logo search
Богуславский М

§ 3. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров

1. В двусторонних международных договорах о поощрении и взаимной защите инвестиций, действующих для России, предусматриваются специальные положе­ния о рассмотрении в арбитражном порядке так на­зываемых инвестиционных споров, под которыми пони­маются споры между инвесторами и государствами, в

408

которых сделаны инвестиции. В эту категорию входят споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты ком­пенсации, подлежащей выплате в качестве возмещения за ущерб, причиненный инвестициям в результате какого-либо вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения или гражданских беспорядков (ст. 4 согла­шения с Великобританией, п. 5 ст. 4 соглашения с ФРГ). Это споры, относящиеся к размеру и порядку выплаты компенсации в случае национализации, экспроприации или мер, имеющих аналогичные национализации или экспроприации последствия (ст. 5 соглашения с Велико­британией, пп. 1—3 ст. 4 соглашения с ФРГ, ст. 6 согла­шения со Швейцарией). Это споры, касающиеся послед­ствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу капиталовложений и доходов от них в страну постоянного места пребывания инвесто­ра (ст. 6 соглашения с Великобританией; ст. 5, подпункт «а» п. 2 ст. 8 соглашения со Швейцарией), иные споры (подпункт «б» п. 2 ст. 8 соглашения со Швейцарией).

2. В договорах предусмотрена возможность до обра­щения к арбитражу полюбовного рассмотрения спора сторонами. Спор может быть передан в арбитраж по исте­чении трехмесячного срока с момента письменного уве­домления о таком споре (ст. 8 соглашения с Велико­британией), по истечении шестимесячного срока (ст. 8 соглашения со Швейцарией; ст. 10 соглашения с Испа­нией). В других договорах такой предварительный срок не установлен (например, в соглашении с ФРГ).

Следует обратить внимание на то, что в договорах пре­дусмотрено рассмотрение любого спора между инвесто­ром и государством в международном арбитраже или третейском суде по желанию или требованию любой из сторон в споре (ст. 8 соглашения с Великобританией;

ст. 9 соглашения с ФРГ). Предусмотрено рассмотрение в третейском суде споров основных категорий (перевод прибылей, порядок и размер компенсации в случае нацио­нализации и аналогичных мер) по инициативе любой из сторон и друшх споров лишь с обоюдного согласия сторон в споре (ст. 8 соглашения со Швейцарией).

3. Установлено, в каком арбитраже (третейском суде) будут рассматриваться возможные споры. В ст. 8 соглашения с Великобританией говорится об арбитраже:

арбитражном институте Торговой палаты в Стокгольме,

409

международном арбитре или арбитражном суде ad hoc, назначаемом по специальной договоренности или созда­ваемом в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В ст. 9 соглашения с ФРГ предусмо­трено создание в каждом конкретном случае третейского суда. Если сроки назначения сторонами членов тре­тейского суда не будут выдержаны, предусмотрена воз­можность назначения таких членов третейского суда председателем Международного Суда ООН. Аналогичные правила содержатся в ст. 9 соглашения со Швейцарией.

4. В договорах предусмотрен порядок рассмотрения спора в третейском суде. В ст. 8 соглашения с Велико­британией говорится лишь о том, что арбитражное раз­бирательство будет проводиться в соответствии с Регла­ментом ЮНСИТРАЛ, если стороны в споре не договорят­ся в письменной форме о его изменении. В ст. 9 согла­шения с ФРГ прямо предусмотрены отдельные основ­ные правила рассмотрения спора в третейском суде (принятие решения большинством голосов, несение расходов).

В ст. 8 соглашения со Швейцарией предусмотрено, что третейский суд сам установит свои правила процеду­ры, если стороны в споре не договорятся об ином. В соглашении предусмотрен также порядок несения расходов по арбитражу.

5. Стремясь обеспечить на многосторонней основе гарантии интересов инвесторов, западные государства предложили заключить Конвенцию о рассмотрении спо­ров по инвестициям между государствами и лицами других государств. Вашингтонская конвенция была под­писана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. Участницами конвенции в 1992 году были 106 стран, кроме того, еще 50 стран подписали, но не ратифи­цировали ее. Участницей конвенции является и Россия. Она предусматривает правила примирительной и арби­тражной процедур разрешения споров, а также создание Международного центра по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и раз­вития. Целью конвенции является изъятие из юрисдик­ции национальных органов стран-участниц инвестицион­ных споров, что обеспечивает защиту частного капитала иностранных государств в этих странах.

410

Правила Вашингтонской конвенции предусматривают универсальный механизм арбитражного рассмотрения инвестиционных споров, оговорена возможность прими­рительной процедуры.