«Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
Из книги: М.С. Вершинин. Политическая коммуникация в информационном обществе -- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001
Информационные технологии в государственном управлении ("электронное правительство", e-Government), являясь новой тенденцией использования Интернета, потенциально могут оказаться ключевой точкой пропаганды информационных технологий в массах, и, соответственно, внедрения идей информационного общества. Кроме того, "электронное правительство" повышает эффективность работы государственного аппарата и приводит к повышению производительности труда в государственном управлении. Вот почему к популярным в Интернете обозначениям "В" и "С", что означает, соответственно, "бизнес" и "потребитель" и давно используется во всяких сочетаниях (В2В, В2С...), теперь прибавилась новая - "G". Появились и новые обозначения для характеристики различных аспектов государственного управления:
автоматизация отношений и документооборота между ведомствами (G2G);
отношения государственных органов и бизнеса, например, автоматизация расчетов по налогам или проведение электронных тендеров на поставку оргтехники (B2G);
организация обратной связи с гражданами (G2C).
Распространение высоких жизненных стандартов - одна из главных целей государства в информационном обществе. Высокий стандарт связан со снижением издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений государственных органов с населением позволяет каждому жителю сократить затраты своего времени на стандартные операции. Заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение разнообразных справок, участие в конкурсах на замещение государственных должностей, получение правительственных грантов и субсидий, видеоконференции с государственными служащими - вот лишь некоторые процессы, которые уже сейчас происходят виртуальным образом.
В целом новые способы коммуникаций позволяют достичь:
полной прозрачности власти и гласности ее решений;
доступности населению всех государственных нормативных актов;
реформирования высокозатратных структур;
повышения комфорта в повседневной жизни;
увеличения количества свободного времени.
Развитая система политического информирования граждан несомненно способствует увеличению капитала общественного доверия, так необходимого для эффективного функционирования власти. Для формирования устойчивой обратной связи важно и то, что Интернет предоставляет возможность интерактивного взаимодействия. Не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности правительства, но и у правительства появляется дополнительный канал получения информации, добровольно предоставляемой гражданами, что ведет к наращиванию той формы социального капитала, которую некоторые исследователи называют "моральными ресурсами" - т. е. ресурсами, объемы которых в процессе использования не столько сокращаются, сколько нарастают, а исчерпание наступает только в том случае, если ими не пользуются. Чем больше люди и власть узнают о деятельности и нуждах друг друга, тем выше степень взаимного доверия.
Электронное правительство (e-Government) - это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур.
Однозначного определения "электронного правительства" сегодня не существует. Прямой перевод e-Government не совсем корректен. Понятно, что имеется в виду не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. Возможно, речь должна идти об "электронном государстве", "электронном государственном аппарате", "электронной инфраструктуре государства", "государстве информационного общества" и т. п.
Конечно, деятельность не каждой организации можно оценить количественно, но всегда нужна политическая воля, чтобы на регулярной основе ввести в действие публичную систему показателей работы правительственных учреждений, как это делается пока только в США.
Следует отличать правительство, снабженное электронным интерфейсом (онлайновое правительство, government on-line, GOL) от электронного правительства. Понятно, что электронное правительство всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс. Но не всегда онлайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности.
Исследователи выделяют следующие принципы организации "электронного правительства".
Ориентация на граждан. Граждане (налогоплательщики) как владельцы правительства, а не только потребители его услуг, определяют политику и направление развития проекта.
Удобство и простота использования. Все электронные приложения, применяемые в `цифровом правительстве`, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания запросов и сократив время ожидания.
Бизнес-трансформация. Все программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика "электронного правительства" направлены на то, чтобы придать правительственной системе эффективность бизнес-модели, с ее соответствующей цепочкой ценностей.
Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызывала затруднений ни у частных, ни у корпоративных пользователей.
Обслуживание. Эффективность работы "электронного правительства" должна проявляться в его способности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечивая при этом высочайшее качество обслуживания.
