§ 1. Международные трудовые отношения
И КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ
В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Интернационализация производства, происходящая в XX веке, резко усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются
335
от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семей, в результате последствии военных действий, изменений в характере политического строя. Однако конечный результат этих мифаций ведет к образованию значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.
Экономические реформы, переход от закрытого к открытому обществу в бывшем СССР, а затем в России и других суверенных государствах, ранее входивших в состав СССР, привели, с одной стороны, к расширению труда иностранных граждан на отечественных предприятиях и возникновению трудовых отношений отечественных граждан с предприятиями с иностранными инвестициями, а с другой — к заключению трудовых контрактов и массовой трудовой миграции наших граждан за границу и заключению трудовых контрактов непосредственно отечественными гражданами с иностранными работодателями за рубежом.
Впервые эта возможность получила свое закрепление в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости населения, принятых 15 января 1991 г. В этом законе было предусмотрено, что «граждане имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за границей». В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что «граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей» (ст. 10). С 1 января 1993 г. в России вступил в силу закон СССР от 20 мая 1991 г., регулирующий выезд и въезд граждан. На основании этого закона гражданин РФ имеет право выезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности.
Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд, допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения установлены законодательством ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и др.
336
Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы». Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также предусмотрены: охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных правил; порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции, связанные с приемом на работу и въездом иностранцев или оформлением за границу любых работников, возлагаются исключительно на Национальное управление по иммиграции.
В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были заключены Россией с ФРГ, Францией.
Разработку и осуществление мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ осуществляет Федеральная миграционная служба России. Она же осуществляет меры по привлечению труда иностранных граждан на территории РФ. В прошлом иностранные рабочие и специалисты (прежде всего из Вьетнама, Китая, КНДР, Болгарии) привлекались чаще всего для работы на лесотехнических комплексах в Республике Коми, на Дальнем Востоке, а также для работы на различных предприятиях легкой и лесной промышленности. В 1990 году в СССР их работало примерно 200 тыс. (из них 82 тыс. вьетнамцев, их число в разные годы колебалось от 60 до 90 тыс. человек).
2. В ряде государств есть специальное законода-
337
тельство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого закона. Закон КНР о предприятиях-с иностранными инвестициями 1986 года. Положение о труде на совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1980 года, Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун 1980 года.
Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного права и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.
Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).
Положение рабочих-мигрантов и их семей в Европе было предметом рассмотрения.Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Итоговом документе Венской встречи (январь 1989 г.) говорилось о желательности улучшения в дальнейшем экономических,
338
социальных, культурных и других условий жизни рабочих-мигрантов и их семей, «законно проживающих в принимающих странах». Была, в частности, подтверждена готовность государств — участников Венской встречи принять меры, необходимые для более полного использования и улучшения возможностей получения образования детьми рабочих-мигрантов.
3. Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италии и в ряде других стран в сфере регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовые концепции. Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы в применении традиционных институтов и норм международного частного права. Прежде всего это проявляется в ограничении применения автономии воли сторон.
В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Так, в Законе о международном частном праве Венгрии 1979 года указывается, что к трудовым правоотношениям, если законодательство не предусматривает иное, применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа.
Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области трудовых отношений. Практика ряда стран показывает, что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, а возможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.
Не ограничивается свобода выбора права в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, ФРГ. В ст. 20 албанского Закона о пользовании гражданскими правами иностранцами и применении иностранного права 1964 года предусматривается, что «правоотношение, вытекающее из трудового договора, если между договаривающимися сторонами не обусловлено иное, регулирует-
339
ся законом страны, в которой предоставляется работа».
Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.
В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).
В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.
По закону Албании, Чехо-Словакии может применяться закон места регистрации транспортного средства.
В советском законодательстве коллизионные нормы в этой области отсутствовали. Для восполнения этого пробела в проект Закона о международном частном праве РФ была включена статья о трудовых отношениях. В ней была сделана попытка отразить изложенную выше практику решения этих вопросов.
Согласно ч. 1 этой статьи, к трудовым отношениям применяется право страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа, если в трудовом договоре не установлено иное. Таким образом, возможность действия принципа автономии воли не исключалась.
Согласно ч. 2, трудовые отношения на водном и воздушном транспорте подчинены праву страны, под флагом которой используется транспортное средство.
В ч. 3 предусматривается: «Если работа выполняется
340
лицом, командированным за границу соответствующей организацией, к трудовым отношениям этого лица с организацией применяется российское право».
