logo search
Конспект лекций Э

Право на обнародование произведения и на его отзыв

Право автора на обнародование произведения принадлежит к чис­лу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд пуб­лики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного ис­пользования произведения (ст. 18—19 Закона РФ “Об авторском пра­ве и смежных правах”); срок охраны анонимных произведений исчис­ляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 того же Закона) и т. д. Поскольку понятие обнародования уже подробно рассмотрено выше, акцентируем внимание на тех аспектах проблемы, которые не­посредственно связаны с возможностью автора довести произведение до всеобщего сведения.

Сущность права на обнародование можно определить как юридиче­ски обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса. Во-первых, он определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц. Автор может хранить созданное им произведение в тайне от публики до тех пор, пока сам не решит, что оно является достаточно зрелым, завершенным и готовым для обнаро­дования. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Так, художник может выставить для публичного обозрения не вполне завершенные им живописные полот­на или скульптурные изображения, которые, с точки зрения авторско­го права, являются охраняемыми произведениями. Но сделать это вправе лишь сам автор, который только и может судить о степени готовности своего произведения для обнародования. Во-вторых, рас­сматриваемое право включает решение вопроса о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародова­ния зависит как от вида созданного произведения, так и от усмотрения автора. Например, автор литературного произведения может обнаро­довать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т. п.

Право на обнародование как выражающее особый охраняемый за­коном интерес автора является самостоятельным правом создателя произведения. Это обстоятельство необходимо специально подчерк­нуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, об­народовать произведение, т. е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, напри­мер, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т. д. А если, например, опубликование осуще­ствляется путем издания произведения, одновременно осуществляют­ся права на воспроизведение и на распространение произведения. Од­нако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каж­дое из них выражает самостоятельный интерес автора, и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.

При жизни автора лишь он сам может решать вопрос об обнародо­вании произведения. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это в полной мере касается и тех произведений, которые созданы автором в связи с выполнением слу­жебных обязанностей, хотя, как уже отмечалось, отказ автора от обна­родования такого произведения в ряде случаев может рассматривать­ся как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Как нарушение обязанностей по авторскому договору должен быть расце­нен и запрет автора на обнародование произведения, созданного им по заказу. И в том, и в другом случае это может служить основанием для привлечения автора к ответственности, однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение созда­но творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Существенным нововведением Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” является закрепление в нем права на отзыв произве­дения, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательст­ве. Согласно п. 2 ст. 15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произ­ведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив о его отзыве. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решени­ем убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экзем­пляры произведения также изымаются из обращения за счет автора.

Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнаро­дование произведения или отзывает уже обнародованное произведе­ние, могут быть самыми разными. Основанием могут явиться транс­формация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародо­вания произведения и т. п. Однако юридического значения эти обсто­ятельства не имеют, так как автор не обязан как-либо обосновывать свое решение, в частности доказывать уважительность причин отзыва произведения.

На практике рассматриваемое право может вступить в коллизию с правами лиц, которые приобрели право собственности на материаль­ные носители произведений, подлежащих отзыву. Как представляет­ся, действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачива­лась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона РФ “Об автор­ском праве и смежных правах” говорит лишь о возмещении убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Поэтому, например, автор не может истребовать созданные им картины или скульптуры у их владельцев, ссылаясь на свое право отзыва.

Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необна­родованного произведения. Данный результат творческой деятельно­сти может быть вновь доведен до сведения публики только самим авто­ром или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права и т. д.

По прямому указанию закона правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений. Как уже отмечалось, их согласие на обнаро­дование произведений необходимо, но если оно дано, его нельзя ото­звать в одностороннем порядке.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на об­народование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчер­кивает условность деления авторских прав на личные неимуществен­ные и имущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение. Однако объем правомо­чий наследников трактуется при этом по-разному. Например, обсуж­дая вопрос о праве наследников давать согласие на обнародование тех произведений автора, в отношении которых имеется специальный за­прет автора, некоторые ученые пришли к выводу, что осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Как представляется, действующее законодательство не дает оснований для каких-либо ограничений прав наследников в отно­шении обнародования произведений умерших авторов. Данный вопрос решается исключительно по их усмотрению, хотя бы действия .наследников расходились с волей самого автора. Следует лишь учиты­вать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, .так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы ко­торых затрагиваются опубликованием. Речь идет об уже рассматри­вавшихся выше случаях обнародования писем и иных аналогичных документов, а также произведений изобразительного искусства, на которых изображены другие лица.