Соответствие. Электронные приложения должны полностью соответствовать общей архитектуре систем безопасности, идентификации, электронных платежей, а также общему дизайну пользовательского интерфейса системы.
Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между различными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.
Исполнение. Приложения должны соответствовать цели совершенствования трансакций путем сокращения длительности и сложности обслуживания и прилагаемых усилий.
Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита трансакций.
Быстрота воплощения. Срок доработки и внедрения приложений должен составлять от трех до девяти месяцев.
Готовность к действию. Правительственные органы должны проявлять готовность присоединиться к системе и подстроить под нее свою работу. Принимая при этом определенные риски, эти органы должны руководствоваться разумными примерами и здравым смыслом, будучи уверены в успехе и полезности проекта.
Интернет бросает властным структурам свой вызов, диктуя новые правила игры. В XXI веке правительства должны стремиться к таким целям, как:
рост количества граждан, имеющих доступ к цифровым технологиям;
интегрированные, полные и простые в использовании пути интерактивного общения между гражданами и властями, которые придерживаются политики открытости;
безопасная электронная среда, защита прав граждан; возможность использования беспроводной связи и приборов различного размера и конфигурации для доступа к правительственной информации;
активная инновационная политика и скорейшее воплощение новаторских решений на практике.
"Электронное правительство" - главная задача властей в едином сетевом пространстве и основа всех моделей государственного управления XXI века.
В феврале 1997 г. американская администрация выдвинула инициативу "Совершенствование правительственной деятельности через новые технологии". Инициатива включала ряд программ, одна из которых - "Открытый доступ к правительственной информации. Совершенствование через информационные технологии". Для разработки научных основ и долгосрочной стратегии развития информационной политики Национальная Академия Наук США в 1998 г. объявила программу грантов по теме "Электронное правительство", призванную стимулировать фундаментальные и прикладные исследования в области применения новых информационных технологий в деятельности правительственных учреждений на всех уровнях власти.
Проект "FirstGov" (www.FirstGov.gov) (название может быть условно переведено как "первый шаг к открытому/электронному правительству США") - реализация национальной программы перехода на новые информационные технологии правительственных учреждений.
Проект, стартовавший в сентябре 2000 г., ставит задачу создания Интернет-портала, обеспечивающего доступ к правительственным и другим сайтам. Предположительно в него будут включены 30 млн домашних страниц с обновлением каждые две недели. Первый этап проекта продлится до марта 2001 г. Следующая задача в развитии проекта - разработка единой методологии для информационных систем правительственных учреждений как систем следующего поколения, обеспечивающих интеграцию ресурсов на базе содержательной обработки данных и документов. Развитие функциональных возможностей портала "FirstGov" будет осуществляться с учетом интересов как самих правительственных структур, так и населения.
Специальное направление проекта "FirstGov" - так называемое "географическое электронное правительство" - программа интеграции географической информационной системы (ГИС) региона/ территории с информационными ресурсами, содержащими развернутые данные о регионе, документы местной власти и т. д. Открытость данных-, доступность и понятность для населения создает условия для более тесного взаимодействия и диалога местной власти и населения при решении конкретных проблем данной территории. В рамках идеи "географического электронного правительства" предполагается приступить к работам по расширению взаимодействия граждан и местной власти по Интернету (регистрация, просмотр картотек, медицинских карт; получение справок и т.д.). Предполагается полностью перевести на Интернет весь комплекс взаимодействия властей всех уровней с инвалидами.
В США к 2000 г. по прогнозам Forrester Research в Сети будет действовать около 14 000 правительственных программ, с помощью которых будет собираться 15% налогов с населения США на общую сумму 600 млрд дол. Переход правительства в онлайн будет проходить в несколько этапов. На первом (2000-2002 гг.) правительство будет проводить через Интернет несложные трансакции, такие как сбор отчислений за водительские и другие лицензии. С 2002 по 2005 гг, вероятно, будет создан единый сайт электронного правительства, где граждане смогут получить всевозможные сервисы.
