logo search
hrestomatiya

Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)

Из книги: Сборник научных трудов «Теория коммуникации и прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуска 1. – Ростов н/Д.: ИУБиП, 2002.

В современной отечественной социологии и политологии принято рас­сматривать политико-коммуникативные процессы в основном в рамках пред­выборных кампаний, когда происходит активное коммуницирование политических лидеров и электората. Электоральная коммуникация сегодня является од­ной из наиболее популярных тем для теоретиков и практиков, занимающихся проблемами информационного обмена в политической системе. В тоже время другой аспект коммуникативного взаимодействия власти и общества, направ­ленный на формирование постоянного конструктивного диалога с целью обес­печения легитимности существующего порядка и придания ему стабильности, практически не исследован. Нет и однозначной дефиниции, определяющей данное явление. Так, например, Почепцов Г.Г. использует термин «правитель­ственные коммуникации» [Почепцов, 1998], который на наш взгляд является слишком узким, поскольку не отражает многообразия уровней и видов комму­никативного взаимодействия властных структур с обществом. Более адекват­ным и универсальным представляется понятие «государственная коммуника­ция», которое пока достаточно редко используется в понятийном аппарате оте­чественных ученых.

Сложившаяся ситуация связана с тем, что данный вид политической ком­муникации не слишком широко распространен и в практике деятельности рос­сийских политических субъектов (органов государственного управления в том числе), которые предпочитают серию мощных информационных «атак» в пери­од выборов планомерному формированию общественного мнения с использо­ванием механизма обратной связи. Однако, меняющаяся социально-политическая и экономическая ситуация в нашей стране диктует и иные при­оритеты в области коммуникативной политики. Все эти трансформации требуют осмысления и изучения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Проблема взаимоотношений власти и общества волновала еще древнегре­ческих философов, идеи которых затем получили свое развитие в трудах Н-Макиавелли, Ж.-Ж.Руссо, Т-Гоббса, Дж-Локка и других мыслителей. Актив­нейшая дискуссия по этой теме велась в рамках теорий массового общества (Г.Лебон, Г.Тард, Х.Ортега-и-Гассет, К.Маннгейм, Г.Блумер и др.). Кроме того, взаимоотношения в системе «управляющие - управляемые» активно обсужда­лась и в ходе дискуссий о гражданском обществе, которые в 90-х годах XX века вновь активизировались на волне демократических преобразований в бывших социалистических странах. Все это говорит о достаточно высоком интересе к проблеме построения диалога между властью и обществом, а также его инфор­мационной составляющей.

Наибольший вклад в развитие представлений о механизме и составляющих элементах политико-коммуникативных процессов внесли, на наш взгляд, пред­ставители таких методологических подходов, как бихевиористский (Г.Лассуэлл, П.Лазарсфельд), кибернетический (Н.Винер, К.Дойч), структурно-функциональный (Г.Алмонд, Дж-Коулман) и собственно коммуникативистский (Ю.Хабермас, ХАрендт, М.Фуко). Анализируя поступательный процесс разви­тия взглядов на коммуникативный процесс в системе государственного управ­ления, можно констатировать, что рассмотрение государственной коммуника­ции, как однонаправленного процесса воздействия коммуникатора на аудито­рию с помощью различных средств, сменилось акцентированием внимания на обратной связи, учет которой придает политической системе устойчивость су­ществования и эффективность развития. Коммуникация стала пониматься как важнейшая функция любой системы. И в конечном итоге, исследователи при­шли к выводу о том, что любая социальная система (и политическая в том чис­ле) является продуктом человеческого взаимодействия, основанного на дости­жении взаимопонимания и согласия, что становится возможным, в первую оче­редь, в результате коммуникативных взаимодействий.

Государственная коммуникация является регулирующим и координирую­щим механизмом во взаимоотношениях государства и общества, обеспечивая стабильность и эффективность функционирования общественного организма в целом. Государственная коммуникация призвана выполнять следующий ряд функций:

Все эти функции имеют неодинаковое значение в различные периоды су­ществования того или иного государства. Для современной России важнейшей, на наш взгляд, является функция снижения социальной напряженности, кото­рая призвана обеспечить дальнейшее движение в области демократических преобразований.

