logo
Конспект лекций Э

Право на защиту репутации автора

Как создатель произведения, автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творче­ского результата. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его произве­дение было обнародовано, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для пред­ставления обществу. В сохранении творческой индивидуальности ав­тора, нашедшей отражение в созданном им произведении, заинтересо­вано и общество в целом. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведе­ния, включая его название, от всякого искажения или иного посяга­тельства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”).

В ранее действовавшем законодательстве подобное право именова­лось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название — “право на защиту репутации авторам — на первый взгляд, звучит несколько непривычно, однако более точно отражает сущность рас­сматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, а также законодательством многих западноевропейских стран.

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публич­ном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как видим, с одной стороны, право на защиту репутации автора охватывает собой запре­щение вносить в произведение любые изменения. В частности, нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, изменять или заме­нять его отдельные главы, нарушать целостность произведения и т.п., хотя бы, по мнению пользователя, такие изменения и улучшали произве­дение. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произ­ведения, хотя в самом законе упоминается лишь его название. Без согла­сия автора нельзя изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т.п. С другой стороны, право на неприкосновенность означает, что с автором должны согласовываться любые дополнения созданного им произведения. В ГК РСФСР 1964 г. прямо указывалось, что воспрещается без согласия автора снабжать про­изведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесло­виями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями (ст. 480). Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” таких конкретных указаний не содержит, однако не оставляет сомнений в том, что подобные действия могут совершаться только с согласия автора. Например, требу­ется обязательное согласие автора на опубликование в печати его статьи или заметки с так называемым редакционным комментарием.