logo
Конспект лекций Э

Лекция №1. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны. Понятие авторского права. Источники авторского права.

План лекции.

  1. История развития права интеллектуальной собственности.

  2. Результаты интеллектуальной деятельности, как объекта правовой охраны.

  3. Источники авторского права.

Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собст­венности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собствен­ность включает права, относящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— научным открытиям;

— промышленным образцам;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наимено­ваниям и коммерческим обозначениям;

— защите против недобросовестной конкуренции;

— а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной соб­ственности в производственной, научной, литературной и художест­венной областях.

В названной Конвенции, как и в ГК РФ, термин “интеллектуаль­ная собственность” используется в собирательном смысле, обозначая собой все права на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты. Содержащийся в Конвенции перечень конкретных видов исключительных прав носит примерный характер и может быть легко дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным является и то, что на членов ВОИС не на­лагается обязательство обеспечить в своих странах охрану всех пере­численных в Конвенции прав и они сами определяют круг охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Наконец, даже при слишком сильном желании в приведенном выше определении трудно ус­мотреть какую-либо связь (кроме чисто терминологического сходст­ва) понятия интеллектуальной собственности и права собственности в его традиционном смысле.

Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современное российское законодательство, и международные согла­шения понимают под интеллектуальной собственностью совокуп­ность исключительных прав как личного, так и имущественного харак­тера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объек­ты, конкретный перечень которых устанавливается законодатель­ством соответствующей страны с учетом принятых ею международ­ных обязательств.

Российское законодательство помимо закрепления права интеллектуальной собственности в целях её роста и развития рассматривает результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны.

Однако все вышеперечисленные составляющие не исчерпывают всего содержания понятия “интеллектуальная собственность”. Существует не­мало результатов интеллектуальной деятельности, которые пользуются правовой охраной, но вне рамок авторского и патентного права и зако­нодательства о средствах индивидуализации. К ним, в частности, отно­сятся топологии интегральных микросхем, служебная и коммерческая тайна, селекционные достижения и некоторые другие объекты правовой охраны. Поэтому понятие интеллектуальной собственности шире по объему, чем понятия литературной (художественной) собственности и промышленной собственности вместе взятые.

Отношения, связанные с охраной и использованием объектов ин­теллектуальной собственности, входят в предмет регулирования рос­сийского гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Нормы ГК РФ, и прежде всего те из них, которые будут сосредоточены в части третьей Кодекса, вместе с правилами, содержащимися в специальных законах, посвя­щенных охране исключительных прав на отдельные результаты ин­теллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образу­ют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом ин­теллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интел­лектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно под­разделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих момен­тов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закреплен­ных ими нормах.

Прежде всего необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и ис­кусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, пере­дач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегу-лированностью соответствующих отношений единым законом.

В качестве основных задач (функций) авторского права в юридиче­ской литературе называют чаще всего две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по со­зданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творче­ским трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использова­ние созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях об­разования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права — это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей импе­ративностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную де­ятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принци­пов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательст­ве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского автор­ского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считать­ся принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный ре­альным содержанием, пронизывает собой все авторское законодатель­ство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчест­ва несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законода­тельном порядке.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назна­чения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению оконча­тельной формы и т.п.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание лич­ных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуаль­ной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общеизвестно, что в основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой мо­нополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Ес­ли же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и обще­ства в целом. Законы демократического общества не только гаранти­руют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование дости­жениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном досту­пе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы созда­ваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливает­ся, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского пра­ва и т.д. В то же время, с учетом интересов общества, установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанны­ми в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зару­бежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической си­лы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продик­тованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого “свободного” использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в по­рядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

В-четвертых, для современного российского авторского права ха­рактерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип за­менил собой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением послед­него было существование так называемых типовых авторских догово­ров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авто­ров и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распо­ряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользова­телей произведений, стремление гарантировать авторам определен­ный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских до­говоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с соответствующим типовым договором, признавались недействитель­ными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально ре­гулирующих сферу отношений, которая в принципе должна опреде­ляться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, труд­но признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации от­ношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь воз­можные типы авторских договоров, а также указываются условия, ко­торые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабаль­ные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произ­ведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, напри­мер, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не опреде­лен.

В иерархии нормативных актов, посвященных регулированию ав­торских отношений, главенствующая роль принадлежит правовым актам высших органов государственной власти, т. е. законодательным актам в точном смысле этого слова. Центральное место среди них занимает Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993 г. В соответствии со ст. 1 указанного Закона им регулиру­ются две большие группы относительно самостоятельных отношений. Первую из них образуют отношения, возникающие в связи с создани­ем и использованием произведений науки, литературы и искусства и составляющие предмет регулирования авторского права в его точном и традиционном смысле. Во вторую группу входят отношения, связан­ные с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постано­вок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Эти отношения не являются авторскими, но настолько тесно взаимосвязаны с последними, что их регулирование отдельным зако­ном едва ли было бы оправданным.

