Публично-правовой процесс
Исполнение государственными органами функций по обеспечению связей с общественностью относится к одному из видов публично-правового процесса, который образует основу демократического государства и общества, придает реальность праву и действительность государству. Публично-правовой процесс - это регулируемый законом и публично осуществляемый процесс реализации права и государства, наделяющий последнее качеством быть юридическим лицом гражданской нации. Государство без урегулированного законом публично-правового процесса не может быть не только правовым государством, но и государством вообще, поскольку не является публичной формой осуществления единого права для всех своих граждан, а остается лишь совокупностью различных государственных органов власти; оно всего лишь государствообразие, или предгосударство. Право без законоустановленного процесса его осуществления, будь это публичное или частное право, остается предправом, правообразием.
От иных видов публично-правовых процессов процесс связи государства с его гражданами, в том числе связи государственных органов с общественностью, отличается тем, что он не связан с юридической практикой как таковой, поскольку в ходе его не создается юридизация политических императивов и ценностей в виде нормативных или индивидуальных правовых актов, как в законодательной деятельности, не совершается юрисдикционных действий, как при обеспечении и охране правового порядка, а также иных юридических действий, кроме опубликования правовых актов и иной официальной информации. Публикация и разъяснение законов составляют необходимое, хотя и недостаточное условие для их легитимности, для обеспечения государству правовой природы и демократичности. Этот процесс не является процессом правоприменения, каковы судопроизводство или административное производство, но без него в демократическом государстве оба утрачивают свой публичный характер и, опять-таки, легитимность. Этот процесс не имеет юрисдикционного правоохранительного характера или характера государственно-управленческой деятельности в ее классическом виде. Однако без публичных связей с гражданами правоохранительные и иные органы исполнительной власти не только деформируются из института государственной власти в частную власть должностных лиц, но и подчас утрачивают работоспособность как таковую.
Связи с общественностью - это публично-правовой процесс. Он, во-первых, в определенной, пусть и не в исчерпывающей степени регламентирован правовыми нормами. Во-вторых, что более важно, его содержание выражается в показе общественного смысла и значения той юридической и управленческой деятельности, которую совершают государственные органы. Без него юридическое не приобретает правового характера. Значение связей с общественностью как процесса трудно переоценить, поскольку в конечном счете при надлежащем и эффективном исполнении функций связи государства с обществом происходит легитимация действий государственной власти и практики государственного управления. В-третьих, этот процесс урегулирован, подчинен нормам публичного права, которое слагается как синтез конституционного, административного, бюджетно-финансового, уголовного и муниципального права, в той или иной степени происходящий при каждом акте действия государственной власти, будь то власть законодательная, исполнительная, судебная или власть главы государства.
В этом случае связи с общественностью осуществляются уже не спорадически, а непрерывно, не в произвольном и случайном порядке, а в порядке, установленном законом, не случайными людьми, а лицами особой профессии, образующими соответствующую профессиональную корпорацию с внутренней корпоративной регуляцией, нарушение которой влечет профессиональную дисквалификацию, совершаемую общественной организацией, органом управления данной публичной корпорации. В таком случае осуществление общественных связей, или публичных отношений, PR-службой можно определить как урегулированный законодательством, нормами корпоративной этики и профессионального права публичный процесс реализации прав граждан на информацию об органах государственной власти, а также анализа общественного мнения и правосознания, легитимации органов государственной власти, их правовых актов и действий.
Легитимность возникает вследствие легитимации юридически законных, а также сообразных общественному правосознанию институтов, отношений и действий. Легитимность есть свойство, выражающее правозаконность действий государственных органов и должностных лиц. Легитимация - понятие более широкое, оно выражается в общественном признании законных институтов и действий власти в качестве правовых институтов и действий. Такое признание не возникает само по себе, оно результат деятельности государственных органов по легитимации своих актов и иных действий посредством взаимодействия с гражданами, общественными объединениями, политическими партиями, иными сообществами. Для юридической мысли различение права и закона известно еще со времен Древнего Рима, когда (как и в современном русском языке) право обозначалось одним понятием -jus, а закон другим - lex. Право в русском языке имеет общее начало со справедливостью, как и в латыни, где справедливость обозначалась понятием «юстиция». Не всякий закон является правовым законом, даже если он принят по законоустановленной парламентской процедуре, и не всякое право является узаконенным, хотя в общественном сознании оно сохраняется как право в правовых обычаях, традициях или ценностях правосознания граждан и народа.
Таким образом, задача легитимации состоит в том, чтобы нормотворческие и нормоисполнительные действия государственных органов, во-первых, получили общественное признание как правовые и справедливые действия, во-вторых, вошли в правосознание граждан в качестве новых правовых норм, ценностей, императивов сознания и правового поведения и, в-третьих, получили творческих исполнителей - субъектов добровольных, из числа активных граждан, и дисциплинарных, из числа государственных служащих.