Процесс государственной коммуникации состоит из элементов, являю­щихся типичными для любого коммуникативного акта: коммуникатор (органы государственного управления различных ветвей и уровней власти); само сооб­щение (официальная и неофициальная информация, устная или письменная, вербальная и невербальная); получатель (общество в целом, различные инсти­туты гражданского общества, индивидуальный реципиент); каналы распро­странения информации (межличностные, институциональные и массовые); ка­налы обратной связи (просьбы, обращения граждан, различные формы полити­ческого участия и т.п.); процесс кодирования-декодирования информации (под­готовка информационных сообщений, их адекватная интерпретация аудиторией и т.п.); различного рода помехи (технические, семантические, психологиче­ские). В данном процессе можно выделить различные виды (в зависимости от ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная), уровни (федераль­ная, региональная, местная), направленности (вертикальная, горизонтальная), каждый из которых имеет не только особую специфику функционирования, но и набор используемых технологий и приемов взаимодействия.

Классифицировать методы, формы и каналы государственной коммуника­ции можно по разным основаниям. Известный исследователь политико-коммуникативных процессов Р.-Ж. Шварценберг [Шварценберг, 1992] выделя­ет следующие каналы:

1) коммуникация через неформальные каналы;

2) коммуникация через организации;

3) коммуникация через средства массовой информации.

Способ коммуникации через неформальные контакты или межличностное общение является одним из наиболее древних, существовавших еще в прими­тивных обществах. Однако он и сейчас, в современных политических системах с развитой сетью средств массовой коммуникации, играет значительную роль. В этом способе можно выделить два основных аспекта. Первый связан с ситуа­цией, когда коммуникация осуществляется через межличностное общение в ка­честве основного канала передачи или получения информации. Этот канал от­личается большей эмоциональной связью между коммуникатором и адресатом, что делает его подчас гораздо более эффективным, чем, например, средства массовой информации.

Другим аспектом коммуникации через неформальные каналы является то, что межличностное общение включено в процесс транслирования и усвоения информации посредством массовых каналов. Это доказывает в своем исследо­вании П.Лазарсфельд, отмечая, что определенная информация передаваемая средствами массовой коммуникации не воспринимается массовой аудиторией непосредственно. Воздействие здесь проходит через посредников - «лидеров мнения» Они более подготовлены к восприятию информации, более информи­рованы, лучше окружающих ориентируются в потоке сообщений средств мас­совой информации и всегда могут высказать свое мнение по тому или иному информационному поводу. Таким образом, сообщения СМИ вначале поступают к «лидерам мнения», а затем посредством межличностного общения к массовой аудитории.

Следующим средством государственной коммуникации можно назвать коммуникация через организации. Связующим звеном между управляющими и управляемыми здесь служат политические партии и группы интересов, которые опосредуют взаимоотношения между политической системой и средой. Эти ин­ституты называют «привратниками», которые призваны артикулировать и агре­гировать групповые интересы.

Третьим важнейшим каналом государственной коммуникации выступают средства массовой информации, которые в современном обществе играют все большую роль в распространении политической информации.

Характеризуя каналы информационного взаимодействия властных струк­тур в современной России, можно отметить, что основным каналом информи­рования в системе государственного управления становятся СМИ, которые превращаются, по сути, в мощный инструмент власти, с чьей помощью она «целенаправленно конструирует политические порядки» [Соловьев, 2000]. Причем повышение роли СМИ в качестве канала государственной коммуника­ции происходит на фоне фактического отсутствия информационного взаимо­действия посредством других каналов.

Помимо выделения определенных каналов коммуницирования, важно, на наш взгляд, классифицировать и способы информационного взаимодействия, используемые контрагентами коммуникации. Для типологии таких приемов в процессе государственной коммуникаций в наибольшей степени подходит под­ход, предложенный отечественным политологом А.И. Соловьевым. Он все мно­гообразие действий в политико-информационном пространстве сводит к двум типам: пропагандистским и маркетинговым [Соловьев, 2000]. Пропагандист­ский тип представляет собой жесткие способы информационного контроля, за сознанием людей. Пропаганда пытается преодолеть основные сознательные ог­раничения объекта воздействия, тем самым превращаясь в манипулятивный процесс. Исторические примеры свидетельствуют, что государство достаточно часто пользовалось такими манипулятивными приемами, как дезинформация (использование ложных сведений, замена истинных сведений ложными, ис­пользование вымышленной информации), диффамация, технология «белого шума» (перенасыщение информационного поля), технология спин-доктора (из­менение смысловых акцентов информации) и др.

Преодолеть возможные негативные последствия использования таких же­стких методов информационного воздействия, призваны маркетинговые страте­гии построения коммуникативного взаимодействия, которые формируются в соответствие с законами спроса и предложения на информационные услуги.

Со второй половины XX века политический маркетинг демонстрирует «ус­тойчивую тенденцию к экспансии своих подходов, мышления, технологий в сферу государственного управления» [Морозова, 1999]. К политическим марке­тинговым технологиям традиционно относят политический паблик рилейшнз (или связи с общественностью) и политическую рекламу.