Работы по созданию электронных правительств в различных государствах проводятся под лозунгом большей открытости и подотчетности правительств гражданам. Электронизация, скажем, выплаты гражданами налогов является лишь технологической и совершенно неглавной задачей в этом движении. Подотчетность, в свою очередь, не сводится лишь к предоставлению какой-то нужной гражданам информации, а обеспечивается открытой спецификацией комплексов показателей работы конкретных государственных органов и созданием доступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.
При наличии объективных показателей работы государственного учреждения, в жизнедеятельности которого, как и любой коммерческой фирмы, можно выделить свою цепочку продуктивных и вспомогательных (иначе, обеспечивающих) бизнес-процессов, появляется возможность оценить организацию этих процессов в целом и каждого в отдельности. Это позволяет проводить в учреждениях реинжиниринг внутренних бизнес-процессов с применением отработанных и широко используемых коммерческими предприятиями методик и инструментов, а также внедрять передовой опыт реализации бизнес-процессов и их тестирования.
Программы в области электронного правительства развивает не только Америка. Например, в рамках осуществляемой британским правительством программы по созданию электронного правительства, на улицах двух городов - Лондона и Кардиффа к 2005 г. появятся интернет-киоски, с помощью которых граждане смогут осуществлять коммунальные платежи и выплачивать штрафы за неправильную парковку.
В Великобритании реализуется программа "E-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age" ("Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху"). Ее основная цель заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к Правительству информационного века. В программе рассматриваются следующие вопросы:
структура и состав услуг, которые необходимо реализовать для рядовых потребителей и неправительственных организаций;
расширение спектра предоставляемых сервисов;
обеспечение полного охвата граждан и населения правительственными услугами;
радикальное улучшение использования информации;
определение конкретных мер по осуществлению всех необходимых изменений.
Разрабатываемая в Великобритании правительственная стратегия предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса. Это означает, что услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов. В то же время электронный сервис не предполагает исключение персонального контакта.
Если темпы роста использования Интернет англичанами останутся на прежнем уровне, Великобритания в скором времени создаст наиболее современное "электронное правительство". По прогнозу Deloitte Research, к концу 2002 г. 41% всех услуг правительственных организаций будет осуществлено с использованием сети Интернет. В настоящее время только 8 % населения используют Интернет для доступа к правительственным сайтам. Опрос 250 правительственных организаций в Великобритании, Канаде, Австралии и США показал, что ожидается примерно пятикратный рост возможностей взаимодействия граждан с правительственными службами через Интернет.
Одна из центральных стратегических задач британской программы - сделать новые виды сервиса доступными для всех потенциальных потребителей без исключения. В частности, цифровое телевидение и новые типы мобильной связи рассматриваются как важные инструменты доступа в Интернет. Широкое распространение этих средств в значительной степени позволит снизить уровень так называемого "цифрового расслоения" (digital divide) общества. Конкретные мероприятия, направленные на решение этой проблемы, предусматривают содействие правительства повышению квалификации граждан и предоставлению доступа в Интернет все большему количеству людей. При этом содержание онлайнового общественного сервиса должно быть хорошо продумано и ориентировано на все категории пользователей, включая представителей языковых меньшинств, нетрудоспособное население и людей, ограниченных в передвижении.
Британская программа исходит из того, что трансформация традиционных форм взаимодействия правительства и граждан в цифровую форму не должна стать причиной социального неравенства. Правительство принимает на себя обязательство по уменьшению "цифрового расслоения" общества. Для этого оно проводит целенаправленную политику в области повышения компьютерной грамотности, создания центров обучения и улучшения условий для роста квалификации персонала в области информационных технологий, в том числе через обеспечение доступа к национальной сети обучения и к сетевой библиотеке Великобритании. Существует также ряд местных программ в этой области.
