Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю
Весьма важной для авторов является закрепленная за ними возможность сообщать произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Данный вид использования произведения предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес автора, нуждающийся в правовой охране. Однако до недавнего времени советское авторское законодательство допускало свободное воспроизведение по радио и телевидению любых выпущенных в свет произведений, включая и их транслирование непосредственно из места их исполнения (п. 4 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). Это исключение из сферы авторских прав в основном обосновывалось некоммерческим характером советских электронных средств массовой информации и просветительскими задачами. Справедливости ради необходимо сказать, что практически все специалисты по авторскому праву уже давно и настойчиво высказывались в пользу того, чтобы привести советское авторское законодательство в этой его части в соответствие с принятыми во всем цивилизованном мире нормами. Отмену свободного использования произведений по радио и телевидению декларировали уже Основы гражданского законодательства 1991 г. Но конкретным содержанием право на передачу в эфир наполнил лишь Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”.
Право на передачу в эфир как особое имущественное правомочие автора характеризуется следующими основными особенностями. Прежде всего данному праву, как никакому другому, свойствен элемент публичности. Произведение доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов (радиоволн), которые предназначены для приема самой широкой публикой. Аудитория еще более расширяется при передаче произведения в эфир через спутник. Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение доводится до всеобщего сведения. При этом во внимание принимается сама возможность восприятия произведения публикой, независимо от того, осуществляется ли она фактически.
Далее, передаваться в эфир могут как уже обнародованные, в том числе опубликованные произведения, так и произведения, еще не обнародованные (неопубликованные). Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения. Во всех этих случаях произведение доводится до более широкой, чем обычно, аудитории, в связи с чем и требуется согласие на это автора.
При передаче произведения в эфир оно становится доступным для Пухового и (или) зрительского восприятия. Хотя для этого необходима специальная аппаратура, с помощью которой принимаются и преобразуются соответствующие сигналы, важно, что между передающей станцией и принимающей антенной нет никаких опосредующих звеньев в виде каких-либо материальных носителей. Если же слуховое или зрительское восприятие произведения обеспечивается той же аппаратурой с помощью особых материальных носителей — звуко- и видеокассет, пленок, лазерных дисков и т. п., — то передачей в эфир это не является.
Наконец, понятие “передача в эфир” охватывает собой как первоначальное сообщение произведения публике посредством беспроволочной связи, так и последующую передачу произведения в эфир. В последнем случае имеется в виду передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, независимо от того, кем осуществляется это действие — самой организацией, первоначально передававшей произведение в эфир, или иной организацией.
К праву на передачу в эфир весьма близко примыкает право автора сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств. Указанное право, которое в ранее действовавшем законодательстве специально не выделялось, в своих основных чертах совпадает с рассмотренным выше правом на передачу в эфир. Иным является лишь сам технический метод доведения произведения до сведения публики. Вместо передачи посредством радиоволн произведение передается с помощью сигналов, идущих по кабелю, проводам, оптическим волокнам или иным аналогичным средствам. Соответственно изменяется и состав потенциальных зрителей и (или) слушателей. Если при передаче произведения в эфир оно может восприниматься любыми лицами, обладающими приемниками соответствующей мощности и вида, то при передаче произведения по кабелю аудитория обычно ограничивается теми лицами, которые являются подписчиками соответствующих передающих телерадиоцентров. В связи со все более широким распространением данного вида использования произведений закрепление за авторами рассматриваемого права представляется вполне своевременным.
- Конспект лекций По дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»
- Содержание.
- Аннотация.
- Лекция №1. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны. Понятие авторского права. Источники авторского права.
- Лекция №2. Объекты авторского права. Срок действия авторского права.
- Срок действия авторского права
- Лекция №3. Субъекты авторского права, Переход авторского права по наследству.
- Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов
- Авторские права юридических лиц
- Иностранные авторы
- Соавторство
- Наследники и иные правопреемники
- Лекция №4. Содержание субъективного авторского права.
- Право авторства
- Право на авторское имя
- Право на защиту репутации автора
- Право на обнародование произведения и на его отзыв
- Право на опубликование
- Лекция №5. Имущественные права авторов и их ограничение.
- Право на воспроизведение и право доступа
- Право на публичный показ и право на публичное исполнение
- Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю
- Право на перевод и право на переработку произведения
- Иные права авторов
- Лекция №6. Защита права собственности и смежных прав. Правовая охрана эвм.
- Правовая охрана эвм.
- Лекция №7. Объекты патентного права.
- Лекция №8. Понятие и признаки полезной модели, промышленного образца.
- Новизна
- Промышленная применимость
- Понятие и признаки промышленного образца
- Новизна
- Оригинальность
- Промышленная применимость
- Лекция №9. Права патентообладателя.
- Лекция №10. Оформление патентных прав.
- Лекция №11. Защита прав изобретателей и патентообладателей.
- Лекция №12. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара.
- Лекция №13. Правовая охрана фирменных наименований.
- Так, иск о признании права на коммерческую тайну может быть использован тогда, когда список используемой литературы.