2) Является произведением, существующим в объективной форме; наличие лишь замысла или плана произведения не создает оснований для его охраны, поскольку самого произведения в объективной форме еще нет;
3) обладает оригинальной формой — авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (эти явления, условно объединяемые понятием содержания, могут защищаться патентным правом).
Следует иметь в виду, что законодатель не определил ни понятия «творческий труд», ни понятия «произведение». Нет в законе и термина «оригинальность». Таким образом, в практике могут возникать проблемы с определением относимости предмета к объектам авторского права, однако, как правило, юристами высказывается мнение, близкое к приведенному выше.
Вне зависимости от наличия указанных признаков не являются объектами авторского права:
♦ официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
♦ государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
♦ произведения народного творчества;
♦ сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Очевидность творческих усилий по созданию этих предметов не раз побуждала юристов высказываться в пользу пересмотра сложившегося положения, причем наиболее спорным является вопрос об информационных сообщениях. А. Рихтер сочувственно рассказывает о решении Верховного суда США, который пришел к выводу, что новостное сообщение является объектом авторского права. В связи с иском Associated Press к International News Service, которое, перефразировав сообщения АР, распространило их как свои, Верховный Суд запретил ответчику распространение новостей истца, пока они сохраняют товарную стоимость. Столь жестких требований к российским СМИ не предъявляется, но ссылки на источник новостей при их заимствовании все же желательны.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Что касается смежных прав, то закон выделяет четыре их категории:
- Отношения со сми в правовом поле
- Организационные формы взаимодействия организации с журналистами
- Случай из практики
- Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом
- Брендинг: связи с общественностью
- Фирменное наименование
- 1. Отсутствие у знака различительной способности.
- 2. Противоречие истине или общественным интересам.
- 1. Тождественность или сходство до степени смешения.
- 2. Тождественность с иными объектами.
- Авторское право в маркетинговых коммуникациях Понятие авторского права
- 1) Является результатом творческого труда;
- 2) Является произведением, существующим в объективной форме; наличие лишь замысла или плана произведения не создает оснований для его охраны, поскольку самого произведения в объективной форме еще нет;
- 1) Права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
- 2) Права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
- 3) Права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
- 4) Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.
- Личные неимущественные права.
- Личные имущественные права
- Использование произведения
- 3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
- 1) С авторами ролика:
- Защита авторских и смежных прав
- 1) Признания прав;
- 3) Возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- 4) Взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;