2.3. Иные федеральные законы Российской Федерации
Основу корпоративного законодательства составляют федеральные законы. К числу важнейших специальных законов *(55), регламентирующих корпоративные отношения, относятся следующие законы:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".
Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) был принят 26 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 января 1996 г. Несмотря на определенные недостатки, закон имел огромнейшее значение для упорядочения создания, деятельности и управления акционерным обществом, определения гарантий прав и интересов акционеров.
Закон об АО, следуя положениям ГК РФ, сохранил деление акционерного общества (далее - АО) на два типа: открытое и закрытое, определил признаки закрытого акционерного общества. Закон детально регламентировал процедуру создания АО путем его учреждения и путем реорганизации, порядок увеличения уставного капитала АО, а также структуру управления АО и компетенцию каждого из органов АО. Наконец, закон лишь в общих чертах определял требования по раскрытию информации акционерными обществами перед акционерами и государственными органами.
После 1996 г. деятельность акционерных обществ начала с большим трудом упорядочиваться. Основная проблема, выявившаяся в их деятельности в тот период времени, - это отсутствие государственной регистрации акций АО, наличие в обороте акций, вообще не прошедших государственную регистрацию, отсутствие какой-либо информации о выпуске и размещении ценных бумаг АО. До 1996 г. порядок выпуска и обращения ценных бумаг регулировался Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78. В соответствии с ним Министерством финансов РФ 3 марта 1992 г. была принята Инструкция N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации". Именно она и перечисляла информацию и перечень документов, выключаемых в проспект эмиссии ценных бумаг. К сожалению, акционерные общества не следовали предписаниям данных нормативных актов - то ли по причине их незнания, то ли по причине непонимания природы самого акционерного общества, создаваемого именно для того, чтобы акции выпускать.
Принятый 22 апреля 1996 г. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) регламентировал отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), а также определил особенности и порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. На уровне закона были определены требования по раскрытию информации и для эмитентов, и для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, закон заложил нормы, направленные на обеспечение информационной прозрачности акционерных обществ - эмитентов ценных бумаг. Кроме того, закон предусмотрел систему государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Значительные изменения в Закон о рынке ценных бумаг были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ. Сфера действия закона была расширена: он стал регулировать отношения, возникающие не только при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, но и при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами. Была упорядочена процедура эмиссии, были уточнены требования к содержанию проспекта ценных бумаг, к раскрытию информации эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Несмотря на принятие и Закона об АО, и Закона о рынке ценных бумаг, практика свидетельствовала о том, что оставалась масса акционерных обществ, акции которых были выпущены до принятия Закона о рынке ценных бумаг, но не были зарегистрированы и соответственно не были зарегистрированы и отчеты об итогах выпуска этих акций. Тем не менее многие такие акционерные общества принимали решения о новых выпусках акций, в том числе и о выпуске дополнительных акций, не имея документов о регистрации первых выпусков акций. Такая ситуация привела к серьезной правовой проблеме, решение которой заняло не один год.
Данная проблема была разрешена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". В соответствии с ним выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации. Для этого эмитенту необходимо было не позднее одного года со дня вступления закона в силу, т.е. не позднее декабря 2004 г., представить документы для государственной регистрации выпусков акций, ранее незарегистрированных. Те акционерные общества, которые в указанный срок не представят документы для государственной регистрации выпусков акций, "подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц" (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ).
Первоначальная редакция Закона об АО действовала до 2001 г. практически без каких-либо существенных изменений. Накопленная за это сравнительно короткое время практика его применения выявила некоторые недоработки в регулировании деятельности акционерных обществ, что и обусловило принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Характер внесенных изменений и дополнений был таков, что позволял говорить о фактически новой редакции Закона об АО.
Изменения и дополнения, внесенные в Закон об АО, по своему содержанию можно разделить на две группы. Первая - это уточняющие изменения и дополнения, или изменения редакционного характера. Вторая группа - изменения содержательного характера. Общая направленность этих изменений и дополнений - это сокращение нормотворчества АО, выражающееся в том, что по некоторым вопросам своей деятельности АО должны следовать только императивным нормам закона; правда, некоторые вопросы урегулированы диспозитивными нормами, но если в этом случае устав АО не предусматривает иного порядка, то действует норма закона. По мысли законодателя, сокращение нормотворчества в целом должно было позитивно сказаться на обеспечении прав акционеров, прежде всего миноритарных *(56).
Акционерное законодательство, или, как теперь стало модным его называть, корпоративное законодательство, является довольно сложным по своему содержанию в силу специфики самого акционерного общества. По-видимому, нельзя сказать, что то или иное европейское государство имеет сегодня совершеннейшее акционерное законодательство, несмотря на его унификацию в рамках государств - участников ЕС. Точно так же корпоративное законодательство США, отличающееся от европейских стандартов, постоянно развивается и совершенствуется.
