Использование произведения
Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Прежде всего передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.
Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Впрочем, в обзоре судебной практики по делам об авторском и смежных правах от 28 сентября 1999 г. № 47 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что «прямо» не означает обязательного наличия оборота «исключительные права», а лишь подчеркивает недвусмысленность контекста.
Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения; срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.
Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати. При этом следует отметить, что если произведение создается для СМИ по заданию редакции, то исключительные права на его использование принадлежат работодателю.
При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.
С целью более полной защиты права автора на использование произведения закон предусматривает создание организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе. В функции таких обществ входит выдача лицензий на использование объектов авторских и смежных прав, когда личный порядок передачи прав затруднен. Именно через эти организации должны приобретаться права на использование и выплачиваться вознаграждение. Особо следует подчеркнуть, что согласно закону для коллективного управления не требуется обязательного заключения договора между организацией и автором (исполнителем). Напротив, если правообладатель не доверяет управление своими правами названной организации, он должен в официальном порядке исключить их коллективное управление. В настоящее время в России организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, является Российское авторское общество, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 «О государственной политике в области авторского права и смежных прав».
Без заключения авторского договора имущественные права на произведение могут перейти от автора к другому лицу в силу трудового договора, т. е. в том случае, когда автор создает произведение в рамках исполнения своих служебных обязанностей. В этом случае речь идет о служебном произведении, неимущественные права на которое принадлежат автору, а имущественные в границах трудового договора — работодателю.
Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (так называемые ограничения имущественных прав — ст. 18-26).
1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:
♦ в личных целях (исключения составляют случаи воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, воспроизведения баз данных или существенных частей из них, воспроизведения программ для ЭВМ, репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов); ст. 26 указывает также ряд случаев, когда пользователь уплачивает автору вознаграждение косвенным образом — через включение авторского вознаграждения в цену материального носителя, на который копируется произведение;
♦ в средствах массовой информации обнародованных СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение (передача в эфир, сообщение по кабелю) не были специально запрещены автором;
♦ в СМИ публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;
♦ в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
♦ без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения;
♦ архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения;
♦ для судебного производства в объеме, оправданном этой целью;
♦ при соблюдении ряда условий программы для ЭВМ или базы данных.
2. Ограничения имущественных прав при репродуцировании. Репродуцирование — факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репродуцирование не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в машиночитаемой форме. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
♦ правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
♦ отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
♦ отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Следует отметить мировой опыт регулирования выплаты авторского вознаграждения при репродуцировании. Очевидно, что проконтролировать, в каком количестве экземпляров и для каких целей происходит репродуцирование произведения, невозможно. Поэтому, например, в Германии законодатель пошел по пути, предусмотренному в России лишь для воспроизведения аудиовизуальных произведений и фонограмм. А именно: все производители устройств аудио- и видеозаписи, фотокопировальных аппаратов (т. е. устройств, предназначенных для репродуцирования) отчисляют комиссионные с продажи своей техники организациям, управляющим имущественными правами авторов. Недавно немецкая профессиональная ассоциация издателей и литераторов VG Wort потребовала, чтобы аналогичные отчисления делались и с продажи персональных компьютеров. VG Wort грозит истребовать в судебном порядке с Fujiti Siemens Computers no $27 с проданной машины, а пока в добровольном порядке некоторые производители устройств для записи лазерных дисков (включая Hewlett Packard) согласились выплачивать по $5,4 с каждого такого устройства, продаваемого в Германии.
- Отношения со сми в правовом поле
- Организационные формы взаимодействия организации с журналистами
- Случай из практики
- Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом
- Брендинг: связи с общественностью
- Фирменное наименование
- 1. Отсутствие у знака различительной способности.
- 2. Противоречие истине или общественным интересам.
- 1. Тождественность или сходство до степени смешения.
- 2. Тождественность с иными объектами.
- Авторское право в маркетинговых коммуникациях Понятие авторского права
- 1) Является результатом творческого труда;
- 2) Является произведением, существующим в объективной форме; наличие лишь замысла или плана произведения не создает оснований для его охраны, поскольку самого произведения в объективной форме еще нет;
- 1) Права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
- 2) Права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
- 3) Права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
- 4) Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.
- Личные неимущественные права.
- Личные имущественные права
- Использование произведения
- 3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
- 1) С авторами ролика:
- Защита авторских и смежных прав
- 1) Признания прав;
- 3) Возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- 4) Взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;