По своей юридической природе Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” носит моноотраслевой характер, являясь частью российского гражданского законодательства. Нормы иной отраслевой принадлежности в Законе практически не представлены. Исключение составляют правила, содержащиеся в ст. 50, которые носят граждан-ско-процессуальный характер, а также отсылочные нормы к уголовному и административному законодательству (ст. 48). Указанное обстоятель­ство, безусловно, усиливает целостность нового Закона и обеспечивает более тесную взаимоувязку его норм.

Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” впервые подробно регламентировал основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений.

Далее, характерной чертой Закона является его рыночная направ­ленность. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и пере­даваться на основании гражданско-правовых сделок.

Закон РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” относительно невелик по объему, так как включает всего 20 статей.

Изучение Закона показывает, что большая часть содержащихся в нем норм полностью или в существенной части совпадает с нормами Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Специфика про­граммных средств как особых объектов авторского права отражена лишь в нормах, посвященных отдельным имущественным правам правообладателей, а также правилам регистрации программ для ЭВМ и баз данных в специально созданном Российском агентстве по право­вой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

К иным нормативным актам того же иерархического уровня зако­нодательства об авторском праве могут быть отнесены и другие акты, имеющие силу закона, например Закон РСФСР “О средствах массо­вой информации” от 27 декабря 1991. Другим примером является Закон РФ “Об архитектурной дея­тельности в Российской Федерации” от 17 ноября 1995 г. , в котором авторскому праву на произведения архитектуры посвящена специаль­ная глава (ст. 16—19), хотя вопросы авторского права затрагиваются и во многих других статьях Закона (ст. 2, 12,14,15, 21 и др.).

Наконец, в авторское законодательство входят отдельные статьи законодательных актов, регулирующих в целом иные общественные отношения. Сюда относятся, например, ст. 2, 9, 10 Закона РФ “О гео­дезии и картографии” от 26 декабря 1995 г., в которых затрагиваются вопросы авторского права на картографические материалы, ст. 146 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответствен­ность за нарушение авторских и смежных прав, ст. 385 ГПК РСФСР, которая посвящена порядку обращения взыскания на авторское воз­награждение, и др.

Особого внимания заслуживает вопрос о применении к авторским отношениям норм ГК РФ. Авторское право рассматривается доктри­ной как составная часть гражданского права, хотя авторские отноше­ния и регулируются специальным законом. Из этого теоретического положения вытекает важный практический вывод, суть которого сво­дится к тому, что к авторским отношениям применимы все те правила ГК РФ, которые носят общий характер и рассчитаны на регулирова­ние всех гражданско-правовых отношений. В частности, не вызывает сомнений, что на авторские отношения распространяются нормы раз­дела “Общие положения”, которые содержат правила о сделках, право- и дееспособности, средствах и способах защиты нарушенных прав и т. д. К авторскому праву применимы и такие разделы Кодекса, как “Наследственное право” и “Правоспособность иностранных граж­дан и лиц без гражданства. Применение гражданских законов ино­странных государств и международных договоров”. Юридической наукой сделан вывод о том, что к авторским правоотношениям должна полностью применяться и общая часть обязательственного права, если только специальные нормы авторского права прямо не вносят в нее коррективы или если необходимость таких корректив не вытекает из особенностей авторских правоотношений. Это, в частности, означает, что в соответствии с общими положениями обязательственного права в авторском праве должны трактоваться такие понятия, как убытки, множественность лиц в обязательстве, прекращение обязательств и т. д. Сказанное позволяет сделать вывод, что хотя ГК РФ и не относит­ся непосредственно к источникам авторского права, его правила широ­ко применяются при регулировании авторских отношений.

Помимо законов, источниками авторского права являются подза­конные акты. Основанные на законе и призванные развивать содержа­щиеся в нем правила, подзаконные акты не совпадают друг с другом по юридической силе, что позволяет провести их дальнейшую дифферен­циацию. Все они могут быть подразделены на три основные группы: подзаконные акты общего характера, ведомственные нормативные акты и локальные акты.

Общий характер имеют подзаконные акты, изданные органами общей компетенции либо теми ведомствами, которые наделены пра­вом принимать акты, обязательные для всех лиц, в том числе и тех, которые им прямо не подведомственны. Прежде всего к таким актам относятся постановления Правительства РФ.

