logo
Конспект лекций Э

Лекция №4. Содержание субъективного авторского права.

План лекции.

  1. Содержание субъективного авторского права.

  2. Право авторства.

  3. Право на авторское имя.

  4. Право на защиту репутации автора.

  5. Право на обнародование произведения и на его отзыв.

  6. Право на опубликование.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классифи­кацией авторских прав является деление их на личные неимуществен­ные и имущественные. Как справедливо отмечают многие авторы, ав­торские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера до­вольно трудно. Например, по их мнению, совершенно неясно, к какой группе отнести право на обнародование произведения, в котором сое­динены воедино как личные, так и имущественные моменты. Поэтому некоторые специалисты вообще отрицают необходимость и возмож­ность деления авторских прав на личные и имущественные, другие подчеркивают условность этого деления, третьи обращают внимание на относительность данной классификации.

Тем не менее, в большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспро­изведение, право на распространение, право на импорт, право на пуб­личный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку (ст. 16 Закона). Безусловно, закрепле­ние Законом подразделения авторских прав на личные и имуществен­ные с теоретических позиций трудно признать безупречным. Практи­чески любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание стано­вится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, кото­рую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосно­венности произведения, в частности сокращение его объема без согла­сия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора.

Данная классификация авторских прав, несмотря на некоторую условность лежащих в ее основе критериев, имеет большое практиче­ское значение. Закон исходит из того, что, по общему правилу, личные неимущественные права могут принадлежать лишь непосредственно­му создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от лич­ности автора и, как правило, не могут передаваться другим лицам. В то же время у иных лиц, и прежде всего наследников, возникает право на охрану авторства, авторского имени и репутации умершего автора, которое действует бессрочно.

Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в Законе РФ “Об авторском праве и смежных правах”, права на использование произведения изна­чально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у рабо­тодателя (ст. 14), издателя газет, журналов и других периодических изданий (ст. 11), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 13). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.