Право на воспроизведение и право доступа
Возможность воспроизведения творческого результата, достигнутого создателем произведения, имеющаяся у других лиц, послужила одной из главных причин возникновения авторского права. Закрепление за автором права на воспроизведение является и сейчас важнейшей основой авторского права. Право на воспроизведение есть право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами. Долгое время в российской юридической литературе продолжался спор о том, ограничивается ли воспроизведение размножением материальных носителей, в которых произведение выражено, или оно связано с любым повторным доведением произведения до сведения неопределенного круга лиц. В Основах гражданского законодательства 1991 г. данный спор был однозначно решен в пользу широкого понимания воспроизведения, которое согласно ст. 135 могло осуществляться любым способом — в печати, путем публичного исполнения, передачи в эфир, в видео- и звукозаписи, по кабельному телевидению, с помощью спутников и иных технических средств.
С принятием Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” понятие воспроизведения существенно изменилось и свелось лишь к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Публичное исполнение, передача в эфир и иные способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией на материальном носителе, рассматриваются Законом в качестве особых правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.
Право на воспроизведение чаще всего реализуется одновременно с правом на опубликование, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы, разумные потребности публики. Им будет считаться изготовление нескольких или даже одной копии произведения.
Конкретные способы воспроизведения действующее законодательство не перечисляет, в чем, собственно, и нет необходимости, так как им признается любая повторная фиксация произведения на материальном носителе. В ст. 4 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” лишь специально подчеркивается, что воспроизведением, среди прочего, является изготовление экземпляров произведения в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения, а также указывается, что запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.
Воспроизведением будет являться не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, что имеет место, например, при переиздании произведения, но и воплощение произведения в иную объективную форму. Так, например, если музыкальное произведение было первоначально обнародовано в виде нотного издания, то его запись на магнитную пленку или грампластинку должна рассматриваться как его воспроизведение.
Особым видом воспроизведения признается репродуцирование, т. е. факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Выделение в законе данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют заинтересованным лицам быстро и относительно недорого получать такие копии произведения, которые по своему качеству не уступают оригиналу или даже превосходят его. Поэтому в ряде норм Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” специально оговариваются условия и пределы репродуцирования произведений третьими лицами. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, неразрывно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. Ранее данное право в российском авторском законодательстве специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Переход картины или скульптуры в собственность заказчика или другого лица не означал передачи им авторских прав на произведение, которые сохранялись за автором (ст. 513 ГК РСФСР1964 г.). В частности, автор мог воспроизводить свое произведение в копиях, для чего имел право добиваться от собственника предоставления ему возможности для этого. Прямое решение данного вопроса в законодательстве необходимо только приветствовать.
Закон не определяет, носит ли право доступа имущественный или личный характер. Э.П. Гаврилов относит данное право к личным правам авторов произведений изобразительного искусства, мотивируя данный вывод тем, что в противном случае оно было бы перечислено среди имущественных прав авторов в п. 2 ст. 16 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” . С этим трудно согласиться хотя бы потому, что право доступа предоставляется авторам произведений изобразительного искусства с вполне конкретной целью, а именно для обеспечения возможности воспроизведения произведения, т.е. для реализации имущественного права. Отсутствие же указания на это право в п. 2 ст. 16 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” объясняется тем, что, как уже отмечалось, перечень закрепленных в Законе имущественных прав авторов не носит исчерпывающего характера. Сказанное, однако, не означает, что в рассматриваемом праве отсутствуют личные элементы. Напротив, они выражены в нем достаточно явно, проявляясь, в частности, в невозможности перехода данного права к правопреемникам, включая и наследников. Это еще раз подтверждает условность подразделения субъективных авторских прав на личные и имущественные.