Преодоление цифрового барьера, однако, предусматривает не только повышение квалификации населения и решение проблемы доступа к информации. Некоторые граждане не хотят или не имеют возможности стать прямыми пользователями новых технологий, но рассматриваемая стратегия учитывает и эту категорию населения. Новые технологии позволяют улучшить поддержку личных и телефонных транзакций, наряду с организацией интерактивного взаимодействия граждан. Для государственных органов основной целью станет освобождение служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивных взаимодействиях с населением и обеспечение служащих необходимыми знаниями и оборудованием для успешного выполнения функций промежуточного звена между правительством и гражданами.
Ожидается, что к 2008 г., когда цели описанной программы будут достигнуты, ключевые правительственные услуги будут реализованы в электронном виде. Это означает, что наиболее распространенные и типичные процессы взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом, например, получение и отправка денег, сбор статистической информации, публикация законов, снабжение, будут реализованы с помощью информационных технологий. Появится широкий спектр медиасредств доступа к правительственному сервису в сфере финансов, розничной торговли, культуры и других областях деятельности. Интернет превратится в централизованную систему, объединяющую непосредственно или через промежуточные звенья персональные компьютеры, цифровое телевидение, средства беспроводного доступа, телефоны и иные приборы с операторами центров вызовов. Услуги центров вызовов могут быть доступными в любое время и из любого места.
В Канаде, в соответствии с программой Government Online, на которую выделено 160 млн канадских дол. (101 млн дол. США), все правительственные услуги намечено перевести в Интернет к концу 2004 г. С начала 2001 г. в Интернете уже размещены все документы, нормативные акты, информация о конкурсах и тендерах.
Интересным примером использования современных средств электронных коммуникаций является европейский проект CITYCARD, реализуемый в Болонье (Италия). Сами участники говорят, что этот проект "теледемократии" (tele-democracy) реализует новые, революционные подходы к демократии в век информационных технологий. Они обосновывают право на существование термина "электронное гражданство" (electronic citizenship), который характеризует новые ресурсы, права и проблемы, возникающие вследствие воздействия на общество компьютерной революции.
Проект заключается в том, что все жители города Болонья получают бесплатный доступ к местной компьютерной сети города с полным выходом в Интернет. Для тех, кто не имеет дома компьютера, терминалы для доступа к информации устанавливаются в общественных учреждениях, таких как библиотеки, административные здания. Однако проект не ограничивается созданием технической инфраструктуры. Все отделения местной администрации получают в этой сети электронных коммуникаций свой адрес и участвуют в обмене информацией с жителями.
Разработчики подчеркивают следующие принципы этого обмена:
двусторонний обмен сообщениями: гражданин может не только посылать сообщения местным властям (предположительно, вопросы или комментарии), но и получать от них информацию в электронном виде;
сбалансированность обмена и равенство сторон диалога: местные органы обязаны давать ответы на запрос гражданина, при этом обе стороны пользуются равными правами. В отличие от такого электронного средства информации, как, скажем, телевизор, обмен является двусторонним - из центра на периферию и из периферии к центру;
отсутствие временных ограничений на длительность сеансов связи.
Целью проекта CITYCARD выступает повышение заинтересованности жителей города в решении местных проблем ("непосредственная электронная демократия"). Создаваемая инфраструктура позволяет жителям выражать свои мнения непосредственно властям, получать ответы, участвовать в группах дискуссий (прообразом которых служат телеконференции Интернет) и даже проводить референдумы. Местные власти могут организовать обсуждение проводимых ими проектов, формировать общественное мнение и учитывать популярность принимаемых решений среди жителей города, что становится особенно важным накануне очередных выборов.
В условиях увеличения числа индивидуальных пользователей в России Интернет дает возможность качественно нового взаимодействия между органами власти и обществом в интерактивном пространстве. Формирование элементов такого рода системы в современной России несомненно будет способствовать укоренению пока еще неустойчивых институтов и принципов функционирования российской демократии, формированию институтов гражданского общества и позволит нашей стране играть активную роль в построении глобального информационного общества.
По данным Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ на 1 марта 2001 г., официальные сайты имели 23 из 24 федеральных министерств. Полных и достоверных данных по состоянию дел в регионах России нет.
Но по косвенным данным можно сказать, что представительство в Интернете имеют не более 20-25% региональных органов власти.
