94. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условия глобализации. Границы унификации правовых систем.
|
В качестве простого критерияпредлагается рассматривать, в частности, правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем. При этом под правовыми традициями в западной литературе понимается «совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных их отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы»[2]. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д.[3]
К сложным критериямклассификации правовых систем относят такие, например, критерии, как «стиль» этих систем. При этом в понятие стиля правовой системы, выступающего в виде сложного и многогранного явления, включаются такие его «составляющие» части, как «историческая природа правовых систем», особенности путей его развития, «преобладающая манера правового мышления», «основные характеристики правовых институтов», иерархия источников права и способы их интерпретации, доминирующая «идеология правовых систем»
Колонизация других стран и территорий также способствовала распространению европейского права. Речь идет об африканском континенте, странах Азии и Америки. Бывшие колонии до сих пор сохранили правовые идеи, положения и традиции права Англии, Испании, Франции, Португалии, Нидерландов. Например, законодательство таких штатов, как Калифорния, Флорида, Техас и др. до сих пор сохранили отдельные институты колониального права Испании, Португалии и других европейских стран*(143).
По мнению С. В. Полениной и других исследователей, процесс глобализации в праве проявляется в форме интеграции, но сама глобализация является новым этапом в развитии человечества, а не новым наименованием интеграции, поэтому в правовой глобалистике и других научных направлениях следует уделить надлежащее внимание этому вопросу.
Под интеграцией правовых систем понимается процесс, направленный на унификацию правовых систем различных стран, выработку системы единых наднациональных норм, стандартов. При существовании этой системы не отрицается возможность существования и национальных подсистем права. Однако таким образом, чтобы они не противоречили единой системе. Определенные процессы интеграции были до начала глобализации. Тут возникает вопрос, как соотносить данную интеграцию и глобализацию.
До сих пор в настоящей работе речь шла только об одной разновидности унификации права — путем принятия на себя государствами международных обязательств посредством заключения обязательных международных соглашений. Однако этим разностороннее явление унификации далеко не исчерпывается.
Наконец, унификация права может достигаться путем одностороннего заимствования (рецепции) государствами норм других национальных систем или норм, содержащихся в международных договорах. Широко известны исторические примеры рецепции целым рядом государств Французского гражданского кодекса, Германского гражданского уложения. Можно также привести пример Брюссельской конвенции о коносаментных перевозках 1924 г., в которой официально участвует около 50 государств, однако еще 30 государств применяют ее нормы в своем внутреннем законодательстве
Однако применение метода материально-правового унифицированного регулирования имеет свои объективные пределы.Поэтому необходимо прибегать к помощи иных методов, используемых в международном частном праве. Так, В.П. Звеков считает необходимым использовать коллизионный способ регулирования в следующих случаях: во-первых, в качестве общего субсидиарного начала, позволяющего восполнять пробелы, образующиеся при унификации материально-правовых норм; во-вторых, в качестве основы для решения вопросов, возникающих на отдельных участках сотрудничества, исходя из потребностей сотрудничества и с учетом конкретных условий его реализации; в-третьих, в случаях, когда применение единообразных материально-правовых предписаний по тем или иным причинам встречает затруднения (наличие в странах особых условий, традиций и т.п.)[
Унификация(uniefacere– делать единым) права – создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств.
Унификация права– означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм посредством принятия международных договоров, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Особенность унификации – она происходит в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем законодательстве с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.
-
Международно-правовая сфера: на первом этапе – достигается соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений – оформляется международным договором, являющиеся обязательным для данных стран. Результат – унифицированные нормы – международно-правовые нормы, обязательные только для государств – сторон соответствующего договора.
-
Национально-правовая сфера: международный договор обязывает государства обеспечить применение правовых норм, предусмотренных международным договором. Нормы международного договора должны стать частью национального (внутреннего) права государства, т.е. должны быть «санкционированны» им должна быть придана юридическая сила национального права. Процесс восприятия называется или «трансформация» или «национальная имплементация».
