logo
МГЮА ТГП (Конечный)

37. Сущность и социальное назначение права. Ценность права. Функции права. Принципы права.

Сущность любого явления – это его важнейшая глубинная черта, которая выражается в воле, лежащей в его основе.

Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей.

На основе волевого подхода разработаны 3 подхода к сущности права: классовый, общесоциальный, дуалистический.

С точки зрения классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс), сущность права – это воля экономически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода, сущность права – это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, то есть экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, географическими и другими условиями его жизни (Цыганов В.И.).

Сущностью права является именно общая воля (воля всех), а не сумма воль отдельных индивидов. Общая воля является результатом взаимодействия и борьбы частных воль за свои частные интересы. Общая воля есть результат достигнутого общественного компромисса. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы права и рассматривается обществом как несправедливость. Сущность права – это государственная воля общества.

Социальное назначение права с позиций общесоциального подхода состоит в выражении и обеспечении общих интересов всего общества, согласовании потребностей различных социальных групп, в защите интересов отдельных индивидов, разрешении возникающих противоречий и конфликтов, Право - это средство достижения социального компромисса, согласия и примирения.

Следует также учитывать, что сущность права, как и любого другого явления, качественно не меняется. Сторонники дуалистического подхода утверждают, что вплоть до формирования либерально-демократических политических систем, право было орудием в руках экономически господствующего класса. А в современных условиях право выражает волю всего общества. Поэтому дуалистический подход неверен.