Основное отличие методов государственного ПР как технологии формиро­вания коммуникационных связей заключается в том, что здесь используется косвенное, а следовательно, слабое коммуникативного воздействия в отличие от прямого и сильного воздействия, которое представляет пропаганда. Таким образом, определяя специфику применения технологий ПР в государственном управлении, можно свести общественные связи к управлению общественным интересом, осуществляемое посредством такого согласования интересов, в ходе которого:

а) интересы общественности превращаются в благосклонное ожидание управленческой инициативы;

б) управленческая инициатива приводится в соответствие с ожиданиями общественности [Мирошниченко, 1998].

Наиболее полно технологии ПР и рекламы реализуются в проводимых го­сударством маркетинговых кампаниях, которые являются составной частью демократического процесса принятия государственного решения.

Западная практика функционирования органов управления знает немало примеров проведения эффективных коммуникационных кампаний. Так, во Франции в начале 70-х гг. XX века стартовала, ныне ставшая уже историче­ской, кампания за безопасность дорожного движения, которая длилась несколь­ко лети дала положительные результаты. К 1987 году французским правительством было проведено уже 37 подобных кампаний общей стоимостью 236,7 млн. франков {Морозова, 1999].

В нашей стране такое стратегическое и долгосрочное планирование связей с общественностью пока не получило широкого распространения, в силу цело­го ряда причин, связанных как с объективными по отношению к субъектам го­сударственной коммуникации причинами (нестабильность политической и эко­номической ситуации не способствует развитию таких форм коммуницирования), так и с субъективными, внутренними противоречиями в развитии самой системы государственного управления, к которым можно отвести отсутствие опыта, знаний методик коммуницирования, а также нежелание чиновников строить общение с населением на новых, открытых, демократических основах.

Процесс коммуникации в российской системе государственного управле­ния отличается определяющей ролью коммуникатора-государства.

В нашей стране государство традиционно было исключительно сильным, доминирующим институтом. Как отмечает российский исследователь в области проблем государственного управления Ю.Ф. Олещук, такая невероятно мощная власть и традиция особой значимости власти вызывали в ее адрес две понятные и противоположные общественные эмоции: огромное на нее упование и огром­ную же ненависть к ней [Олещук, 1998]. Разрушение привычных «советских» систем опеки и контроля привело к заметному изменению оценок и ожиданий в отношении государства. Так, по данным серии опросов, проведенных россий­ским исследовательским центром ВЦИОМ в 1989, 1994 и 1999 годах, в созна­нии россиян практически исчезла позиция «государство дало нам все...» [Лева­да, 1999]. Наряду с этим резко снизилась готовность жертвовать чем-либо для блага государства. В целом исследователи ВЦИОМа зафиксировали возросшее демонстративное отчуждение человека от государства, что в свою очередь ока­зывает, негативное влияние на оценку деятельности Органов управления и уро­вень доверия к ним.

На фоне такого явно негативного отношения населения к органам государ­ственного управления, исследования зафиксировали еще одну тенденцию, за­ключающуюся в том, что сами госслужащие резко отрицательно относятся, как к важности и полезности участия в управлении граждан и институтов граждан­ского общества, так к необходимости контроля за властными структурами со стороны граждан.

Таким образом, основные контрагенты процесса государственной комму­никации настроены по отношению друг к другу явно негативно, что не способ­ствует развитию между ними конструктивного информационного обмена.

Тем не менее, государственная коммуникация постепенно становится од­ним из важных составляющих общественно-политической жизни страны. На региональном уровне ее отличает ряд специфических черт. Проведенное в Са­марской области исследование коммуникативного взаимодействия региональ­ного органа управления (администрации Самарской области) с общественно­стью позволило выделить несколько таких отличительных особенностей, кото­рые очевидно встречаются и а других субъектах РФ. В ходе исследования были опрошены представители основных участников процесса государственной коммуникации: жители области (N=1200), чиновники (N=80) и журналисты (N=72), что позволило провести комплексный анализ изучаемого явления.

По результатам исследования одной из отличительных черт региональной государственной коммуникации является высокий уровень ее персонификации. Информационная политика администрации Самарской области, как показыва­ют результаты ежедневного мониторинга печатных и электронных СМИ, кото­рый был проведен в период с 28 октября 2000 года по 31 августа 2001 года, на­правлена в большей степени на освещение деятельности первых лиц губернии. По данным этого мониторинга объем освещения деятельности губернатора Са­марской области значительно превышает любое из структурных подразделений областной администрации (табл. 1). Так, в исследуемый период количество публикаций, посвященный руководителю области, почти в четыре раза превы­шает число статей о деятельности самого освещаемого на тот момент департа­мента по ТЭК. Число телепрограмм, в которых фигурировал самарский губер­натор, в два раза превысило аналогичный показатель упомянутого выше струк­турного подразделения администрации области. Это приводит к тому, что в средствах массовой информации формируется персонифицированный имидж региональной власти, при этом игнорируются важные направления в работе ис­полнительной власти.

