Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
Из книги: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
Структуры по связям с общественностью, работающие в органах государственной власти, естественно, являются составным элементом этого органа и государственного аппарата (госслужбы в целом). Соответственно тип государства, способ его организации, место в общественной структуре задают тональность и определяют общую стратегию взаимоотношений отдельных институтов государства (госслужбы в том числе) с гражданами и их объединениями.
В свою очередь структуры по связям с общественностью органов государственной власти и управления руководствуются этой общей стратегией, проводя ее более или менее полно, более или менее удачно и «перекладывая» на язык конкретных РR-акций. Таким образом, эта стратегия становится содержательной и организационной основой формирования того или иного типа связей с общественностью, о которых шла речь выше. При этом структуры по связям с общественностью конечно же должны учитывать состояние гражданского общества, отдельных его сегментов, будь то граждане или их объединения, институты гражданского общества, которые выступают как общественные партнеры РR-служб.
Тип и характер взаимоотношении общества и государства на протяжении человеческой истории неоднократно изменялись. Был период, когда человеческое общество развивалось вне рамок государства (традиционное общество, первобытно-общинный строй). Появление государства было связано прежде всего с усложнением социальной структуры и взаимодействий традиционного общества, ростом его численности, территориальным расселением и формированием внутри общества групп людей с резко различающимися интересами.
В новых условиях жизнедеятельности потребовалось создание специальных институтов для выполнения в обществе управленческих функций и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода «арбитра», «координатора» и «регулировщика» в одном лице, который бы олицетворял общую волю и определял общее благо.
Выросшее из недр общества государство (публичная власть) на определенном этапе отделилось от общества, создало сеть специальных институтов и учреждений и соответственно слой профессионалов-управленцев, который монополизировал право на определение обязательных правил поведения, легальное применение насилия, определил, что есть общая воля и общее благо. Разрабатывая основные «правила игры» и следя за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на процессы, происходящие в обществе, государство стало важнейшим арбитром и координатором во взаимоотношениях отдельных групп, а близость к арбитру-координатору во многом определило статус и роль групп в обществе, их возможность для удовлетворения своих потребностей и интересов. Все важнейшие управленческие функции, все ресурсы власти в этот период находятся в рамках государства, а само государство занимает доминирующее положение по отношению к обществу.
По мере развития общества, накопления в нем материальных благ, снижения остроты противоборства между отдельными группами за обладание этими благами, самообучения и овладения обществом цивилизованными формами решения конфликтных ситуаций, овладения принципами и механизмами самоорганизации и самонастройки, создания соответствующих институтов (партий, средств массовой информации, других институтов гражданского общества), а также соответствующих процедур и механизмов (прежде всего выборов в органы власти) ситуация резко изменилась.
Во всем западном мире в конце XIX - начале XX в. государство утратило существовавшее ранее положение едва ли не единственного инструмента политики и носителя властных полномочий. Оно оказалось опутанным сложной системой институтов и отношений, которые соединили его с гражданским обществом и обеспечивают демократический характер публичной власти. По выражению известного классика политической науки Т.Парсонса, произошло рассредоточение ресурсов власти и сформировался еще один полюс власти в лице структур и организации гражданского общества, возникла проблема взаимоотношения между двумя полюсами носителей власти. Среди множества проблем, возникающих в этой связи, обратим внимание на те из них, которые связаны с возможностями воздействия граждан и их объединений, структур гражданского общества на структуры и институты государства.
Рассредоточение власти и изменения в этой связи отношений между государством и обществом начинаются с утверждения принципа распределения властей. Одно дело, когда государственная власть выступает как единое целое, в предельном случае персонифицированное одной личностью («Государство - это я», - как заявил в свое время французский король Людовик XIV. То же самое могли сказать и диктаторы ушедшей в недавнее прошлое эпохи) и другое дело - когда государственная власть разделена на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), каждая из которых достаточно самостоятельна и служит, когда это необходимо, противовесом другой. По отношению к каждой из ветвей власти общество выстраивает свою линию поведения и имеет свои механизмы воздействия на нее.
Принцип разделения ветвей государственной власти нигде и никогда не реализовывался полностью. Более того, к числу наиболее значимых общемировых тенденций развития института современного государства относится блокировка ветвей власти, что признавалось недавно совершенно не допустимым, нарушающим основные принципы и устои демократического государства. Причем блокировка ветвей власти повсеместно идет полиции возвышения исполнительной ветви власти. Одновременно отмечается растущая независимость аппарата власти от «верхов», политического контроля, что превращает его в самостоятельного и значимого игрока поэтического поля, способного навязывать свою волю и «правила игры» другим участникам политического процесса.