В 2001 г. началась разработка федеральной целевой программы `Электронная Россия на 2002 - 2010 годы`, которая охватывает все сферы информатизации, в том числе и вопросы "электронного правительства".
Планируется, что все властные структуры (Президент, Парламент, Правительство, министерства, ведомства и т. д.) создадут свои интернет-сайты, которые станут составными частями единого государственного (Правительственного) интернет-портала. В настоящее время открыты официальные сайты Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ и региональных органов федеральной власти РФ. Таким образом, первый этап создания сети сайтов, реализующих информационно-справочную функцию, и их объединения в рамках портала "Электронное правительство" близится к успешному завершению. Втором этапом могло бы стать предоставление населению некоторых услуг, например, уплату налогов и ответы на запросы населения (преимущественно информационные). Далее, на третьем этапе развития государственного интернет-портала возможно развитие интерактивных форм общения с населением - создание специальных конференций, экспертных советов и т. д.
И поскольку портал "Электронное правительство" бесспорно, коммуникативный орган социального управления, применение новых технологий позволит создать диалогическое коммуникативное пространство "правительство-население", благодаря чему можно будет в кратчайшие сроки получать информацию об ответных реакциях пользователей портала на важнейшие правительственные решения, а также эффективно реализовать идею социального участия населения в решении социально значимых проблем.
В рамках российского проекта «электронного государства» интегрируются информационные ресурсы федеральных министерств и ведомств, обеспечивается доступ к ним, а также создается система онлайновых сервисов (в том числе имеющих стоимостное выражение).
Правительственная сетевая инфраструктура должна быть нацелена на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государства и обеспечивать:
• реализацию права граждан на доступ к открытой государственной информации;
• доведение до общественности объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, укрепляющей доверие к государству и проводимой им политике;
• взаимодействие и постоянный диалог государства с гражданами и институтами гражданского общества, а также необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;
• объединение информационных ресурсов и сервисов органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления в целях укрепления общенационального информационного пространства;
• совершенствование системы государственного управления, оптимизацию структуры государственного аппарата, снижение финансовых и материальных затрат на его содержание, поэтапный перевод части государственных услуг, имеющих стоимостное выражение, в систему государственных сетевых сервисов, отвечающую реальным потребностям граждан и организаций;
• эффективную поддержку экономической деятельности государственных хозяйствующих субъектов, позволяя им эффективно интегрироваться в общенациональное и мировое экономическое пространство;
• взаимодействие и сотрудничество с государственными органами зарубежных стран и международными неправительственными организациями.
Потенциальная эффективность электронного правительства определяется уровнем развития инфраструктуры Интернета в каждой конкретной стране. Новые технологии, если их грамотно использовать, могут сыграть критическую роль в обеспечении открытого, подотчетного и ответственного государственного управления в XXI веке.
Ссылка к материалу:
www.bolero.ru/cgibin/basket.cgi?act_add=yes&pid=1867585&num=1&partner=politspb
- Хрестоматия
- Раздел 1. Связи с общественностью как компонент государственного и муниципального управления. 2
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии 53
- Раздел 3. Структура и направления работы служб связей с общественностью в органах государственного управления. 91
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
- Гос. Структура
- Место пр в органах государственной власти. (Чумиков а.Н., Бочаров м.П.)
- Правительство (Сэм блэк)
- Организационное построение правительственной службы пр
- Местные органы власти
- Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)
- Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных пр (Почепцов г.Г.)
- Правовые и этические основы деятельности pr-служб в органах власти и управления (Казанцев н.М.)
- Публично-правовой процесс
- Общественность
- Практика публичных отношений
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
- Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
- «Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
- Открытость и демократичность государственной службы как фактор эффективности связей с общественностью (Комаровский в.С.)
- Задачи и функции пресс-служб и пресс-центров государственных учреждений
- Взаимодействие пресс-служб со средствами массовой информации
- Структура и кадры пресс-служб
- Информация из пресс-службы
- Критерии эффективности работы пресс-служб