logo search
Макарова О

1. Нормативные акты

Прежде всего источниками корпоративного права являются нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования корпоративных отношений. Совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих корпоративные отношения, является корпоративным законодательством.

Законодательство строится, как правило, исходя из практических интересов и потребностей, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть определенные связи между различными общественными отношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно их урегулировать. Это правило распространяется и на корпоративное законодательство, которое по своей природе является комплексным. В него включаются нормативные акты, которые содержат нормы разных отраслей права.

Корпоративное законодательство объединяет прежде всего нормы частного права. Именно они составляют основу корпоративного законодательства. Вместе с тем в него включены и нормы публичного права, связанные с государственным регулированием корпораций. Законодательное регулирование корпораций должно учитывать интересы не только акционеров, но и иных лиц (наемных работников, партнеров, органов государственной и местной власти, населения), общества и государства в целом. В системе отношений "общество - бизнес" деятельность корпорации способствует увеличению всеобщего богатства и оптимизации производства, служит интересам общества в целом.

Корпоративное законодательство содержит поэтому и нормы публичного права. Например, закон обязывает открытые акционерные общества проводить ежегодный аудит, раскрывать информацию в том объеме и порядке, которые определены нормативными актами о раскрытии информации. Акционерные общества обязаны следовать этим нормам, и в случае их неисполнения будут нести ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Говоря о корпоративном законодательстве как источнике корпоративного права, следует обратить внимание на ту закономерность, которая характерна вообще для нормативно-правового режима предпринимательства, а именно: чем меньше нормативно-правового регулирования коммерческих отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Нормативно-правовые формы должны определять лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя *(42). Предпринимательство и такая его форма, как объединение капиталов, как раз и относятся к той сфере деятельности, где определяющим является саморегулирование (самоуправление).

Следовательно, должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией. Необходимо иметь в виду две тенденции в регулировании корпоративных отношений. Первая состоит в том, что законодательство устанавливает и должно устанавливать только общие, обязательные правила. Это так называемое "жесткое" регулирование корпоративных отношений, выражающееся в наличии устойчивого законодательства на уровне федеральных законов. Это регулирование является в основном императивным, но не лишено и диспозитивных норм.

Например, изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" *(43), внесенные Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, были направлены на сокращение "уставотворчества", сокращение числа диспозитивных норм. Если в первоначальной редакции закона 1995 г. во многих статьях было предусмотрено, что "иное может быть предусмотрено уставом", то в редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" от 7 августа 2001 г. эта возможность во многих случаях была исключена, было предусмотрено, что действует только норма закона. Если первоначально кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров было обязательно только для акционерных обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000, и могло быть предусмотрено уставом в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее, то редакция этого федерального закона от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ содержит императивное правило, предусматривающее, что выборы членов совета директоров общества осуществляются кумулятивным голосованием (п. 4 ст. 66 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Законодательство создает основу для правового регулирования корпоративных отношений, но оно не может и не должно стремиться урегулировать в деталях все вопросы деятельности общества. Поэтому оно либо вообще не содержит норм, регулирующих соответствующие отношения (причем далеко не всегда отсутствие регулирования является пробелом в законодательстве), либо устанавливает общее правило, оставляя за участниками таких отношений возможность выбора варианта поведения *(44). Иными словами, должен быть правильный баланс между государственным регулированием и свободой деятельности корпорации.

Вторая тенденция в регулировании корпоративных отношений - это возрастание роли так называемого "мягкого" регулирования, или саморегулирования. Дело в том, что нормы законодательства не всегда могут обеспечить надлежащее корпоративное поведение и разрешение возможных корпоративных конфликтов. Поэтому возрастает роль и значение внутренних локальных актов акционерного общества, являющихся составной частью источников акционерного (корпоративного) права.