logo search
госы / ответы СО / Право СО Андрей Дорский-4 вопрос СО

4) Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

(Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи).

Структура авторского права включает правомочия, указанные на схеме 5. Эти правомочия делятся на имущественные и неимущественные права. Неимущественные права неотчуждаемы, не имеют непосредственного экономического содержания. Имущественные могут по условиям договора переходить от автора к иным лицам и согласно ст. 16 Закона, сводятся к единому праву на использование произведения.

Закон, впрочем, не определяет само понятие использования произведения и даже впадает в самопротиворечие, утверждая в п. 1. ст. 16 право автора на использование произведения любым способом и в любой форме, а в п. 2 той же статьи давая закрытый список таких способов и форм. Это противоречие порождает споры среди интерпретаторов. Так, автор постатейного комментария закона Э. П. Гаврилов утверждает, что в действительности имеет значение именно закрытый список, и любые иные формы и способы использования произведения могут осуществляться свободно, т. е. без согласия владельца авторских прав. С другой стороны, Д. Платонов указывает, что все случаи свободного использования устанавливаются законом. Последняя точка зрения представляется более обоснованной, так как именно такое толкование соответствует целям законодательства об авторском праве — защите интересов авторов и основывается на буквальном понимании как утверждения о любом способе и любой форме использования произведения его автором, так и закрытых списках форм и способов свободного использования.

Наконец, ст. 17 содержит указания на два особых права: право доступа и право следования. Оба они относятся к произведениям изобразительного искусства. Обобщение первого правомочия не вызывает особенных затруднений: оно явно неотчуждаемо и не имеет экономического содержания, поэтому на схеме право доступа отнесено к неимущественным правам. С правом следования дело обстоит сложнее: оно содержит признаки и одного, и другого рода правомочий, в связи с чем на схеме оно помещено отдельно, и комментарий имеет смысл начать именно с него.

1.1. Право следования заключается в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Указанное право является неотчуждаемым (признак неимущественных прав) и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права, но содержание этого права очевидно экономическое (признак имущественных прав). Следует отметить, что право следования не является общепризнанным в мировой практике, но тем не менее закреплено Бернской Конвенцией об охране литературных и художественных произведений (членом которой Россия является с 13 марта 1995 г.) в качестве права долевого участия. При этом Бернская Конвенция распространяет это право и на оригиналы рукописей, оговаривая, что применимость ст. 14tLT определяется ее непротиворечием национальному законодательству. Вообще же право следования противоречит так называемому принципу истечения авторских прав и является исключением из нормы, содержащейся в п. 3 ст. 16 Закона: «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».