Личные неимущественные права.
2.1. Право авторства состоит в праве признаваться автором произведения. Согласно ст. 9 Закона автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, т. е. действует так называемая презумпция авторства. Следует подчеркнуть, что презумпция действует только при отсутствии доказательств иного. Так, писательница Л. Петерсон проставляла на своих произведениях не только свое имя, но и имя своего учителя — В. Виленкина, на основании чего наследник В. Виленкина предъявил иск об авторских правах своего наследодателя (а, следовательно, и о собственных претензиях на выплату авторского вознаграждения). Между тем практически все спорные произведения были созданы уже после смерти В. Виленкина, поэтому суд отклонил претензии истца.
2.2. Право на имя в контексте Закона «О защите авторских и смежных прав» понимается как право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно. При обнародовании произведения форма обозначения имени оговаривается в авторском договоре, в результате чего автор утрачивает возможность ее изменить.
2.3. Общегражданское право на защиту деловой репутации применительно к защите авторских прав понимается как право на защиту репутации автора, т. е. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Это неимущественное право, казалось бы, перекрывается имущественным правом на переработку: ведь иным лицам нельзя вносить в произведение не только такие искажения, которые могут нанести ущерб чести и достоинству автора, но и вообще какие бы то ни было изменения. Однако закон указывает, что в отличие от имущественных прав неимущественные являются неотчуждаемыми, т. е. если автор и делегирует право на переработку иному лицу, то право на защиту репутации все равно за ним сохранится.
2.4. Право доступа имеет отношение только к произведениям изобразительного искусства. Автор вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего творения. При этом от собственника произведения нельзя требовать его доставки автору.
2.5. Право на обнародование — это право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Статья 4 закона определяет обнародование произведения как осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. Отметим особый характер этого правомочия среди иных личных неимущественных прав. Будучи неотчуждаемым само по себе, оно оказывается предпосылкой для ряда имущественных прав: публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Среди имущественных прав не выделено в тексте закона еще одно, базирующееся на праве на обнародование, — право на опубликование.
В качестве особого правомочия в составе права на обнародование отдельно законодатель указывает на право на отзыв. Автор может отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, т. е.:
♦ расторгнуть заключенный договор об обнародовании произведения, поставив в известность другую сторону и возместив ей понесенные убытки, в том числе упущенную выгоду;
♦ предотвратить дальнейшее использование уже обнародованного произведения, заявив публично об отзыве, возместив убытки, понесенные в результате его решения;
♦ изъять из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения, также при условии возмещения убытков.
Исключением являются служебные произведения, т. е. произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Его отзыв после передачи автором работодателю невозможен, однако не передавать его автор имеет право, разумеется, также при условии возмещения убытков.
- Отношения со сми в правовом поле
- Организационные формы взаимодействия организации с журналистами
- Случай из практики
- Связи с общественностью: между информационным и маркетинговым правом
- Брендинг: связи с общественностью
- Фирменное наименование
- 1. Отсутствие у знака различительной способности.
- 2. Противоречие истине или общественным интересам.
- 1. Тождественность или сходство до степени смешения.
- 2. Тождественность с иными объектами.
- Авторское право в маркетинговых коммуникациях Понятие авторского права
- 1) Является результатом творческого труда;
- 2) Является произведением, существующим в объективной форме; наличие лишь замысла или плана произведения не создает оснований для его охраны, поскольку самого произведения в объективной форме еще нет;
- 1) Права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);
- 2) Права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);
- 3) Права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;
- 4) Права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.
- Личные неимущественные права.
- Личные имущественные права
- Использование произведения
- 3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:
- 1) С авторами ролика:
- Защита авторских и смежных прав
- 1) Признания прав;
- 3) Возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
- 4) Взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;