Еще одной особенностью коммуницирования региональной власти и насе­ления является преимущественное использование госструктурами прямых кана­лов информирования, наряду с практически полным игнорированием каналов обратной связи.

Таблица 1. Показатели освещаемости в СМИ персоналий и пяти основных структурных подразделений Администрации Самарской области (в таблице приведены данные по количеству материалов СМИ в период с 28.10.2000 по 31.08.2001 гг. в абсолютных числах)

Освещаемые персоналки и структурные подразделения

Общее число материалов

телесюжетов, передач

публикаций

Губернатор Самарской области

1384

1288

Департамент по ТЭК, химии и нефтехимии, транспорту и связи

677

344

Департамент по строительству, архитектуре, ЖКХ и дорож­ному хозяйству

227

139

Департамент здравоохранения

314

172

Департамент науки и образовании

228

163

Департамент социальной защиты населения

89

102

В ходе исследования всем респондентам предлагалось выразить свое со­гласие или несогласие с набором суждений, которые характеризуют отношение к проблеме сотрудничества между населением и органами государственного управления. Причем суждения отражали как реальную ситуацию взаимодействия органов управления с населением по информированию его о своей деятельно­сти, так и выяснялись мнения о необходимости такого сотрудничества, которые в дальнейшем сравнивались между собой в каждой группе респондентов (табл. 2).

Таблица 2. Сравнение степени согласия с суждениями:

«Органы управления должны вести активный диалог с населением, даже если само население не проявляет инициативы» и «Органы управления ведут активную работу с населением, стараются информировать его о принимаемых решениях и проводимой политике» (в процентах к числу опрошенных).

Степень согласия

население

журналисты

чиновники

должны

ведут

должны

ведут

должны

ведут

согласен

80,6

11,0

86,1

20,8

95,1

21,3

не согласен

3,1

58,6

5,6

62,5

1.1

58,7

затрудняюсь ответить

16,3

30,4

8,3

16,7

3,8

20,0

ИТОГО

100

100

100

100

100

100

Во мнениях участников исследования наблюдается значительное отличие в оценках того, что власти должны налаживать диалог с населением и реальной деятельностью в этом направлении. Причем тенденции в оценке сложившейся ситуации одинаковы по всем группам опрошенных.

Как видно из таблицы, чиновники в наибольшей степени склонны считать, что органы управления должны вести диалог с населением (95,1%). Интересно, что опрошенные жители области демонстрируют меньшие показатели согласия с данным утверждением. В то же время, достаточно большой процент затруд­нившихся дать ответ на вопрос, говорит о не сформированности представлений о подобном сотрудничестве.

Важной характеристикой информационного сотрудничества госструктур и общества является степень открытость власти и возможности доступа предста­вителей СМИ к интересующей их информации. В оценке таких возможностей ответы самих журналистов и чиновников разделились. Более половины работ­ников областной администрации полагают, что журналисты могут совершенно свободно получить любую информацию., В то же время почти 80,0% журнали­стов утверждают, что предоставление такой информации зависит от желания самих чиновников.

Вместе с тем, журналисты достаточно высоко оценили степень открытости областной администрации по сравнению с другими властными структурами, как федерального, так и муниципального уровня. Так, 52,2% опрошенных жур­налистов сказали, что администрация Самарской области наиболее открыта для граждан, их объединений и для самих журналистов. В то время как, например, открытость федеральных структур отметили только 4,2% респондентов.

Журналисты оценивая ту информацию, которую им предоставляет адми­нистрация Самарской области о своей деятельности (в виде пресс-релизов, справок, комментариев), отмечают ее преимущественно позитивный характер (54,9%). В то же время более половины журналистов (52,1%) считают ее недос­товерной, а 53,5% опрошенных - скучной.

В то же время чиновники, оценивая информацию о деятельности област­ной администрации, которая появляется в СМИ, отмечают, что она является по­зитивной (47,5%) или нейтральной (45,1%). 55,0% опрошенных чиновников считает эту информацию интересной, лишь 22,6% - скучной. В оценке досто­верности появляющейся в СМИ информации мнения чиновников разделились следующим образом: всего 37,5% считают ее достоверной, 16,3% - не досто­верной и 46,3% опрошенных не смогли оценить достоверность этой информации.