Внесение изменений и дополнений в Закон об АО - вполне нормальный процесс поиска оптимального соотношения интересов всех участников, связанных с деятельностью АО: акционеров, совета директоров, инвесторов.
Помимо прочих в Закон об АО были внесены изменения Федеральным законом от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Эти изменения коснулись порядка избрания совета директоров АО. Теперь выборы членов совета директоров осуществляются только кумулятивным голосованием, что в большей степени обеспечивает интересы миноритарных акционеров.
Федеральным законом от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ была изменена редакция ст. 42 Закона об АО, касающаяся порядка выплаты обществом дивидендов. В соответствии с новой редакцией этой статьи источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения (чистая прибыль общества), которая определяется по данным бухгалтерской отчетности общества.
Наконец, 2 декабря 2004 г. Федеральным законом N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" данная статья дополнена новым абзацем. Суть дополнения состоит в том, что член совета директоров, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров в нарушение закона, иных правовых актов, устава АО, вправе обжаловать в суд указанное решение, если этим решением нарушены его права и законные интересы.
Нормативным актом, содержащим нормы публичного права, регулирующие отношения с участием АО, является Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон о защите прав инвесторов) со всеми изменениями и дополнениями. Целью данного закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, инвестирующих средства в эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Что касается мер по обеспечению интересов государства в тех АО, где государству принадлежит пакет акций, то они определены Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Законом об АО.
- Корпоративное право Предисловие
- Глава 1. Общие положения о корпоративном праве и корпоративном законодательстве § 1. Корпоративные отношения как предмет регулирования корпоративного права
- 1. Понятие корпорации
- 2. Понятие корпоративных отношений
- § 2. Место корпоративного права в системе права
- 1. Корпоративное право и корпоративные нормы
- 2. Корпоративное законодательство
- 3. Корпоративное право как наука
- 4. Корпоративное право как учебная дисциплина
- Глава 2. Источники корпоративного права § 1. Понятие и виды источников корпоративного права
- 1. Нормативные акты
- 2. Корпоративные нормы
- 3. Нормы международного права
- 4. Обычаи делового оборота и корпоративные деловые обыкновения
- § 2. Становление и состояние российского корпоративного законодательства
- 1. История становления российского корпоративного законодательства
- 2. Современное корпоративное законодательство
- 2.1. Конституция Российской Федерации
- 2.2. Гражданский кодекс Российской Федерации
- 2.3. Иные федеральные законы Российской Федерации
- 2.4. Указы Президента рф и постановления Правительства рф
- 2.5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти
- 2.6. Локальные корпоративные акты
- § 3. Роль и значение Кодекса корпоративного поведения
- 1. Стандарты поведения корпораций зарубежных стран
- 2. Российский Кодекс корпоративного поведения
- § 4. Роль и значение судебной практики
- Глава 3. Общие положения об акционерном обществе § 1. Понятие, признаки и типы акционерных обществ
- 1. Понятие и признаки акционерного общества
- 2. Типы акционерных обществ
- 2.1. Типы акционерных обществ зарубежных стран
- 2.2. Типы акционерных обществ по законодательству рф
- § 2. Учредители акционерного общества
- § 3. Учредительное собрание и договор о создании общества
- 1. Учредительное собрание
- 2. Договор о создании общества
- § 4. Устав акционерного общества
- 1. Понятие и правовая природа устава акционерного общества
- 2. Порядок изменения и дополнения устава акционерного общества
- § 5. Государственная регистрация акционерного общества
- 1. Зарубежное законодательство о регистрации акционерных обществ
- 2. Государственная регистрация акционерного общества по российскому законодательству
- 3. Государственная регистрация выпусков акций при учреждении акционерного общества
- 4. Ведение и хранение реестра акционеров
- § 6. Уставный капитал акционерного общества
- 1. Порядок оплаты уставного капитала общества
- 2. Увеличение уставного капитала акционерного общества
- 3. Уменьшение уставного капитала
- § 7. Виды ценных бумаг акционерного общества
- 1. Виды корпоративных ценных бумаг по законодательству европейских стран
- 2. Виды корпоративных ценных бумаг по законодательству сша и Великобритании
- 3. Виды корпоративных ценных бумаг по российскому законодательству
- 3.1. Акции
- 3.2. Облигации
- 3.3. Опцион эмитента
- § 8. Эмиссия ценных бумаг корпорации
- 1. Принятие решения о выпуске ценных бумаг