Международные организации по унификации права:
-
Гаагская конференция по МЧП
-
Римский институт по унификации частного права
-
Комиссия ООН по праву международной торговли
-
Международная морская организация ИМО
-
Международная организация гражданской авиации ИКАО
-
Международная организация труда МОТ
-
Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС
Унификация в МЧП существует в двух формах:
Виды унификации:
-
По способу правового регулирования частно-правового отношения, осложненного иностранным элементом:
- коллизионно-правовая унификация
- материально-правовая унификация
- смешанная унификация: унификация и коллизионного и материального права
2. По кругу субъектов, участвующих в международном соглашении:
- универсальную, предназначена для всех государств, открыты для всеобщего участия (Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о международном финансовом лизинге 1988г);
- региональную (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (Кодекс Бустаманте 1928г., конвенции стран СНГ, конвенции, принятые в рамках права ЕС).
3. По предметному кретерию, в зависимости от того в какой вид частно-правовых отношений входят унифицированные нормы: унификация семейного, наследственного, трудового права, транспортного, обязательственного, права собственности, права интеллектуальной собственности, международных перевозок, иных внешнеэкономических сделок, унификация гражданского процессуального права.
Гармонизация МЧП.
Наиболее гибким способом международно-договорной унификации права в условиях экономической интеграции является унификация, основанная на принципе регулирования, содержащемся в международном договоре. В данном случае речь идет о достижении гармонии взаимодействия национально-правовых систем, то есть о гармонизации законодательства.
Гармонизация права - способ международно-договорной унификации права, основанный на обязательстве государства при разработке национального законодательства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования, сформулированному в международном соглашении. Гармонизация, являясь процессом сближения права различных государств, достигается не посредством заключения международных договоров, а путем добровольного согласия государств на ориентацию собственного национального правового регулирования на единые типовые рекомендательные модели.
Гармонизация означает, что государство, следуя указанному в договоре направлению (принципу) правового регулирования, абсолютно самостоятельно, в соответствии с законодательной компетенцией, основанной на его конституции, определяет содержание нормы или системы норм правового регулирования, а также их место в своей правовой системе.
Виды гармонизации:
1.Стихийную и целенаправленную.
Стихийная гармонизация осуществляется принудительным методом. Пример: навязывание права государства-метрополии колониально зависимым странам.
Целенаправленная гармонизация осуществляется путем рецепции – заимствования одним государством у другого определенной системы правовых норм с целью сближения правовых систем различных государств.
-
Одностороннюю и взаимную.
Односторонней гармонизации одно государство приспосабливает свое право к праву другого государства, например, в Бельгии действует Гражданский кодекс Франции 1804г. (Кодекс Наполеона).
Взаимной гармонизации несколько государств, используя международные типовые законы, принимают правовые акты, содержащие одинаковые нормы (Модельный гражданский кодекс стран СНГ).
- Мгюа вопросы по теории государства и права
- 1. Понятие теории государства и права. Функции теории государства и права.
- 4. Методология теории государства и права. Общенаучные методы исследования государства и права.
- 5. Методология теории государства и права. Частнонаучные методы исследования государства и права.
- 6. Общественная власть и социальные нормы первобытного общества. Признаки государства и права, отличающие их от общественной власти и социальных норм первобытного общества.
- 1) Общественная власть
- 2) Социальные нормы первобытного общества
- 3) Признаки государства, обличающие его от общественной власти первобытного общества
- 4) Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества
- 7. Закономерности и исторические особенности возникновения государства. Теории происхождения государства.
- Достоинства и недостатки инцестной теории образования государства:
- 8. Закономерности возникновения права. Теории происхождения права.
- Либертарная теория права
- 9. Понятие и основные признаки государства.
- 10. Сущности и социальное назначение государства: основные подходы.
- 11. Государственная власть: понятие, признаки, отличия от других разновидностей социальной и политической власти. Легальности и легитимность государственной власти.
- 12. Теория государства и правопонимание. Понятие государства в различных версиях правопонимания.
- 13. Современные теории государства. Государство как политическая корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.
- 15. Исторические типы государства – исторические типы политического властвования.
- 16. Функции государства: понятие, классификация, содержание. Формы реализации функций государства. Тенденции развития функций государства в условиях глобализации.
- Организационные формы
- Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления
- 22. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Соотношение формы государственного устройства и типа государства.
- 23. Федеративное государство: понятие, общая характеристика, разновидности. Особенности российского федерализма.
