и его связь с нормотворчеством
- 53. Понятие и принципы правотворчества.
- Сущность правотворчества:
- Принципы правотворчества
- 54. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное нормотворчество.
- 55. Правотворческий процесс: понятие и стадии.
- 56. Виды законов и стадии законодательного процесса.
- 57. Действие нормативных правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Обратная сила закона.
- Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Придание закону обратной силы возможно:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 58. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.
- Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 59. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Правовые иммунитеты. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
- Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте или в специальном сопутствующем документе.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу с момента опубликования.
- Нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
- Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
- Прямая отмена нормативно-правового акта.
- Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу.
- Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
- 60. Систематизация нормативных правовых актов. Виды инкорпорации. Особенности кодификации. Кодификация и правотворчество.
- 61. Понятие и основные требования юридической техники.
- Технические правила юридической техники:
- Виды юридической техники:
- 62. Виды юридической техники: законодательная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника и техника толкования права.
- 63. Юридические документы: понятие, реквизиты, классификация, правила подготовки.
- 64. Понятие системы права. Основания построения системы права. Основные методы правового регулирования общественных отношений.
- Т. В. Кашанина, а. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. И доп. — м.: Издательство норма (Издательская группа норма— инфра • м). — 800 с.. 2001
- Классификация отраслей права
- 66. Понятие, признаки, виды правовых отношений.
- 1) По отраслевому признаку:
- 2) По функции:
- 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
- 4) По степени сложности:
- 5) По продолжительности:
- 67. Структура правоотношения. Субъективные права и субъективные обязанности участников правоотношений. Содержание правоотношения.
- Субъективные права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений
- Структура субъективного права
- Структура юридической обязанности
- 68. Субъекты правоотношения, их виды. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Правовой статус субъекта права.
- Понятие субъектов права
- Виды субъектов права
- 1) Индивидуальные (физические лица):
- 2) Коллективные (юридические лица):
- Признаки юридического лица (ст. 48 гк рф):
- Виды юридических фактов
- 2.2 Сложные юридические факты, юридические составы
- 12. Установление и доказывание юридических фактов
- Глава 6. Фиксация и удостоверение юридических фактов.
- 70. Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Особенности применения как формы его реализации.
- 71. Применение права. Стадии процесса применения права.
- 72. Виды и принципы применения права. Виды применения права
- 73. Правоприменительные акты: виды, формы и отличия от нормативных правовых актов.
- 74. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.
- 75. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения.
- 76. Толкование норм права: понятие и виды.
- 78. Понятие и значение правоинтерпретационной деятельности. Буквальное, ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- Задача толкования:
- Цель толкования:
- 79. Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования.
- 80. Понятие механизма правового регулирования общественных отношений. Элементы механизма правового регулирования.
- 81. Понятие, функции, структура, виды правосознания. Историческая типология правосознания.
- 82. Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления.
- Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
- Структура правовой культуры
- 83. Правомерное поведение: понятие и виды. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения.
- 84. Понятие, признаки, виды правонарушений. Юридический состав правонарушения.
- Виды правонарушений по степени общественной опасности:
- 85. Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое.
- 86. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие виды социальной ответственности. Позитивная юридическая ответственность.
- 88. Понятие законности. Принципы и гарантии законности.
- 89. Понятие и общая характеристика правопорядка. Внутригосударственный и международный правопорядок. Законность и правопорядок: соотношение понятий.
- 90. Права человека: понятие, историческое развитие, теоретические подходы. Права человека и правопонимание. Права и обязанности: диалектическая взаимосвязь.
- Права первого поколения Личные права и свободы
- Политические права и свободы
- Права второго поколения Экономические, социальные и культурные права
- Права третьего поколения
- 1.3. Основные подходы к правам человека
- 91. Правовые системы современности: основания классификации. Сравнительное правоведение: понятие и место в системе юридической науки.
- 92. Романо-германская правовая семья: общая характеристика.
- 93. Англо-саксонская правовая семья: общая характеристика.
- 94. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условия глобализации. Границы унификации правовых систем.
- 95. Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.
- 96. Признаки (основные черты) правового государства. Соотношение государства и права.
- 97. Основные положения теории правового государства, их реализация в современном конституционном законодательстве.
- 98. Социальное государство: концепция и основные модели.
- 99. Правовое государство и социальное государство: общее и особенное. Социально-правовое государство. Права человека и социальное государство.