logo
Богуславский М

§ 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей

Во внешнеэкономических отношениях с иностран­ными организациями и фирмами до перестройки в СССР в области внешнеэкономической деятельности (1986— 1989 гг.) основными субъектами с советской стороны были в основном внешнеторговые объединения системы Министерства внешней торговли (МВТ) и Государствен­ного комитета СССР по внешним экономическим свя­зям (ГКЭС), то есть узкий круг специализированных внешнеторговых организаций.

Для преодоления разобщенности промышленности и внешней торговли, изменения структуры нашего экспо­рта, повышения заинтересованности производственных предприятий, объединений и других организаций во внешнеэкономической деятельности, осуществления бо­лее рационального и эффективного импорта по-новому

5 Зак. 239

129

был решен вопрос о хозяйственных организациях, имею­щих право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций.

Число юридических лиц, управомоченных совер­шать внешнеэкономические сделки, резко возросло, по­скольку право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено любому предприятию и объ­единению, производящему продукцию (работу, услуги^, или производственному кооперативу, если их продукция является конкурентоспособной, то есть находит спрос у зарубежных партнеров. Подавляющая часть указан­ных субъектов — это научно-производственные, произ­водственные предприятия и объединения и другие орга­низации промышленности. Иными словами, в рамках коренного совершенствования внешнеэкономической де­ятельности в нашей стране право выхода на внешний рынок, то есть прежде всего право экспортировать и импортировать товары, услуги и результаты творческой деятельности, получил широкий круг производителей и потребителей.

Внешнеэкономические объединения заключают сдел­ки в РФ и за границей. Каждое объединение имеет свой устав. То, что объединение находится в админи­стративном подчинении органа государственного управ­ления, не означает, что оно может отождествляться с государством как таковым либо с министерством как органом государственного управления. Объединение все­гда выступает в обороте как самостоятельный субъект права. Самостоятельность понимается именно в граждан-ско-дравовом отношении. Объединение заключает сделку не от имени государства, но для объединения обяза­тельны акты государства, в частности о запрете экспорта или импорта.

В известном решении Внешнеторговой арбитражной комиссии по иску израильской фирмы «Джордан инвестмент лтд* против В/О «Союзвефтеэкспорт» от 19 июня 1958 г. было признано, что запрещение со стороны Министерства внешней торговли СССР испол­нения договора и отказ в выдаче лицензии на вывоз нефти из СССР, будучи обязательными для В/О «Союзнефтеэкспорт», являются обстоя­тельствами форс-мажора, освобождающими его от ответственности. Истец в данном деле, в частности, утверждал, что. эти действия не могут рассматриваться в качестве форс-мажора для ответчика, поскольку ответчик и Министерство внешней торговли являются ор­ганами одного и того же государства. В решении ВТАК признана самостоятельная правосубъектность объединения и отмечено, что

130

«объединение не является органом государственной власти. Поэтому попытка фирмы отождествить объединение с министерством лишена основания».

В этой связи нельзя согласиться с утверждениями, часто высказываемыми на Западе, что государственное юридическое лицо частного права (применительно к СССР и РФ — советского и российского гражданского права) идентично со стоящим за ним государством.

В уставе объединения закреплено общее положение гражданского права о раздельной ответственности юри­дических лиц: каждое юридическое лицо пользуется имущественной самостоятельностью и несет обособлен­ную ответственность. Государство, его органы и орга­низации не отвечают по обязательствам объединения, а объединение не отвечает по обязательствам государства, его органов и организаций. Таким образом, принцип раз­дельной ответственности юридических лиц установлен внутренним правом и уставом объединения.

Поскольку при решении вопроса об ответственности юридического лица действует личный закон юриди­ческого лица, а личным законом объединения является российский закон, во всех случаях ответственность объединения может наступать лишь в соответствии с этим принципом российского права. Правомочия объеди­нения формулируются в уставе. Вне зависимости от того, каким родом деятельности занимается объеди­нение, оно имеет право заключать договоры, совер­шать сделки как в РФ, так и за границей. Каждое объединение может учреждать свои отделения, филиа­лы, конторы и агентства, представительства как в РФ, так и за границей. Объединение вправе участвовать во всякого рода других обществах, организациях, в том числе смешанных, деятельность которых соответ­ствует задачам объединения. И наконец, объедине­ние может приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем как в РФ, так и за границей любое имущество, движимое и недвижимое.

