logo
МГЮА ТГП (Конечный)

Сущность правотворчества:

Правотворчество – одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени ᴇᴦο демократичности, цивилизованности, культурности.

Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных-нормативных актов – постоянная задача законодателя.

Значение правотворчества:

1. Правотворчество имеет тесную связь с правоприменением, поскольку именно в процессе применения норм права определяется эффективность всего процесса создания нормативно-правовых актов, и, в первую очередь, самих правовых актов как универсального «продукта» правотворчества.

2. Субъекты правотворчества, формируя соответствующие правовые нормы должны наделять их качеством реализуемости. Наделение правовых норм в правотворческом процессе данным качеством предполагает учитывание, при издании соответствующих нормативных правовых актов, совокупности разнообразных факторов (социальных, политических, экономических и др.), которые могут повлиять на их эффективность и, конечном счете, реализуемость.

3. Правотворчество влияет на состояние законности в государственно-организованном обществе, на соответствующий режим законности. Соотношение законности с правотворчеством носит взаимовлияющий, двусторонний характер.

4. Основополагающая роль правотворчества в контексте правового регулирования предполагает формирование соответствующих юридических норм.

5. Кроме того, необходимо обозначить роль правотворчества в восполнении пробелов в праве. Главным путем и способом решения данной задачи является правотворчество, т.е. принятие компетентным государственным органом недостающей правовой нормы.

Правотворческие органы выступают субъектами аутентичного (авторского) толкования правовых норм, под которым понимается разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму[115].

6. Необходимо также отметить, что, решая задачи правового регулирования, его эффективности, субъекты правотворчества выступают, в свою очередь, важнейшими и основополагающими субъектами правовой политики, под которой, в узком смысле, принято понимать выработку и реализацию тактики и стратегии в области создания и применения права.

Правовая политика- особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса государства, воли ее официальных лидеров и властных структур.

7. Значение правотворчества современной России объясняется еще и тем, что реализуемая правовая политика, формирование правовой жизни в процессе данного вида юридической деятельности оказывает мощное влияние на развитие и генерирование правосознания современного государственно-организованного общества.

8. Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.

С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. В юридической литературе отмечается, что, будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право в «текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой – право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореализации.