Общественность
Правовая природа общественности по сравнению с конституционным учредителем Российской Федерации - ее многонациональным народом и высшей ценностью данной демократической государственности России человеком, ее гражданином, его правами и свободами вторична. Конституционное законодательство использует понятие «взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями» (5). Реальность публичных отношений власти с гражданами, обозначаемая данным и иными понятиями, исключительно тесно связана с реализацией основ конституционного строя России, в том числе высшей, согласно основам институционного строя, ценностью, каковой установлен человек, его права и свободы (ст.2 Конституции России). Общественность как институт возникает в процессе реализации индивидуального и субъективного права граждан на объединение. Она вторична сравнительно с институтом гражданина и объективным правом граждан на объединение. Вместе с тем она, будучи результатом осуществления прав граждан на объединение - партией как политически-корпоративным правообъединением, союзом интересов, союзом профессии, а в начальных формах профессиональным союзом как профессионально-корпоративным правообъедением, конфессией, конгрегацией как корпоративно-идеологическим или религиозным правообъединением, обладает первичностью в процессе социализации человека.
Конституцией Российской Федерации (1993 г.) общество как институт и явление вводится косвенно, через категорию общественных объединений, которые, согласно ст. 13, «равны перед законом» (п.4), для которых предусматривается правовая возможность иметь цели, совершать действия, осуществлять деятельность (п.5), которые могут создаваться и соответственно ликвидироваться. Конституцией устанавливается запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13, п.5).
Статус религиозных объединений устанавливается другой -14-й статьей Конституции Российской Федерации, вне связи с общественными объединениями, и, следовательно, религиозные объединения не могут признаваться в качестве общественных объединений, они «отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14, п.2). Проведение институционного различия между общественными и религиозными объединениями можно видеть также в ст. 19, где государством гарантируется равенство нрав и свобод человека и гражданина независимо от отношении к религии и принадлежности к общественным объединениям.
Действующее законодательство регулирует вопросы информационной связи государства и общества в разрезе отдельных функций и институтов. Отдельно регулируются институт и порядок опубликования сообщений государственных органов об их деятельности, их решениях, актах, функциях. Существенно, что для СМИ законом установлены обязанности опубликования как официальных актов государственных органов, так и их информации о своей деятельности. Согласно Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.91 № 2124-1 (ст.25), редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом Уставом редакции или заменяющим его договором, а также иные материалы, публикация которых в данных СМИ предусмотрена законодательством Российской Федерации. Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.95 № 7-ФЗ также устанавливает обязанность государственных СМИ публиковать сообщения, материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обратим внимание на то, что материалы, касающиеся статуса государственных органов, и официальные документы, регулирующие их полномочия, функции, действия, посредством которых осуществляются функции и полномочия государственных органов в отношении государства и общества в самом общем, исходном, конституционно-правовом смысле, публикуются лишь в официальных периодических изданиях исключительно по случаю издания такого акта, но в СМИ, посвященных сиюминутным вопросам жизни и деятельности граждан, собственно массовых изданиях не только не анализируются, но м повторно не публикуются. Это приводит к тому, что осведомленными в вопросах статуса, а также правоприменительной и правоисполнительной деятельности государственных органов оказываются лишь профессионально ориентированные, подготовленные граждане, но никак не массовый читатель. В результате легитимация как основная задача исполнения функции публичных отношений и связей с общественностью государственных органов оказывается ограничена профессиональной аудиторией, которой и без того все ясно, и не охватывает тех массовых читателей и граждан, которые составляют подавляющее большинство избирателей. Наличие института официального опубликования само по себе не порождает ни осведомленности массового читателя в институтах государственной власти страны, ни вовлеченности его в вопросы деятельности государства, в отношении которого он, как гражданин, принимает свои электоральные решения и делает свой выбор.
Более того, существенно, что само понятие связей государственных органов, а следовательно, и государства с гражданами подчиняется вопросам опубликования официальных актов в одних и тех же малотиражных, сравнительно с численностью граждан России, изданиях. А обсуждение практики власти совершается в произвольном и усматриваемом журналистами порядке в других, существенно более массовых изданиях. Между официальными и массовыми изданиями существует разрыв не только в содержании материалов о деятельности власти и ее статусе, но и в аудитории читателей. Ограниченность такого публикационизма усугубляется тем, что иные формы связей государства с гражданами не подвергаются рассмотрению в прессе и весьма редко обсуждаются. Более того, в этой части какое-либо правовое регулирование пока что не получило места. Имеется в виду, что главное во взаимодействии государственных органов и общества - это, во-первых, взаимодействие государственных органов и граждан по делам самих граждан, которые образуются в ходе обращений граждан в государственные органы. Это, во-вторых, действия государственных органов, которые порождают правовые и, кроме того, экономические и социальные последствия для самих граждан в индивидуальной форме.
Конечно, в настоящее время имеют место пропаганда, мотивация и разъяснение решений государственных органов, которые осуществляются в разной форме и разными способами с различными журналистскими оценками. Однако редко проводится систематический анализ самими гражданами, особенно теми, на жизни которых сказалось то или иное решение государственного органа. В СМИ получают место только мнения журналистов, что само по себе нормально, однако журналист - это не единственная профессия российских граждан. Напротив, это всего лишь одна из многих профессий.
Подчеркнем, что в силу непосредственного действия норм Конституции Российской Федерации, составляющих основы конституционного строя России (гл.1), основы правового статуса личности в Российской Федерации (гл.2) и являющихся непосредственно действующими (ст. 16 и 18), рассматриваемая гарантия равенства перед законом объединений граждан имеет фундаментальный смысл для правового регулирования и осуществления публичных отношений государства, в том числе связей с общественностью его органов. Понятно, что связи любого государственного органа с гражданами должны быть адресованы и осуществляться равнодоступным для граждан образом. Здесь не может быть каких-либо привилегий или особых индивидуальных отношений.
Другое дело - связи государственного органа с общественностью. Возникает вопрос: кто является той общественностью, с которой должен работать конкретный государственный орган, имеющий определенную компетенцию, функциональные и отраслевые полномочия и задачи? Вряд ли обоснованно требовать от государственного органа поддержания связей со всеми общественными движениями и объединениями. Напротив, естественно ожидать, что каждое ведомство будет взаимодействовать с теми движениями, цели которых каким-либо образом связаны с компетенцией, функциями, полномочиями данного ведомства.
Конечно, есть универсальные движения. Это, как правило, политические движения, партии. Но они, во-первых, не исчерпывают собой всех общественных институтов. Во-вторых, ориентированные на борьбу за власть, делающие это весьма гибко и конъюнктурно, они стремятся использовать государственную политику и административную практику каждого ведомства в своих интересах и не пренебрегают действовать против проявления позитивных результатов текущего государственного управления. Поэтому они не могут составить прочную позитивную опору для взаимодействия государственного органа с внеполитико-корпорированными гражданами. Такую опору могут составить те общественные объединения, которые сложились вокруг соответствующих компетенции конкретного ведомства целей и интересов. Такого рода общественные объединения называют в зарубежных странах союзами интересов, среди которых основными являются предпринимательские союзы и союзы профессий (не смешивать с профсоюзами). Легко можно видеть, какие интересные формы отношений могут возникать между государственным органом и соответствующими союзами интересов министерством финансов и ассоциациями аудиторов, бухгалтеров, Министерством здравоохранения и ассоциациями врачей. Очевидны формы общественно-государственных связей ассоциаций учителей, инженеров, менеджеров, энергетиков, металлургов. Роль общественных ассоциаций, соучаствующих с государственными органами в управлении, трудно переоценить. Скажем, в Великобритании именно национальная ассоциация бухгалтеров разрабатывает примерно каждые 57 лет изменения в законодательстве о финансовой отчетности и бухгалтерском учете. Законоустановлено, что в любой, публичной или частной, организации с правами юридического лица бухгалтерские функции с правом ответственной подписи может выполнять исключительно член этой ассоциации, а вступающий в ассоциацию, где бы он ни работал, принимает обязательства соблюдать британское законодательство о финотчетности, а в случае принуждения к отступлению от его норм сообщать в ассоциацию.
Поскольку профессиональный труд является основной формой жизнедеятельности, реализации права, основным средством, приносящим доход, будь это государственный служащий, предприниматель, рабочий, художник, сторож или журналист, каждый труд имеет свое кредо и должен находить соразмерное ему слово в печати. Демократия партий должна быть дополнена демократией профессий. Более того, представляется, что в будущем демократия в большей степени будет властью союзов интересов и профессий, нежели властью партий. Это станет происходить по мере того, как высшее образование будет получать всеобщее распространение. Здесь сокрыто зерно идеологии PR-служб XXI в., которая завершит собой эпоху идеологий профессионального гегемонизма, прошедшую через четыре этапа гегемонии: военной аристократии, торговой аристократии, предпринимательской олигархии, пролетарской партократии.
Существенно, что такая идеология основывается на праве, является его продолжением, прорастанием в политическую сферу, выражает демократическую идею тоффлеровской третьей волны. Непризнание демократии как публично-правового процесса власти равноправных профессий непосредственно влечет нарушение принципа равноправия граждан перед государством. За этим следует ожидать постановки вопроса о равном значении профессий в государственной системе, причем не только в правовом отношении, но и в экономическом аспекте дохода и собственности, а также в информационной представленности нужд и профессиональных интересов в прессе, на телевидении и, что не менее важно, в художественно-литературном слове. Такое равенство профессий должно быть учитываемо именно в практике связи государственных органов с общественностью, для того чтобы они действительно стали службами публичных отношений. Общественность как система союзов интересов, профессий, конфессий, конгрегации, корпораций и политических партий, выступая партнером государства в информационно-публичных отношениях,, обеспечивает гражданам реализацию их права на информацию, социализирует граждан и по мере этого возвышается до гражданского общества.
- Хрестоматия
- Раздел 1. Связи с общественностью как компонент государственного и муниципального управления. 2
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии 53
- Раздел 3. Структура и направления работы служб связей с общественностью в органах государственного управления. 91
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
- Гос. Структура
- Место пр в органах государственной власти. (Чумиков а.Н., Бочаров м.П.)
- Правительство (Сэм блэк)
- Организационное построение правительственной службы пр
- Местные органы власти
- Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)
- Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных пр (Почепцов г.Г.)
- Правовые и этические основы деятельности pr-служб в органах власти и управления (Казанцев н.М.)
- Публично-правовой процесс
- Общественность
- Практика публичных отношений
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
- Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
- «Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
- Открытость и демократичность государственной службы как фактор эффективности связей с общественностью (Комаровский в.С.)
- Задачи и функции пресс-служб и пресс-центров государственных учреждений
- Взаимодействие пресс-служб со средствами массовой информации
- Структура и кадры пресс-служб
- Информация из пресс-службы
- Критерии эффективности работы пресс-служб