§ 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
1. Сделки по внешней торговле, как правило, заключаются внешнеэкономическими организациями или же непосредственно предприятиями (см. гл. 5).
С точки зрения нашего права и нашей доктрины о раздельной ответственности государства и государственных юридических лиц следует считать, что государственные внешнеторговые организации как самостоятельные юридические лица не должны пользоваться иммунитетом, предоставляемым государству. В новых условиях хозяйственной деятельности в России и в другах государствах СНГ субъектом внешнеторговых сделок стали не только внешнеторговые организации, но и обычные государственные предприятия. При этом ни те, ни
159
другие не могут рассматриваться^ как органы государства, обладающие иммунитетом. Поскольку внешнеторговые сделки осуществляются де государством, а через самостоятельные юридические лица, иммунитет государства не играет существенной роли для внешнеторговой деятельности.
В тех же исключительных случаях, когда внешнеторговую сделку заключило торговое представительство' от имени государства, такая сделка должна рассматриваться как сделка, совершенная самим государством.
Торгпредство — это орган, осуществляющий за границей права РФ в области внешнеэкономической деятельности. Положение о торговых представительствах СССР за границей было утверждено с дополнениями и поправками законом СССР, принятым Верховным Советом СССР 3 августа 1989 г.
Торгпредство не является юридическим лицом. Права и обязанности по его сделкам возникают непосредственно у государства. Отсюда вытекает, что «по обязательствам торговых представительств СССР несет ответственность Советское государство» (ст. 6 Положения ).-
Положение предусматривает, что торгпредства могут совершать от своего имени и от имени СССР сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца.
В качестве ответчика торгпредства могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных торгпредствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых СССР в международных договорах или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразил согласие на подчинение торгпредства суду страны пребывания по указанным спорам. Таким образом, статус торгпредства определяется в принципе российским правом. Это вытекает из того, что торгпредство является органом государства, а на органы государства распространяются законы этого государства, поэтому личным законом торгпредства является российское право.
В том же случае, когда заключен торговый договор РФ с иностранным государством, положение торгпредства в данном государстве определяется на основе
160
этого договора. В торговом договоре могут быть предусмотрены некоторые изъятия в отношении тех иммуни-тетов, которые предоставляются торгпредству. Эти изъятия всегда следует толковать строго ограничительно.
В качестве примера сошлемся на торговый договор СССР с Австрией от 17 октября 1955 г. В ст. 4 приложения к договору о правовом положении торгпредства говорится, что иммунитета и привилегии, предоставленные торгпредству, распространяются также на его торговую деятельность со следующими изъятиями: «Споры по торговым сделкам, заключенным или гарантированным на территории Австрии торговым представительством, подлежат, при отсутствии оговорок о третейском разбирательстве, компетенции австрийских судов».
Принудительное исполнение окончательных судебных решений, вынесенных против торгпредства по этим спорам, может иметь место, но лишь в отношении товаров и долговых требований торгпредства. Таким образом, речь идет только о торговых сделках, и только о тех, которые заключены в Австрии. В отношении всех других сделок торгпредство должно пользоваться иммунитетом в полном объеме.
На практике имели место случаи, когда к торгпредству пытались предъявлять иски бывшие собственники национализированного в СССР имущества и другие лица, у которых имелась мнимая или действительная претензия к Советскому государству. Суд не может рассматривать такие иски к торгпредству, поскольку изъятия из иммунитета торгпредства допускаются только в отношении совершенных им торговых сделок в данной стране. Если сделку заключает какое-либо российское юридическое лицо, то торгпредство ответственности за сделку не несет.
Суды в странах Запада неоднократно пытались представить торгпредство в качестве лица, несущего универсальйую ответственность за действия всех наших организаций. Однако с этой точкой зрения согласиться нельзя. Торгпредство — это орган государства, и потому его правовое положение определяется российским правом, которое устанавливает, что торгпредство не отвечает по обязательствам внешнеэкономических и иных хозяйственных организаций, а последние не отвечают по обязательствам торгпредства.
6 Зап. № 239 161
В торговых договорах, заключаемых СССР, указывалось, что правительство СССР несет ответственность лишь по тем торговым сделкам, которые были надлежащим образом заключены торгпредством или гарантированы от имени торгпредства. Советское правительство не несет ответственности по сделкам хозяйственных организаций, а хозяйственные организации не несут ответственности по сделкам торгпредства.
Положение о раздельной ответственности торгпредства, государства и юридических лиц имеет полную силу и в отношении государств, с которыми СССР или РФ не заключили торговых договоров. Приведем пример из судебной практики Нидерландов.