Важнейшим источником российского авторского права являются международные договоры и соглашения. Статья 3 Закона РФ “Об ав­торском праве и смежных правах” закрепляет принципиальную норму о том, что “если международным договором, в котором участвует Рос­сийская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые со­держатся в настоящем Законе, то применяются правила международ­ного договора”. Такое решение вопроса, содержащееся и в других законодательных актах, посвященных охране иных объектов интел­лектуальной собственности, имеет большое практическое значение. Оно означает, что нормы международных договоров РФ имеют пре­имущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании авторских отношений чрезвычайно высока.

К числу международных договоров РФ в рассматриваемой области относятся как те из них, что были заключены еще бывшим Советским Союзом, так и те, что подписаны уже Россией как самостоятельным государством. Как известно, СССР с 1968 г. был членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, с 1973 г. участвовал во Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., а также имел ряд двусторонних соглашений о взаимной охране автор­ских прав со странами Восточной Европы, Швецией, Австрией, Мала­гасийской Республикой и некоторыми другими странами.

В связи с прекращением существования СССР встал вопрос о том, в какой мере указанные выше международные договоры связывают независимые государства, возникшие после распада Советского Союза. Данный вопрос осложнялся тем, что СССР не был участником Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении догово­ров от 23 августа 1978 г., которая содержит достаточно четкое его решение. Поэтому приходилось исходить из общепринятых принци­пов и норм международного права, в частности принципов равнопра­вия и самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Представляется, что ни одно из независимых государств — субъек­тов бывшего СССР, включая Российскую Федерацию, не могло авто­матически считаться участником международных договоров и соглашений по авторскому праву, заключенных Советским Союзом. Чтобы стать их участниками, новые независимые государства должны были, во-первых, выполнить юридические условия, установленные соответст­вующими соглашениями, и, во-вторых, официально присоединиться к ним. Российская Федерация, для присоединения которой к междуна­родным договорам, заключенным бывшим СССР, не существовало никаких юридических препятствий, пошла, однако, иным путем. 26 де­кабря 1991 г. Постоянный представитель РФ передал Генеральному директору ЮНЕСКО вербальную ноту Министерства иностранных дел РФ следующего содержания: “Министерство иностранных Дел РФ... имеет честь сообщить, что членство Союза Советских Социалис­тических Республик... во всех заключенных в ее [ЮНЕСКО] рамках или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией (РФ) и что в этой связи в ЮНЕСКО вместо названия "Союз Советских Социалистических Республик" должно использоваться наименование "Российская Федерация"”. Одновременно Россия приняла на себя все финансовые обязательства СССР, вытекающие из его участия в международных договорах и соглашениях. Указанная нота была встречена в ЮНЕСКО с соответствующим пониманием, и Россия стала рассматриваться как правопреемница СССР по всем заключен­ным последним международным договорам в области авторского права. Поэтому, например, Российская Федерация считается связан­ной Всемирной конвенцией об авторском праве, принятой в Женеве в 1952 г., с 27 мая 1973 г., когда она вступила в силу для Советского Союза.

Однако принятие Россией международных обязательств в том их виде, в котором они существовали для бывшего СССР, не решило кардинальным образом проблему участия России в международной системе охраны авторских прав, так как в наиболее важных междуна­родных соглашениях в рассматриваемой сфере Советский Союз не участвовал . Кроме того, распад СССР создал в области охраны автор­ских прав новые проблемы, которых раньше не существовало. Наибо­лее актуальной из них стала задача по обеспечению признания и охра­ны авторских прав в отношениях между новыми независимыми государствами — бывшими республиками единого СССР. Вначале эту задачу РФ пыталась решить путем заключения двусторонних согла­шений с отдельными государствами, однако 24 сентября 1993 г. один­надцатью государствами — бывшими республиками СССР было под­писано многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области охра­ны авторского права и смежных прав. Данное Соглашение создало правовую базу для охраны прав российских авторов в ближнем зару­бежье, равно как и обеспечило охрану прав авторов из этих республик в Российской Федерации.

Что касается подключения России к международной системе охра­ны авторских прав, то руководством страны еще в середине 1993 г. было заявлено о намерении России стать участницей всех основных международных конвенций по авторскому праву. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. “О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав” Ми­нистерству иностранных дел РФ совместно с заинтересованными ми­нистерствами, ведомствами и РАО было поручено в 3-месячный срок внести предложения по присоединению России к Бернской конвен­ции об охране литературных и художественных произведений (в ре­дакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редак­ции 1971 г.), Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1971 г., Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., а также Многосторонней конвенции об избежании двойного налогооб­ложения выплат авторского вознаграждения 1979 г.

Результаты проделанной работы нашли отражение в распоряже­нии Президента РФ от 25 марта 1994 г. “Вопросы присоединения РФ к ряду международных конвенций в области авторского права”. На­званный акт констатировал необходимость и готовность России под­писать лишь три из указанных выше конвенций, а именно Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирную конвенцию об авторском праве (в редакции 1971 г.) и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.