В оценке качества журналистских материалов о деятельности администра­ции Самарской области, мнения чиновников разделились практически поровну: 46,3% опрошенных удовлетворены их качеством, а 45,1% - не удовлетворены. Причинами невысокого качества статей, телесюжетов и радиопрограмм, на взгляд чиновников, является, в первую очередь, низкий уровень профессиона­лизма самих журналистов. Такого мнения придерживаются почти половина не­довольных качеством журналистских материалов чиновников, 17,5% из них, в качестве причины такой ситуации, указывают на закрытость самой властной структуры и 18,8% ссылаются на отсутствие в администрации специалистов, которые могли бы взаимодействовать с журналистами.

Помимо оценок различных характеристик информации, которой обмени­ваются партнеры по общению, в ходе исследования изучалась удовлетворен­ность респондентов количеством информации о деятельности администрации Самарской области. Наибольшую степень удовлетворенности появляющейся в СМИ информацией об областной администрации продемонстрировали журна­листы: 3/4 опрошенных работников масс-медиа считают количество информа­ции достаточным. Среди чиновников этот показатель гораздо ниже: всего 56,2% от числа опрошенных высказали удовлетворенность количеством ин­формации о деятельности областной администрации, а более трети указали на недостаточность такой информации. Самый низкий процент удовлетворенности количеством информации у населения. Лишь 43,9% опрошенных жителей Са­марской области отметили, что информации достаточно. Среди населения об­ласти большой процент опрошенных затруднились ответить на данный вопрос (почти четверть от общего числа респондентов). Это может свидетельствовать, с одной стороны, о том, что информация подобного рода не вызывает интереса у жителей региона, но, с другой стороны, большое количество людей, не су­мевших дать оценку объему информационного сотрудничества говорит о не­достаточном уровне его развития, об отсутствии сложившихся социальных представлений и ожиданий о нормах такого сотрудничества.

Кроме того, приведенные выше результаты демонстрируют достаточно серьезные тенденции. Так, население, на которое в общем-то и рассчитана раз­мещаемая в СМИ информация, в наименьшей степени удовлетворено ее коли­чеством. В то время как журналисты, которые призваны обеспечивать этот процесс, высказывают наибольшую степень удовлетворенности. Такая ситуа­ция может привести к тому, что СМИ, являясь цензором повестки дня масс-медиа, будут ограничивать количество информации о деятельности областной администрации, в то время как более трети населения Самарской области счи­тают, что ее недостаточно. Конечно, важен и вопрос качества данной информа­ции, которая, как правило, носит сугубо официальный характер «хроники с полей», что, безусловно, отталкивает население, особенно молодое поколение, однако результаты исследования в очередной раз доказывают влияние удовле­творенности количеством информации на позитивные оценки деятельности ор­ганов управления. Так, те респонденты, которые считают информацию о дея­тельности администрации Самарской области достаточной, обладают более вы­сокой степенью доверия к органам управления и их деятельности.

Респондентам, указавшим на недостаточность информации о деятельности администрации Самарской области в СМИ, было предложено определить при­чины данного явления.

Население и журналисты основные причины отсутствия достаточного ко­личества информации видят в позиции самой администрации, которая не заин­тересована в предоставлении материалов о своей деятельности (51,3% и 31,9% соответственно). Среди опрошенных чиновников данную причину указали лишь 12,5%. Следующей по значимости причиной стал характер деятельности властной структуры, где отсутствуют события, о которых бы стоило сообщить. Треть опрошенных жителей области и журналистов назвали данную причину. Чиновники же напротив, указывают, прежде всего, на незаинтересованность самих журналистов в освещении данной темы (32,5%) и отсутствие интереса у самого населения -12,5% от числа опрошенных.

Однако, журналисты и чиновники сходятся во мнении о том, в органах власти нет специалистов, способных наладить диалог со СМИ. Среди журнали­стов эту причину выделили 20,8% опрошенных, среди чиновников - 12,5%.

Таким образом, можно выделить ряд препятствий в развитии государст­венной коммуникации на региональном уровне: сохраняющееся недоверие к властным структурам, закрытость власти, отсутствие у чиновников заинтересо­ванности в диалоге с обществом, а также отсутствие необходимого кадрового, правового и финансового обеспечения подобного коммуникативного взаимо­действия. Однако, несмотря на все вышеперечисленные трудности, очевидно, что в настоящее время уже сформировалась потребность в создании диалоговой модели коммуникации между государством и обществом, осознание которой характерно для всех основных ее участников: чиновников, журналистов и само­го населения.