Иск был предъявлен к СССР как таковому и к торгпредству. Между тем спор возник по сделке одной голландской фирмы со Всесоюзным объединением «Промсырьеимпорт». Суд отверг иск, указав, что спор должен разрешаться лишь в отношении объединения.
2. Современная концепция участия государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е годы, получила отражение в Основах гражданского законодательства 1991 года. Согласно ст. 25 Основ, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает находящимися в его собственности^ средствами государственной казны. Эти положения, согласно Основам, должны применяться соответственно к автономным образованиям, административно-территориальным образованиям, уполномоченным ими органам. Автономные образования и административно-территориальные образования отвечают по своим обязательствам находящимися в их собственности средствами, не закрепленными за юридическими лицами в полное хозяйственное ведение или оперативное управление.
Статья 25 Основ (ч. 4) предусматривала также принятие Закона СССР об иммунитете государства и его собственности, однако такой закон не был принят.
В ряд заключенных Российским государством и его органами соглашений и контрактов с иностранными юридическими лицами и иностранными государствами было включено согласие российской стороны на отказ или изъятие от юрисдикционного иммунитета и его видов.
162
Особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений выражается и в том, что к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору государства с иностранной компанией или иностранным гражданином регулируются внутренним законодательством государства — стороны в договоре, а не законодательством другого государства или международным правом, если в договоре не предусмотрено иное.
Из этого признанного в доктрине положения исходила Постоянная палата международного правосудия в своих известных решениях о сербских и бразильских займах, вынесенных в 1929 году. По иску французских держателей сербских государственных займов к югославскому правительству палата признала, что права и обязанности по этим займам подчинены не праву Франции, где по ним были выпущены облигации, а законам Югославии. По мнению палаты, природа суверенного государства проявляется в том, что действительность принятых им обязательств не может быть подчинена иному закону, чем его собственному.
Из решения Международного суда ООН от 6 июля 1957 г. по франко-норвежскому спору о норвежских займах также может быть сделан вывод о том, что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом применяется внутреннее право данного государства. Отсюда следует, что к обязательствам по займам в принципе должно применяться право страны, выпустившей заем. То же самое следует сказать и о концессионных договорах, хотя концессии обладают определенной спецификой. Все вопросы концессионного договора относятся к внутренней компетенции государства. Концессионный договор — это сделка, правоотношения по которой регулируются внутренним правом, и она не является международным договором.
В то же время концессию нельзя рассматривать и как граждане ко-правовой контракт, одностороннее прекращение которого неправомерно. Это односторонний акт государства («соизволение»), предоставляющий частной компании, в том числе и иностранной, право осущест-
б* 163
влять в интересах данного государства, развития его экономики определенную хозяйственную деятельность. В этих же интересах действие такого акта может быть досрочно прекращено, предоставленная концессия может быть «взята обратно».
Так, к началу 80-х годов основные развивающиеся страны — экспортеры нефти фактически ликвидировали концессии, учитывая при этом особую природу концессионных договоров. В 1981 году Иран аннулировал все соглашения о добыче нефти и эксплуатации нефтяных месторождений, заключенные бывшим шахским правительством этой страны с западными компаниями.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Какие имеются виды иммунитета государства?
2. В чем различие между концепцией абсолютного иммунитета и концепцией ограниченного (функционального) иммунитета?
. 3. В каких странах приняты законы об иммунитете государства и какова практика их применения?
- 1207010000—032 Б———————————Без объявл. Ббк 67.93
- Экзаменационные вопросы по курсу «международное частное право»
- Глава 1 понятие, предмет и система международного частного права
- § 1. Понятие международного частного права
- § 2. Содержание международного частного права
- § 3. Природа норм международного частного права и его место в системе права
- § 4. Исходные начала российской доктрины международного частного права
- § 5. Система международного частного права
- § 6. Обзор литературы по международному частному праву
- Глава 2 источники международного частного права
- § 1. Виды источников международного частного права. § 2. Международные договоры. § 3. Внутреннее законодательство. § 4. Судебная и арбитражная практика. § 5. Обычаи
- § 1. Виды источников международного частного права
- § 2. Международные договоры
- § 3. Внутреннее законодательство
- § 4. Судебная и арбитражная практика
- § 5. Обычаи
- Глава 3 общие понятия международного частного права
- § 2. Место и роль материально-правовых норм в регулировании
- § 3. Система коллизионных норм
- § 4. Толкование и применение коллизионных норм
- § 5. Оговорка о публичном порядке
- § 6. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим
- § 7. Взаимность и реторсия
- Глава 4 гражданско-правовое положение иностранцев
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах. § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф. § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- § 1. Положение иностранцев в различных государствах
- § 2. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в рф
- § 3. Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом
- Глава 5 правовое положение юридических лиц
- § 1. Участие юридических лиц в международных хозяйственных отношениях и определение их государственной принадлежности
- § 2. Иностранные юридические лица в рф
- § 3. Правовое положение российских юридических лиц за границей
- § 4. Правовые формы совместной хозяйственной деятельности
- § 5. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф
- Правовое положение государства как участника гражданско-правовых отношений
- §1. Государство как су&ьект имущественных отношений.
