logo
Конспект лекций Э

Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю

Весьма важной для авторов является закрепленная за ними воз­можность сообщать произведения для всеобщего сведения путем пе­редачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на пере­дачу в эфир). Данный вид использования произведения предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безус­ловно, затрагивает особый интерес автора, нуждающийся в правовой охране. Однако до недавнего времени советское авторское законода­тельство допускало свободное воспроизведение по радио и телевиде­нию любых выпущенных в свет произведений, включая и их трансли­рование непосредственно из места их исполнения (п. 4 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). Это исключение из сферы авторских прав в основном обосновывалось некоммерческим характером советских электронных средств массовой информации и просветительскими задачами. Спра­ведливости ради необходимо сказать, что практически все специали­сты по авторскому праву уже давно и настойчиво высказывались в пользу того, чтобы привести советское авторское законодательство в этой его части в соответствие с принятыми во всем цивилизованном мире нормами. Отмену свободного использования произведений по радио и телевидению декларировали уже Основы гражданского зако­нодательства 1991 г. Но конкретным содержанием право на передачу в эфир наполнил лишь Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”.

Право на передачу в эфир как особое имущественное правомочие автора характеризуется следующими основными особенностями. Прежде всего данному праву, как никакому другому, свойствен эле­мент публичности. Произведение доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов (радиоволн), которые пред­назначены для приема самой широкой публикой. Аудитория еще бо­лее расширяется при передаче произведения в эфир через спутник. Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение доводится до всеобщего сведения. При этом во внима­ние принимается сама возможность восприятия произведения публи­кой, независимо от того, осуществляется ли она фактически.

Далее, передаваться в эфир могут как уже обнародованные, в том числе опубликованные произведения, так и произведения, еще не об­народованные (неопубликованные). Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения. Во всех этих случаях произведение доводится до более широкой, чем обычно, аудитории, в связи с чем и требуется согласие на это автора.

При передаче произведения в эфир оно становится доступным для Пухового и (или) зрительского восприятия. Хотя для этого необходима специальная аппаратура, с помощью которой принимаются и пре­образуются соответствующие сигналы, важно, что между передающей станцией и принимающей антенной нет никаких опосредующих звеньев в виде каких-либо материальных носителей. Если же слуховое или зрительское восприятие произведения обеспечивается той же ап­паратурой с помощью особых материальных носителей — звуко- и ви­деокассет, пленок, лазерных дисков и т. п., — то передачей в эфир это не является.

Наконец, понятие “передача в эфир” охватывает собой как перво­начальное сообщение произведения публике посредством беспрово­лочной связи, так и последующую передачу произведения в эфир. В последнем случае имеется в виду передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, независимо от того, кем осуществляется это дей­ствие — самой организацией, первоначально передававшей произве­дение в эфир, или иной организацией.

К праву на передачу в эфир весьма близко примыкает право автора сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств. Указанное право, которое в ранее действовав­шем законодательстве специально не выделялось, в своих основных чертах совпадает с рассмотренным выше правом на передачу в эфир. Иным является лишь сам технический метод доведения произведения до сведения публики. Вместо передачи посредством радиоволн произ­ведение передается с помощью сигналов, идущих по кабелю, прово­дам, оптическим волокнам или иным аналогичным средствам. Соот­ветственно изменяется и состав потенциальных зрителей и (или) слушателей. Если при передаче произведения в эфир оно может воспри­ниматься любыми лицами, обладающими приемниками соответству­ющей мощности и вида, то при передаче произведения по кабелю аудитория обычно ограничивается теми лицами, которые являются подписчиками соответствующих передающих телерадиоцентров. В связи со все более широким распространением данного вида использо­вания произведений закрепление за авторами рассматриваемого права представляется вполне своевременным.