Закон не определяет условий осуществления и пределов рассматриваемого права, кроме единственного указания на то, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Как представляется, при реализации автором права доступа в одинаковой мере должны быть гарантированы как интересы собственника произведения, так и интересы автора. В частности, собственник, безусловно, должен терпеть те дополнительные неудобства, которые могут возникнуть в сфере его прав в связи с осуществлением права на доступ. Однако эти неудобства должны быть сведены к возможному минимуму и носить оправданный характер. Если при приобретении произведения не было специально оговорено иное, собственник сам решает вопрос, в каком месте и в какое время автору обеспечивается доступ к произведению. В любом случае собственник может требовать от автора гарантий обеспечения сохранности произведения. В свою очередь, автору должна быть предоставлена реальная возможность для воспроизведения результата его творческой деятельности. Ни собственник, ни автор не должны злоупотреблять своими правами и осуществлять их в противоречии с их назначением.
В тех случаях, когда автор предоставляет кому-либо право на воспроизведение своего труда, предполагается, что он разрешает и распространение произведения. Однако, несмотря на близость и взаимозависимость рассматриваемых правомочий, каждое из них выступает как самостоятельный способ использования произведения. Правомочия по воспроизведению и распространению могут принадлежать разным лицам, осуществляться независимо друг от друга по месту и времени и нарушаться самостоятельно.
Необходимость четкого разграничения указанных правомочий наглядно видна из следующего примера. Переводчицей были переведены на русский язык два произведения югославского писателя. Эти переводы были изданы в СССР, один в 1964 г., второй в 1968 г., за что переводчица получила вознаграждение. Затем в 1976 г. по заказу советского объединения “Союзкнига” эти произведения в том же переводе были изданы одним из югославских издательств, завезены в СССР и реализованы “Союзкнигой”. Вначале переводчица обратилась к югославскому издательству с просьбой выплатить ей вознаграждение, на что последнее ответило, что переводчица не является гражданкой Югославии и ее переводы впервые были опубликованы за пределами Югославии. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. также не распространяется на данные произведения, поскольку они были опубликованы до 27 мая 1973 г., т. е. до даты, когда СССР присоединился к данной Конвенции. Тогда переводчица обратилась с иском к “Союзкниге”, который был судом удовлетворен. Вынося такое решение, суд совершенно справедливо исходил из того, что “Союз-книгой” нарушено принадлежащее автору исключительное право на распространение произведения.
Наряду с правом на распространение Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для специального выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав. Речь идет, разумеется, лишь о произведениях, зафиксированных на материальных носителях и воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях.
Рассматриваемое право неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт. Например, он не может воспрепятствовать ввозу на территорию, на которой его авторские права на произведение пользуются правовой охраной, экземпляров, изготовленных вне этой территории, если целью ввоза являются участие в выставке, удовлетворение личных потребностей и т. п.
- Конспект лекций По дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»
- Содержание.
- Аннотация.
- Лекция №1. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны. Понятие авторского права. Источники авторского права.
- Лекция №2. Объекты авторского права. Срок действия авторского права.
- Срок действия авторского права
- Лекция №3. Субъекты авторского права, Переход авторского права по наследству.
- Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов
- Авторские права юридических лиц
- Иностранные авторы
- Соавторство
- Наследники и иные правопреемники
- Лекция №4. Содержание субъективного авторского права.
- Право авторства
- Право на авторское имя
- Право на защиту репутации автора
- Право на обнародование произведения и на его отзыв
- Право на опубликование
- Лекция №5. Имущественные права авторов и их ограничение.
- Право на воспроизведение и право доступа
- Право на публичный показ и право на публичное исполнение
- Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю
- Право на перевод и право на переработку произведения
- Иные права авторов
- Лекция №6. Защита права собственности и смежных прав. Правовая охрана эвм.
- Правовая охрана эвм.
- Лекция №7. Объекты патентного права.
- Лекция №8. Понятие и признаки полезной модели, промышленного образца.
- Новизна
- Промышленная применимость
- Понятие и признаки промышленного образца
- Новизна
- Оригинальность
- Промышленная применимость
- Лекция №9. Права патентообладателя.
- Лекция №10. Оформление патентных прав.
- Лекция №11. Защита прав изобретателей и патентообладателей.
- Лекция №12. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара.
- Лекция №13. Правовая охрана фирменных наименований.
- Так, иск о признании права на коммерческую тайну может быть использован тогда, когда список используемой литературы.