- 1207010000—032 Б———————————Без объявл. Ббк 67.93
- Экзаменационные вопросы по курсу «международное частное право»
- Глава 1 понятие, предмет и система международного частного права
- § 1. Понятие международного частного права
- § 2. Содержание международного частного права
- § 3. Природа норм международного частного права и его место в системе права
- § 4. Исходные начала российской доктрины международного частного права
- § 5. Система международного частного права
- § 6. Обзор литературы по международному частному праву
- Глава 2 источники международного частного права
- § 1. Виды источников международного частного права. § 2. Международные договоры. § 3. Внутреннее законодательство. § 4. Судебная и арбитражная практика. § 5. Обычаи
- § 1. Виды источников международного частного права
- § 2. Международные договоры
- § 3. Внутреннее законодательство
- § 4. Судебная и арбитражная практика
- § 5. Обычаи
- Глава 3 общие понятия международного частного права
- § 2. Место и роль материально-правовых норм в регулировании
- § 3. Система коллизионных норм
- § 4. Толкование и применение коллизионных норм
- § 5. Оговорка о публичном порядке
- § 6. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим
- § 7. Взаимность и реторсия
- Глава 4 гражданско-правовое положение иностранцев
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах. § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф. § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах
- § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф
- § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- Глава 5 правовое положение юридических лиц
- § 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности
- § 2. Иностранные юридические лица в рф
- § 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей
- § 4. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
- § 5. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф
- Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений
- §1. Государство как су&ьект имущественных отношений.
- §2. Иммунитет государства и его виды. §3. Правовой режим граж-
- § 1. Государство как субъект имущественных отношений
- §2. Иммунитет государства и его виды
- § 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
- Глава 7 право собственности
- § 1. Вопросы собственности в международных отношениях
- § 2. Коллизионные вопросы права собственности
- § 3. Применение за границей законов о национализации
- § 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- § 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах
- § 6. Правовое положение собственности рф и российских организаций за границей
- Глава 8 внешнеэкономические сделки
- § 1. Понятие внешнеэкономической сделки
- § 2. Форма договора
- § 3. Применение права по вопросам содержания сделок
- § 5. Компенсационные соглашения
- § 6. Контракты по оказанию технического содействия и строительству предприятий
- § 7. Концессионные и иные соглашения
- § 8. Договоры в области научно-технического сотрудничества
- Глава 9 международные перевозки грузов и пассажиров
- § 1. Понятие международных перевозок
- § 2. Международные железнодорожные перевозки
- § 3. Международные автомобильные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Глава 10 международные кредитные и расчетные отношения
- § 1. Валютное законодательство рф и международные соглашения
- § 2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств
- Глава 11 обязательства из причинения вреда
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств. § 2. Причинение вреда в рф. § 3. Причинение вреда за рубежом
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
- § 2. Причинение вреда в рф
- § 3. Причинение вреда за рубежом
- Глава 12 авторское право
- § 1. Международное культурное сотрудничество и международная охрана авторских прав
- § 2. Авторские права иностранцев в рф
- § 3. Охрана и использование произведений отечественных авторов за границей
- § 4. Многосторонние соглашения в области авторского права
- § 5. Соглашения рф с другими странами о взаимной охране авторских прав
- Глава 13 патентное право
- § 1. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патентование изобретений
- § 2. Охрана прав иностранцев на изобретения в рф
- § 3. Патентование отечественных изобретений за границей
- § 4. Лицензии на изобретения и «ноу-хау»
- § 5. Право на товарный знак и борьба с недобросовестной конкуренцией
- § 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
- Глава 14 семейное право
- § 1. Коллизионные вопросы в области семейного права
- § 2. Заключение брака
- § 3. Расторжение брака
- 1. Расторжение брака с иностранцами в рф. Согласно
- § 4. Правоотношения между супругами
- § 5. Правоотношения между родителями и детьми
- § 6. Усыновление
- § 7. Опека и попечительство
- Глава 15 наследственное право
- § 1. Коллизии законодательства в области наследования. § 2. Наследственные права иностранцев в рф. § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- § 1. Коллизии законодательства в области наследования
- §2. Наследственные права иностранцев в рф
- § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- Глава 16 трудовые отношения
- § 1. Международные трудовые отношения
- § 2. Трудовые права иностранцев в рф
- §3. Трудовые права российских граждан за рубежом
- § 4. Социальное обеспечение
- Глава 17 рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия
- § 1. Понятие международного гражданского процесса
- § 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения
- § 3. Право на судебную защиту
- § 4. Процессуальное положение иностранного государства
- § 5. Установление содержания иностранного права
- § 6. Исполнение судебных поручений
- § 7. Признание и исполнение решений иностранных судов
- § 8. Нотариальные действия
- Глава 18 рассмотрение споров в порядке арбитража
- § 1. Понятие арбитража и виды третейских (арбитражных) судов
- § 2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских организаций
- § 3. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров
- § 4. Признание и исполнение арбитражных решений