4) Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.
(Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи).
Структура авторского права включает правомочия, указанные на схеме 5. Эти правомочия делятся на имущественные и неимущественные права. Неимущественные права неотчуждаемы, не имеют непосредственного экономического содержания. Имущественные могут по условиям договора переходить от автора к иным лицам и согласно ст. 16 Закона, сводятся к единому праву на использование произведения.
Закон, впрочем, не определяет само понятие использования произведения и даже впадает в самопротиворечие, утверждая в п. 1. ст. 16 право автора на использование произведения любым способом и в любой форме, а в п. 2 той же статьи давая закрытый список таких способов и форм. Это противоречие порождает споры среди интерпретаторов. Так, автор постатейного комментария закона Э. П. Гаврилов утверждает, что в действительности имеет значение именно закрытый список, и любые иные формы и способы использования произведения могут осуществляться свободно, т. е. без согласия владельца авторских прав. С другой стороны, Д. Платонов указывает, что все случаи свободного использования устанавливаются законом. Последняя точка зрения представляется более обоснованной, так как именно такое толкование соответствует целям законодательства об авторском праве — защите интересов авторов и основывается на буквальном понимании как утверждения о любом способе и любой форме использования произведения его автором, так и закрытых списках форм и способов свободного использования.
Наконец, ст. 17 содержит указания на два особых права: право доступа и право следования. Оба они относятся к произведениям изобразительного искусства. Обобщение первого правомочия не вызывает особенных затруднений: оно явно неотчуждаемо и не имеет экономического содержания, поэтому на схеме право доступа отнесено к неимущественным правам. С правом следования дело обстоит сложнее: оно содержит признаки и одного, и другого рода правомочий, в связи с чем на схеме оно помещено отдельно, и комментарий имеет смысл начать именно с него.
1.1. Право следования заключается в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т. д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Указанное право является неотчуждаемым (признак неимущественных прав) и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права, но содержание этого права очевидно экономическое (признак имущественных прав). Следует отметить, что право следования не является общепризнанным в мировой практике, но тем не менее закреплено Бернской Конвенцией об охране литературных и художественных произведений (членом которой Россия является с 13 марта 1995 г.) в качестве права долевого участия. При этом Бернская Конвенция распространяет это право и на оригиналы рукописей, оговаривая, что применимость ст. 14tLT определяется ее непротиворечием национальному законодательству. Вообще же право следования противоречит так называемому принципу истечения авторских прав и является исключением из нормы, содержащейся в п. 3 ст. 16 Закона: «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».
- Отношения со сми в правовом поле
- Организационные формы взаимодействия организации с журналистами
- Случай из практики
- Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом
- Брендинг: связи с общественностью
- Фирменное наименование
- 1. Отсутствие у знака различительной способности.
- 2. Противоречие истине или общественным интересам.
- 1. Тождественность или сходство до степени смешения.
- 2. Тождественность с иными объектами.
- Авторское право в маркетинговых коммуникациях Понятие авторского права
- 1) Является результатом творческого труда;
- 2) Является произведением, существующим в объективной форме; наличие лишь замысла или плана произведения не создает оснований для его охраны, поскольку самого произведения в объективной форме еще нет;
- 1) Права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
- 2) Права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
- 3) Права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
- 4) Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.
- Личные неимущественные права.
- Личные имущественные права
- Использование произведения
- 3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
- 1) С авторами ролика:
- Защита авторских и смежных прав
- 1) Признания прав;
- 3) Возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- 4) Взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;