- 2. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг
- 3. Размещение ценных бумаг
- 4. Отчет об итогах выпуска ценных бумаг
- 5. Признание выпуска ценных бумаг недействительным
- 6. Конвертация ценных бумаг. Консолидация или дробление акций
- § 9. Реестр акционеров акционерного общества
- Глава 4. Корпоративное управление § 1. Понятие и принципы корпоративного управления
- 1. Понятие корпоративного управления
- 2. Принципы корпоративного управления
- § 2. Модели корпоративного управления
- 1. Модели корпоративного управления по европейскому законодательству
- 2. Модели корпоративного управления по законодательству сша и Великобритании
- 3. Российская модель корпоративного управления
- § 3. Общее собрание акционеров
- 1. Годовое общее собрание акционеров
- 2. Внеочередное собрание акционеров
- 3. Формы проведения общих собраний
- 4. Созыв и подготовка к проведению общего собрания акционеров
- 5. Проведение общего собрания
- 6. Голосование на общем собрании
- 7. Счетная комиссия
- 8. Протокол общего собрания
- § 4. Совет директоров (наблюдательный совет)
- 1. Значение совета директоров
- 2. Компетенция совета директоров
- 3. Избрание членов совета директоров
- 4. Количественный состав совета директоров
- 5. Категории членов совета директоров
- 6. Организация деятельности совета директоров
- 7. Комитеты совета директоров
- Комитет Процент от числа опрошенных компаний, %
- 8. Вознаграждение членам совета директоров
- 9. Обязанности членов совета директоров
- 10. Ответственность членов совета директоров
- 11. Признание решений совета директоров недействительными
- § 5. Исполнительные органы общества
- 1. Компетенция исполнительных органов
- 2. Состав исполнительных органов
- 3. Формирование исполнительных органов
- 4. Управляющая компания (управляющий)
- 5. Организация работы исполнительных органов
- 6. Вознаграждение исполнительного органа
- 7. Ответственность генерального директора (управляющей организации, управляющего) и членов правления общества
- 8. Временный единоличный исполнительный орган
- § 6. Корпоративный секретарь общества
- 1. Необходимость деятельности корпоративного секретаря
- 2. Функции корпоративного секретаря
- § 7. Система контроля финансово-хозяйственной деятельности общества
- 1. Комитет по аудиту совета директоров
- 2. Ревизионная комиссия (ревизор)
- 3. Контрольно-ревизионная служба
- 4. Аудит общества
- § 8. Раскрытие информации об обществе
- 1. Понятие и принципы раскрытия информации
- 2. Формы и порядок раскрытия информации обществом
- 3. Информационная политика общества
- 4. Ответственность за нарушение порядка раскрытия информации
- 5. Защита информации
- Глава 5. Права акционеров § 1. Право акционеров на управление
- 1. Требования о проведении внеочередного общего собрания
- 2. Внесение предложений в повестку дня общего собрания акционеров
- 3. Информация о проведении общего собрания
- 4. Право голоса на общем собрании
- 5. Право на обжалование решений общего собрания
- § 2. Право акционеров на дивиденды
- 1. Определение размера дивидендов
- 2. Срок и порядок выплаты дивидендов
- § 3. Право акционеров на информацию
- § 4. Право акционеров на выкуп принадлежащих им акций
- 1. Основания возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций
- 2. Порядок осуществления права акционера требовать выкупа принадлежащих ему акций
- 3. Определение цены выкупа акций
- § 5. Урегулирование корпоративных конфликтов
- 1. Понятие корпоративных конфликтов
- 2. Досудебное урегулирование корпоративных конфликтов
- 3. Судебные процедуры разрешения корпоративных конфликтов
- 4. Внесудебный порядок защиты прав акционеров
- 5. Негосударственные организации по защите прав акционеров
- Глава 6. Существенные корпоративные действия § 1. Крупные сделки
- 1. Понятие и признаки крупной сделки
- 2. Порядок одобрения крупной сделки
- 3. Раскрытие информации о крупных сделках
- 4. Признание крупной сделки недействительной
- § 2. Сделки по приобретению 30 и более процентов обыкновенных акций общества
- 1. Понятие сделок по приобретению контроля (поглощение)
- 2. Требования, предъявляемые до совершения сделки по приобретению контроля
- 3. Требования, предъявляемые после совершения сделки по приобретению контроля
- 4. Последствия нарушения установленного порядка
- § 3. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность
- 1. Признаки сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
- 2. Порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
- 3. Раскрытие информации о заинтересованных лицах
- § 4. Реорганизация общества
- § 5. Ликвидация акционерного общества
- 1. Основания для ликвидации акционерного общества
- 2. Ликвидационная комиссия
- 3. Выплаты кредиторам ликвидируемого акционерного общества
- 4. Распределение имущества акционерного общества между акционерами
- Материалы судебной практики
- Дополнительная литература