logo
МГЮА ТГП (Конечный)

4) Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества

В первобытном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обязанностями (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутреннему убеждению людей, их привычками, одобрением или осуждением родственники.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества Они внешне объективированного, с общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, что устанавливаются или санкционируются государством (его органами) В нормах права четко разграничиваются права и обязанности Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта Нормы права обеспечиваются всеми средствами перек онання и государственного принуждения.

Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, государство использует для управления населением Они выражают волю экономически и а политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей Реализацию норм юридического права обеспечивает государствва.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.