- §2. Иммунитет государства и его виды. §3. Правовой режим граж-
- § 1. Государство как субъект имущественных отношений
- §2. Иммунитет государства и его виды
- § 3. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством
- Глава 7 право собственности
- § 1. Вопросы собственности в международных отношениях
- § 2. Коллизионные вопросы права собственности
- § 3. Применение за границей законов о национализации
- § 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- § 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах
- § 6. Правовое положение собственности рф и российских организаций за границей
- Глава 8 внешнеэкономические сделки
- § 1. Понятие внешнеэкономической сделки
- § 2. Форма договора
- § 3. Применение права по вопросам содержания сделок
- § 5. Компенсационные соглашения
- § 6. Контракты по оказанию технического содействия и строительству предприятий
- § 7. Концессионные и иные соглашения
- § 8. Договоры в области научно-технического сотрудничества
- Глава 9 международные перевозки грузов и пассажиров
- § 1. Понятие международных перевозок
- § 2. Международные железнодорожные перевозки
- § 3. Международные автомобильные перевозки
- § 4. Международные воздушные перевозки
- § 5. Международные морские перевозки
- Глава 10 международные кредитные и расчетные отношения
- § 1. Валютное законодательство рф и международные соглашения
- § 2. Международные расчеты и кредитование во взаимоотношениях российских организаций с фирмами и организациями иностранных государств
- Глава 11 обязательства из причинения вреда
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств. § 2. Причинение вреда в рф. § 3. Причинение вреда за рубежом
- § 1. Коллизионные вопросы деликтных обязательств
- § 2. Причинение вреда в рф
- § 3. Причинение вреда за рубежом
- Глава 12 авторское право
- § 1. Международное культурное сотрудничество и международная охрана авторских прав
- § 2. Авторские права иностранцев в рф
- § 3. Охрана и использование произведений отечественных авторов за границей
- § 4. Многосторонние соглашения в области авторского права
- § 5. Соглашения рф с другими странами о взаимной охране авторских прав
- Глава 13 патентное право
- § 1. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патентование изобретений
- § 2. Охрана прав иностранцев на изобретения в рф
- § 3. Патентование отечественных изобретений за границей
- § 4. Лицензии на изобретения и «ноу-хау»
- § 5. Право на товарный знак и борьба с недобросовестной конкуренцией
- § 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
- Глава 14 семейное право
- § 1. Коллизионные вопросы в области семейного права
- § 2. Заключение брака
- § 3. Расторжение брака
- 1. Расторжение брака с иностранцами в рф. Согласно
- § 4. Правоотношения между супругами
- § 5. Правоотношения между родителями и детьми
- § 6. Усыновление
- § 7. Опека и попечительство
- Глава 15 наследственное право
- § 1. Коллизии законодательства в области наследования. § 2. Наследственные права иностранцев в рф. § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- § 1. Коллизии законодательства в области наследования
- §2. Наследственные права иностранцев в рф
- § 3. Наследственные права российских граждан за границей
- Глава 16 трудовые отношения
- § 1. Международные трудовые отношения
- § 2. Трудовые права иностранцев в рф
- §3. Трудовые права российских граждан за рубежом
- § 4. Социальное обеспечение
- Глава 17 рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия
- § 1. Понятие международного гражданского процесса
- § 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения
- § 3. Право на судебную защиту
- § 4. Процессуальное положение иностранного государства
- § 5. Установление содержания иностранного права
- § 6. Исполнение судебных поручений
- § 7. Признание и исполнение решений иностранных судов
- § 8. Нотариальные действия
- Глава 18 рассмотрение споров в порядке арбитража
- § 1. Понятие арбитража и виды третейских (арбитражных) судов
- § 2. Арбитражное рассмотрение споров в практике российских организаций
- § 3. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров
- § 4. Признание и исполнение арбитражных решений