- Отличительные признаки федеративного государства
- Виды федераций
- «Мягкая федерация»
- 24. Формы политического режима. Политические режимы в различных типах государства.
- 25. Понятие механизма государства, его структура и историческая эволюция. Теория разделения государственной власти и механизм государства.
- 26. Основные положения теории разделения властей (историческая эволюция, нормативное закрепление).
- 27. Принципы организации и деятельности механизма государства.
- Принципы работы
- 28. Органы государства: понятие, признаки, виды, принципы формирования. Понятие – см тетрадь (лекция № 8 – п. 2) Признаки государственного органа:
- 29. Законодательная власть: понятие, структура, особенности формирования.
- 1. Понятие
- 2. Функции
- 5. Структура
- 30. Исполнительная власть: понятие, система, особенности формирования в разных формах правления.
- 1. Понятие
- 2. Структура исполнительной власти (система) – на примере России – взять из вопроса 25 мгюа (профильные отрасли).
- 3. Полномочия правительства
- 4. Особенности формирования в разных формах правления
- 31. Судебная власть: понятие, назначение, система, гарантии независимости, место в системе разделения властей.
- Статья 9. Гарантии независимости судьи
- 32. Понятие и структура политической системы общества. Типология политических систем. Развитие политических систем.
- 33. Место государства в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
- 34. Структура политической системы общества: государство и политические партии;
- Статья 32
- Статья 33
- 35. Нормативное определение права. Признаки права.
- 36. Подходы к пониманию права: нормативный, естественно-правовой, социологический.
- 37. Сущность и социальное назначение права. Ценность права. Функции права. Принципы права.
- 4. Принципы права: понятие, виды
- 5. Функции права: понятие, виды
- Социально-политический аспект
- 38. Исторические типы права.
- Различные взгляды на типологию права
- Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода
- Рабовладельческое право
- Феодальное право
- Буржуазное право
- Социалистическое право
- 39. Социальные нормы общества: понятие и признаки. Виды социальных норм общества.
- 40. Соотношение норм права с иными социальными нормами: единство, различия, взаимодействие.
- 41. Государство, право и экономика.
- 42. Право и политика. Право и культура.
- 43. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права. Классификация источников права.
- 44. Нормативные правовые акты как источники права. Система нормативных правовых актов.
- 45. Закон: понятие и виды.
- 3. По субъектам правотворчества:
- 46. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и классификация. Соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов. Вступление в юридическую силу подзаконных нормативных правовых актов.
- Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.
- Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 47. Нормативный правовой акт – основной источник права в Российской Федерации. Другие источники права.
- 48. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор как источники права.
- 49. Норма права: понятие, признаки, виды.
- 1) В зависимости от содержания:
- 6) В зависимости от функций:
- 7) В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- 8) В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- 12) В зависимости от субъектов правотворчества:
- 50. Норма права: понятие, признаки, структура. Изложение структурных элементов правовых норм в нормативных правовых актах.
- 51. Правотворчество: понятие и значение среди других видов юридической деятельности. Правотворчество и концепции правопонимания.
- Функции правотворчества:
- Сущность правотворчества:
- 52. Правообразование, правотворчество, нормотворчество, законотворчество: соотношение понятий. Правообразование и правотворчество
- Глава II. Нормотворчество и нормотворческий процесс
- § 1. Определение и сущность нормотворчества
- § 2. Правотворчество и его связь с нормотворчеством
- 53. Понятие и принципы правотворчества.
- Сущность правотворчества:
- Принципы правотворчества
- 54. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное нормотворчество.
- 55. Правотворческий процесс: понятие и стадии.
- 56. Виды законов и стадии законодательного процесса.
- 57. Действие нормативных правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Обратная сила закона.
- Действие нормативных правовых актов во времени
- Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
- Придание закону обратной силы возможно:
- Основания прекращения действия нормативных правовых актов:
- 58. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.
- Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 59. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Правовые иммунитеты. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц
- Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте или в специальном сопутствующем документе.
- Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу с момента опубликования.
- Нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.
- Если срок вступления акта в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.
- Прямая отмена нормативно-правового акта.
- Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актом, принятым по тому же вопросу.
- Истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.
