logo
Богуславский М

§ 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Интернационализация хозяйственной жизни, стрем­ление к более эффективному использованию преиму­ществ международного разделения труда привели к соз­данию во многих странах особых экономических зон. Зо­ны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономи­ческих зон служит и привлечению иностранных капи­таловложений.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих ста­тус таких зон, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностран­ных капиталовложении, создание режима инвестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам, китай­цам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вклады­вать капиталы с целью создания промышленных предприятий, созда­вать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью» (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китай­ского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью

187

принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые нало­говые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностран­ных инвесторов, но устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В целях привлечения иностранного капитала, передо­вой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее терри­тории создаются свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесто­ров и предприятий с иностранными инвестициями.

В Российской Федерации были приняты положения о 12 свободных экономических зонах (СЭЗ). Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламен­том России, стала зона в Находке, специальное поста­новление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались доку­менты о других зонах, в частности о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (постановление Прези­диума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.— Ведомости, 1991, № 22, ст. 793), о хозяйственно-право­вом статусе свободной экономической зоны в Зеленогра­де (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.— Ведомости, 1991, № 21, ст. 766), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). Постановления о зонах общего характера принимались Верховным Советом РСФСР 14 июня 1990 г. и 13 сентября 1990 г., ряд поста­новлений принимался также правительством Российской Федерации. 4 июня 1992 г. президентом Российской Федерации был принят указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на терри­тории Российской Федерации». Этим указом была преду^ смотрена подготовка закона «О свободных экономиче­ских зонах в Российской Федерации». Законы о свобод­ных экономических зонах были приняты в Казахстане, на Украине.

188

Любая экономическая зона независимо от места ее расположения и цели ее создания остается неотъемле­мой частью государственной территории со всеми выте­кающими отсюда последствиями.

Для облегчения создания совместных предприятий в СЭЗ должны быть возможности для оперативного реше­ния всех возникающих вопросов (регистрации совмест­ных предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т. п.). Создание таких возмож­ностей осуществляется путем делегирования правомочий центральным органам. Во многих странах, где образова­ны специальные зоны, широкое распространение получи­ли системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда всё вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иност­ранными инвестициями, осуществляющим хозяйствен­ную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действую­щим на территории РФ законодательством, могут предо­ставляться дополнительные льготы:

— упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определен­ным объемом иностранных инвестиций подлежат регист­рации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;

— льготный налоговый режим: иностранные инвесто­ры и предприятия с иностранными инвестициям обла­гаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвести­циями;

— пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

— особый таможенный режим, включающий пони­женные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

189

— упрощенный порядок въезда и выезда иностран­ных граждан, в том числе и безвизовый.

Правовой режим и условия хозяйственной деятель­ности совместных предприятий, включая порядок их на­логообложения на территории СЭЗ, определяются Зако­ном об иностранных инвестициях и конкретными поло­жениями о СЭЗ.

Указанный принцип установлен указом президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. Сущест­венное изъятие было сделано этим указом в отноше­нии условий хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобнов­ляемых и невозобновляемых природных ресурсов, вклю­чая ресурсы континентального шельфа морской эконо­мической зоны. Эти условия, как указано в этом указе, определяются соответствующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации (п. 7 указа).

К числу этих актов относятся Закон Российской Федерации о недрах от 21 февраля 1992 г.. Закон о концессиях (в случае его принятия) и другие акты.

Следует иметь в виду, что в отношении предприятий с иностранными инвестициями в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отрас­лях независимо от величины их уставного капитала установлено правило об их регистрации в Комитете по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации, вошедшем позднее в состав Рос­сийского агентства международного сотрудничества и развития.

В свободных экономических зонах в России совмест­ные предприятия должны облагаться по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. Ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории России налоговых ставок для СП.

Экспортные пошлины на сырьевые товары, добывае­мые в счет квот, предусмотренных положениями о СЭЗ, устанавливаются в размере 50% от уровня, преду­смотренного действующим экспортным тарифом по пред­ставлению администрации СЭЗ (п. 5 указа президента от 4 июня 1992 г.).

190

Свободные экономические зоны были созданы в ряде государств, входивших ранее в состав Советского Союза (Туркменистане, Литве).