1.2. Права и обязанности налогоплательщиков
Платя налоги, граждане вступают с государством в налоговые правоотношения, которые отличаются от других имущественных (например, гражданских) отношений тем, что в них присутствует неравенство сторон, т.е. подчинение одной стороны (налогоплательщика) другой (государству). В налоговых правоотношениях государство всегда выступает в лице своих органов, наделенных властными полномочиями.
Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков:
установление налогов и сборов только законом;
запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).
НК РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:
обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:
постановка на учет в налоговых органах;
предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.
В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на:
общие для всех категорий налогоплательщиков;
специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).
Установленный НК РФ перечень обязанностей не является исчерпывающим, налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные законодательством.
Закон устанавливает следующие права налогоплательщиков:
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
Примечание. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, сведений предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Предмет и система финансового права Российской Федерации.
- Основные институты финансовой системы рф и их правовое регулирование.
- Система источников финансового права Российской Федерации.
- Понятие и виды финансово-правовых норм.
- Конституционно-правовое регулирование финансовых правоотношений.
- Конституция Российской Федерации как источник финансового права.
- Гражданский кодекс как источник финансового права.
- Уголовный кодекс как источник финансового права.
- Кодекс об административных правонарушениях как источник финансового права.
- Организационная структура, компетенция и деятельность Счетной палаты.
- Государственный финансовый контроль исполнительной власти.
- Правовой статус и компетенция Министерства финансов Российской Федерации.
- Компетенции и функции казначейских органов, действующих в составе Министерства финансов.
- Правовое регулирование противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации.
- Структура, содержание и значение Федерального закона «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- 16. Правовое положение и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу Министерства финансов Российской Федерации.
- 17.Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 18.Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве.
- 19.Обеспечение независимости аудиторской деятельности в российском законодательстве.
- 20.Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- 21.Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- 22.Принципы бюджетного устройства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 23.Бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 25. Закрепленные доходы и регулирующие доходы в бюджетном праве.
- 26.Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 27.Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона о Федеральном бюджете в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- Глава 22 Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- 28.Правовое регулирование государственных расходов в Российской Федерации.
- Глава VII правовое регулирование государственных расходов
- 29.Понятия «государственный кредит» и «государственный долг».
- 30.Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 2. Понятие государственного долга и системы управления государственным долгом
- 3. Текущая ситуация в области управления государственным долгом России
- 30Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 32Исчисление предельного объема заимствований Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- 39Правовое регулирование «секретных» статей бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 41Структура, содержание и значение Общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
- §2. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе
- 42Структура, содержание и значение Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации.
- 43Понятие «налог» в российском финансовом праве.
- Порядок исчисления налогов в соответствии с российским законодательством.
- Права и обязанности граждан, связанные с налогообложением, в соответствии с российским законодательством.
- 1.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Понятие налогового преступления.
- Понятие налогового правонарушения.
- Банковская система Российской Федерации. Роль и значение Центрального банка как органа государственного управления.
- Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.
- Законодательство о взаимоотношениях Банка России и органов государственной власти.
- (Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-фз (ред. От 19.10.2011, с изм. От 21.11.2011) "о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")
- Глава IV. Взаимоотношения банка россии с органами
- Государственной власти и органами местного самоуправления
- Функции правового регулирования и надзора Банка России. Инструменты реализации его прерогатив, закрепленные в законодательстве. -
- Правовое регулирование банковской тайны в российском законодательстве.
- Структура, содержание и значение Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации.
- Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета в Российской Федерации.