Объединение имеет, таким образом, широкий круг прав, которые закрепляются за ним для того, чтобы оно могло успешно осуществлять свою деятельность.

Заключая внешнеторговые сделки, объединение реа­лизует соответствующие права. Сделки должны совер­шаться с соблюдением правил их подписания, установ-

5*

131

ленных нашим законодательством (см. гл. 8). Входя­щие в состав объединения фирмы имеют право заклю­чать по поручению объединения и от его имени сделки по внешней торговле.

Объединение связывают лишь сделки, заключенные в соответствии с уставом объединения и законодатель­ством. В ряде уставов, например в Уставе государст­венного предприятия В/О «Атомэнергоэкспорт», утвер" жденном Министром внешних экономических связей РФ 10 августа 1992 г., предусмотрено, что внешнеторго­вые сделки объединения подписываются двумя ли­цами.

Объединение, как любое юридическое лицо в РФ, имеет специальную правоспособность. Это означает, что деятельность объединения ограничивается теми целями и задачами, которые государство возлагает на него. Таким образом, объем правоспособности каждого юридического лица определяется той конкретной целью, для которой оно было образовано.

Каждое объединение вправе заключать только такие сделки, предмет которых соответствует его уставу. Объем правоспособности объединения устанавливается в уставе.

Это положение действует в отношении всех россий­ских субъектов международного частного права — участ­ников внешнеэкономических связей. При регистрации участников внешнеэкономических связей обязательно представляется устав, в котором должны быть отраже­ны характер и номенклатура внешнеэкономической дея­тельности по производимой продукции (работам, услу­гам). В случае осуществления внешнеэкономических операций с нарушением уставной правоспособности в соответствии с постановлением № 203 «О мерах госу­дарственного регулирования внешнеэкономической дея­тельности» Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. государственным органом управления (Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР) могло быть принято решение о приостановле­нии внешнеэкономических операций такого участника. Это приостановление могло осуществляться в виде запре­та исполнения конкретной сделки или временного при­остановления всех таких операций нарушителя на срок до одного года.

132

Таким образом, общее для всех российских субъек­тов международного частного права в области внешне­экономической деятельности то, что они являются юри­дическими лицами, несущими самостоятельную имущест­венную ответственность по своим обязательствам. Это особенно важно иметь в виду, поскольку принципы самостоятельной ответственности, полного хозяйствен­ного расчета и самофинансирования хозяйственных субъектов — это. основополагающие принципы проводи­мой в РФ хозяйственной реформы.

Все указанные организации являются российскими юридическими лицами, поэтому их личный статут опре­деляется российским правом. В соответствии с нашим законодательством государственная организация, являю­щаяся юридическим лицом, отвечает по своим обяза­тельствам закрепленным за ней имуществом. Государство не отвечает по обязательствам государственных органи­заций, являющихся юридическими лицами, а названные организации не отвечают по обязательствам государства. Эти положения определяются личным статутом россий­ских организаций, и поэтому они должны применяться и за рубежом, то есть, иными словами, иметь экстеррито­риальное значение. Приведем пример.

В 1972 году в США был предъявлен иск к пароходу «Сулей-ман Стальйкии», который эксплуатировался советской судоходной компанией. Иск был предъявлен в связи с претензией, касавшейся рыболовного промысла, осуществлявшегося другой советской орга­низацией. В ноте, направленной в связи с арестом парохода «Сулей-ман Стальский», со ссылкой на ст. 13 Основ гражданского законо­дательства 1961 г. отмечалось, что пароходство является самостоя­тельным юридическим лицом, не имеющим отношения к рыболов­ству.

Если подходить к российскому объединению (пред­приятию) с точки зрения любых критериев, исполь­зуемых в иностранных государствах при определении национальности юридических лиц (Напомним, что обыч­но применяется, критерий либо места учреждения юриди­ческого лица, либо его места нахождения), то личным законом объединения (предприятия) всегда будет только российский закон. Личным законом будут определяться правоспособность юридического лица, его внутренняя структура, внутренняя организация, решение о его ликви­дации. Другие же вопросы, касающиеся порядка осу-

133

ществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответст­вующей деятельности, условий такой деятельности, ре­шаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответ­ствии с положениями торгового договора, заключенного Россией с данным государством.