17.Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Государственное регулирование аудиторской деятельности (ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности") 1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган. 2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются: 1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; 5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции. 3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.
Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (п. 2). Речь идет об издании нормативных правовых актов, прежде всего тех, которыми осуществляется регулирование аудиторской деятельности. Среди таких актов прямо названы ФСАД, а также правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. Разработка и утверждение ФСАД регламентированы комментируемым Законом, как представляется, на достаточном уровне (см. комментарий к ст. 7 Закона), чего нельзя сказать в отношении правил независимости аудиторов и аудиторских организаций. Как говорилось в комментарии к ст. 8 Закона, о требованиях к такому нормативному правовому акту в комментируемом Законе ничего не говорится. Законом 2001 г. об аудите издание такого нормативного правового акта не предусматривалось.
В пункте 2 ч. 2 комментируемой статьи указано также на издание иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных комментируемым Законом. Непосредственно данным Законом предусмотрено издание уполномоченным федеральным органом нормативных правовых актов по таким вопросам, как: порядок проведения квалификационного экзамена, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена (ч. 2 ст. 11); порядок создания ЕАК, проводящей квалификационный экзамен (ч. 4 ст. 11); порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма (ч. 7 ст. 11); положение о СпАД и положение о рабочем органе СпАД (ч. 17 ст. 16); порядок, сроки и форма сообщения в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов о дополнительных требованиях, предусмотренных СРО аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею КПЭА (п. 3 ч. 7 ст. 17); порядок, сроки и форма представления в уполномоченный федеральный орган СРО аудиторов отчета об исполнении СРО аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность (п. 4 ч. 7 ст. 17); порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений (ч. 3 ст. 19); порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов (ч. 6 ст. 22).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 комментируемого Закона СпАД рассматривает проекты ФСАД и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом. О понятии нормативных правовых актов и о порядке их издания Минфином России см. комментарий к ст. 2 Закона.
Ведение госреестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 3). Ведение госреестра СРО аудиторов регламентировано в ст. 21 комментируемого Закона, в ч. 1 которой и установлено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Ведению контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций посвящена ст. 19 данного Закона, в ч. 2 которой предусмотрено, что ведение указанного реестра осуществляется уполномоченным федеральным органом. Следует отметить, что в п. 2 ст. 18 Закона 2001 г. об аудите говорилось о том, что в функции уполномоченного федерального органа входит ведение госреестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, АПАО и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам (см. комментарий к ст. 19 и 21 Закона).
- Предмет и система финансового права Российской Федерации.
- Основные институты финансовой системы рф и их правовое регулирование.
- Система источников финансового права Российской Федерации.
- Понятие и виды финансово-правовых норм.
- Конституционно-правовое регулирование финансовых правоотношений.
- Конституция Российской Федерации как источник финансового права.
- Гражданский кодекс как источник финансового права.
- Уголовный кодекс как источник финансового права.
- Кодекс об административных правонарушениях как источник финансового права.
- Организационная структура, компетенция и деятельность Счетной палаты.
- Государственный финансовый контроль исполнительной власти.
- Правовой статус и компетенция Министерства финансов Российской Федерации.
- Компетенции и функции казначейских органов, действующих в составе Министерства финансов.
- Правовое регулирование противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации.
- Структура, содержание и значение Федерального закона «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- 16. Правовое положение и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу Министерства финансов Российской Федерации.
- 17.Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 18.Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве.
- 19.Обеспечение независимости аудиторской деятельности в российском законодательстве.
- 20.Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- 21.Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- 22.Принципы бюджетного устройства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 23.Бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 25. Закрепленные доходы и регулирующие доходы в бюджетном праве.
- 26.Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 27.Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона о Федеральном бюджете в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- Глава 22 Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- 28.Правовое регулирование государственных расходов в Российской Федерации.
- Глава VII правовое регулирование государственных расходов
- 29.Понятия «государственный кредит» и «государственный долг».
- 30.Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 2. Понятие государственного долга и системы управления государственным долгом
- 3. Текущая ситуация в области управления государственным долгом России
- 30Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 32Исчисление предельного объема заимствований Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- 39Правовое регулирование «секретных» статей бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 41Структура, содержание и значение Общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
- §2. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе
- 42Структура, содержание и значение Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации.
- 43Понятие «налог» в российском финансовом праве.
- Порядок исчисления налогов в соответствии с российским законодательством.
- Права и обязанности граждан, связанные с налогообложением, в соответствии с российским законодательством.
- 1.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Понятие налогового преступления.
- Понятие налогового правонарушения.
- Банковская система Российской Федерации. Роль и значение Центрального банка как органа государственного управления.
- Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.
- Законодательство о взаимоотношениях Банка России и органов государственной власти.
- (Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-фз (ред. От 19.10.2011, с изм. От 21.11.2011) "о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")
- Глава IV. Взаимоотношения банка россии с органами
- Государственной власти и органами местного самоуправления
- Функции правового регулирования и надзора Банка России. Инструменты реализации его прерогатив, закрепленные в законодательстве. -
- Правовое регулирование банковской тайны в российском законодательстве.
- Структура, содержание и значение Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации.
- Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета в Российской Федерации.