Легитимация двояка. Во-первых, она выражается в том, что происходит развитие права законом, чтобы законоустановленные нормы приобретали поддержку граждан и входили в их правосознание и деятельность в качестве новых норм права. Во-вторых, легитимация состоит в наполнении закона правом, толковании закона как права посредством разъяснения гражданам правового смысла законодательных норм и тем самым разъяснения содержания законодательных норм как правовых норм. Легитимация, образуя ядро PR-функций связи с общественностью государственных органов, не исчерпывает их задач, поскольку последние включают в себя также и обратную связь, связь граждан с государством. Это выполняется посредством исследования и выяснения общественного мнения, выражения его в терминах и категориях юридической, политической, социологической и экономической наук, что составляет непременное условие того, чтобы в последующем государственная власть учитывала и использовала общественное в практике законотворчества и властеосуществления.
Связь государства с гражданами и общественностью кратко может быть выражена понятием гражданской публичной связи государства. Такая связь является обязанностью государства и образует гражданскую, публичную функцию государства, которая весьма многообразна. Так, признание государством прав и свобод человека и гражданина как форма информационной гражданской функции государства уже само по себе включает ряд форм, в том числе фактическое соблюдение и ненарушение прав и свобод граждан. В гражданскую, или публичную, функцию государства включаются все те функции соблюдения и защиты прав и свобод человека, которые не имеют административно-юрисдикционной формы. Это информационные, этические, социокультурные формы действия государства в отношении граждан.
Конституция Российской Федерации устанавливает принцип публичности юрисдикции Российской Федерации на ее территории. Этот принцип устанавливается следующей нормой основ конституционного строя России: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (ст. 15, п.3; курс авт.). Обязанности органов государственной власти в части публичных отношений устанавливаются ст.24, п.2, Конституции Российской Федерации, согласно которой «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (курс. авт.). Формулировка носит ограниченный характер вследствие того, что данная обязанность публичности установлена не в отношении всех документов и материалов, а лишь в отношении тех, которые непосредственно затрагивают права и свободы человека и гражданина. Критерий, различающий документы, непосредственно затрагивающие права и свободы, и документы, затрагивающие их косвенным образом, Конституцией Российской Федерации не только не устанавливается, но и не предусматривается. Следовательно, вопрос о составе непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина документов решается по усмотрению самих должностных лиц. Это положение должно истолковываться также с учетом предлежащей конституционной нормы, утверждающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Следующий вопрос, который возникает при толковании ст.24 Конституции Российской Федерации, связан опять-таки с институтом непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Дело в том, что ст. 15 основ конституционного строя не делает такого рода оговорку, она устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15, п.3). Тем самым Конституция Российской Федерации (ст.24) устанавливает обязанность должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с непосредственно затрагивающими их права и свободы актами, во-первых, как принятыми, так и их проектами, поскольку в статье названы не только документы, но и материалы, во-вторых, как индивидуальными, так и нормативными, но лишь теми из них, которые непосредственно касаются конкретного гражданина.
Связи с общественностью в данном случае - это правовая и организационная форма осуществления публичной, гражданской функции государства, включающей в себя функции реализации и защиты публичного права многонационального народа России, ее гражданской нации, а также индивидуальных публичных и частных прав и свобод человека и гражданина. Но связи с общественностью, строго говоря, не есть сама эта функция, а она всего лишь одна из деятельностных форм ее осуществления, которая есть осуществление, явление государства его гражданам, а также - что не менее важно - осуществление общественности как правового, социального и политического института.
- Хрестоматия
- Раздел 1. Связи с общественностью как компонент государственного и муниципального управления. 2
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии 53
- Раздел 3. Структура и направления работы служб связей с общественностью в органах государственного управления. 91
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
- Гос. Структура
- Место пр в органах государственной власти. (Чумиков а.Н., Бочаров м.П.)
- Правительство (Сэм блэк)
- Организационное построение правительственной службы пр
- Местные органы власти
- Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)
- Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных пр (Почепцов г.Г.)
- Правовые и этические основы деятельности pr-служб в органах власти и управления (Казанцев н.М.)
- Публично-правовой процесс
- Общественность
- Практика публичных отношений
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
- Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
- «Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
- Открытость и демократичность государственной службы как фактор эффективности связей с общественностью (Комаровский в.С.)
- Задачи и функции пресс-служб и пресс-центров государственных учреждений
- Взаимодействие пресс-служб со средствами массовой информации
- Структура и кадры пресс-служб
- Информация из пресс-службы
- Критерии эффективности работы пресс-служб