- 60. Систематизация нормативных правовых актов. Виды инкорпорации. Особенности кодификации. Кодификация и правотворчество.
- 61. Понятие и основные требования юридической техники.
- Технические правила юридической техники:
- Виды юридической техники:
- 62. Виды юридической техники: законодательная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника и техника толкования права.
- 63. Юридические документы: понятие, реквизиты, классификация, правила подготовки.
- 64. Понятие системы права. Основания построения системы права. Основные методы правового регулирования общественных отношений.
- Т. В. Кашанина, а. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. И доп. — м.: Издательство норма (Издательская группа норма— инфра • м). — 800 с.. 2001
- Классификация отраслей права
- 66. Понятие, признаки, виды правовых отношений.
- 1) По отраслевому признаку:
- 2) По функции:
- 3) По степени конкретизациии и субъектному составу:
- 4) По степени сложности:
- 5) По продолжительности:
- 67. Структура правоотношения. Субъективные права и субъективные обязанности участников правоотношений. Содержание правоотношения.
- Субъективные права и юридические обязанности как юридическое содержание правоотношений
- Структура субъективного права
- Структура юридической обязанности
- 68. Субъекты правоотношения, их виды. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Правовой статус субъекта права.
- Понятие субъектов права
- Виды субъектов права
- 1) Индивидуальные (физические лица):
- 2) Коллективные (юридические лица):
- Признаки юридического лица (ст. 48 гк рф):
- Виды юридических фактов
- 2.2 Сложные юридические факты, юридические составы
- 12. Установление и доказывание юридических фактов
- Глава 6. Фиксация и удостоверение юридических фактов.
- 70. Понятие реализации права. Основные формы реализации права. Особенности применения как формы его реализации.
- 71. Применение права. Стадии процесса применения права.
- 72. Виды и принципы применения права. Виды применения права
- 73. Правоприменительные акты: виды, формы и отличия от нормативных правовых актов.
- 74. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.
- 75. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения.
- 76. Толкование норм права: понятие и виды.
- 78. Понятие и значение правоинтерпретационной деятельности. Буквальное, ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
- Задача толкования:
- Цель толкования:
- 79. Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования.
- 80. Понятие механизма правового регулирования общественных отношений. Элементы механизма правового регулирования.
- 81. Понятие, функции, структура, виды правосознания. Историческая типология правосознания.
- 82. Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления.
- Содержание правовой культуры (показатели - уровень элементов содержания):
- Структура правовой культуры
- 83. Правомерное поведение: понятие и виды. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения.
- 84. Понятие, признаки, виды правонарушений. Юридический состав правонарушения.
- Виды правонарушений по степени общественной опасности:
- 85. Понятие, признаки, виды юридической ответственности. Основания юридической ответственности: нормативное и фактическое.
- 86. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность и другие виды социальной ответственности. Позитивная юридическая ответственность.
- 88. Понятие законности. Принципы и гарантии законности.
- 89. Понятие и общая характеристика правопорядка. Внутригосударственный и международный правопорядок. Законность и правопорядок: соотношение понятий.
- 90. Права человека: понятие, историческое развитие, теоретические подходы. Права человека и правопонимание. Права и обязанности: диалектическая взаимосвязь.
- Права первого поколения Личные права и свободы
- Политические права и свободы
- Права второго поколения Экономические, социальные и культурные права
- Права третьего поколения
- 1.3. Основные подходы к правам человека
- 91. Правовые системы современности: основания классификации. Сравнительное правоведение: понятие и место в системе юридической науки.
- 92. Романо-германская правовая семья: общая характеристика.
- 93. Англо-саксонская правовая семья: общая характеристика.
- 94. Взаимосвязи правовых семей. Развитие правовых систем в условия глобализации. Границы унификации правовых систем.
- 95. Идея правовой государственности: ограничения и самоограничения государственной власти. Этапы становления теории правового государства.
- 96. Признаки (основные черты) правового государства. Соотношение государства и права.
- 97. Основные положения теории правового государства, их реализация в современном конституционном законодательстве.
- 98. Социальное государство: концепция и основные модели.
- 99. Правовое государство и социальное государство: общее и особенное. Социально-правовое государство. Права человека и социальное государство.