Вышесказанное не ставит под сомнение как сам принцип разделения властей, так и его значимость для утверждения равноправных отношений между государством и обществом, а, следовательно, и становления прогрессивного, современного типа связей с общественностью - двусторонней, сбалансированной связи. Наши оговорки свидетельствуют скорее о недостаточности реализации этого принципа для решения занимающих автора проблем.
Решающим фактором становления нового типа отношений между обществом и государством является, несомненно, изменение природы государства, превращение его в правовое государство, в котором закон, Конституция ограничивают всевластие государства, задают строго определенные рамки его компетенции, ставят государственные структуры на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности, но гарантирует их защиту. Вне рамок правового государства становятся бессмысленными все рассуждения о правах и наличии властных полномочий у гражданского общества. Основой правового государства является абсолютное верховенство закона, Конституции прежде всего, по отношению ко всем структурам власти - снизу доверху. Это прямая противоположность российской исторической традиции, выраженной словами известного литературного героя - административного чиновника: «Закон - мое желание, кулак - моя полиция...» Но верховенство закона, Конституции с той же неумолимой логикой должно распространяться и на рядовых граждан.
Что для этого необходимо?
Конституция, законы могут выполняться и стать реальной силой, определяющей в равной мере поведение людей и деятельность институтов власти, только в том случае, если в их основе лежит национальное согласие об основных ценностях и путях развития страны. Приведем на этот счет несколько выдержек из статьи В.Б.Пастухова «Россия-2000: цивилизационный выбор и конституционный шанс»:
Национальное согласие - фундамент конституционной системы, благодаря которому становится возможной рационализация общественной жизни. Конституция является реальной лишь постольку, поскольку основная часть населения выражает поддержку главным принципам государственного устройства и разделяет ценности, задающие рамки развития правовой системы.
Политически конституция значительно шире своего юридического содержания. Она оформляет общественное согласие вокруг ценностей, принципов и механизмов, которые таким образом превращаются в допустимые в данном обществе на определенном этапе правила игры. Конституция (как документ) может существовать в государстве и без общественного согласия, но конституционализм (как политическое явление) ни в коем случае. В России же никогда не было и нет до сих пор конституции в политическом смысле.
Конституция (в России) в чистом виде продукт политической власти, ее атрибут... вне власти не имеет никакого самостоятельно значения...
Это всего лишь жесткий юридический каркас, который не смягчает удары и не гасит противоречия. Источник ее устойчивости - не в обществе, а в государстве... (5).
Есть и другая сторона у этой проблемы - отношение власти, политической элиты к закону и Конституции. «Первая обязанность государства, - как отмечает С.П. Перегудов, - состоит в поддержании силы закона и если оно пытается увиливать от этой обязанности, колеблется и петляет, когда надо выполнять ее, то и те, кем оно управляет, делают в точности то же самое, и тогда ничто уже не является прочным, ни дом. ни свобода, ни сама жизнь» (6, 55).
К сожалению, российские власти и российская политическая элита сами весьма вольно относятся к законодательству, фактически исповедуя принцип политической целесообразности. Культура власти отечественной элиты, как совершенно правильно, на наш взгляд, отмечает А.И.Соловьев, исторически ориентирована на постоянное и приоритетное использование именно политических регуляторов властных отношений, независимо от их легализованности и саморегулированности законом (9).
Вторая характеристика государства, самым прямым и непосредственным образом определяющая его связи с общественностью, - это уровень демократичности. Выше уже отмечалось, что даже авторитарные и тоталитарные режимы нуждаются в легитимности, а потому занимаются налаживанием связей с общественностью. Другое дело, какого типа эти связи. Только подлинно демократические режимы нуждаются в равноправном диалоге со своими гражданами, т.е. в двустороннем сбалансированном типе связей с общественностью.
Можно ли отнести российскую демократию к зрелым?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности и его никто не оспаривает - ни специалисты, ни политики: России еще далеко до образцов демократии. Характеризуя уровень демократичности политического режима России, специалисты называют его «транзитным» (имея в виду неопределенность конечного результата демократического развития), «неконсолидированной демократией», в лучшем случае, считают они, это демократия, характерная для многосоставных обществ.
Точность характеристик относительна, как и понятие демократии вообще. Не случайно Дж. Сартори дал такое определение демократии: «Высокопарное название того, чего нет». Тем не менее, благодаря работам последних лет, в особенности фундаментальному труду А.Лейпхарта «Демократия в многосоставных обществах», многие фундаментальные позиции, касающиеся этой проблемы, прояснились достаточно отчетливо. Перечислим их.
1. Существуют не одна, а несколько моделей демократии. Демократия совместима с различающимися культурными стандартами и традициями, но не с любыми из них.
2. Набор экономических и социальных условий, необходимых для успешного функционирования демократии (наличие среднего класса, определенный уровень материального достатка и т.д.), не является жестким.
3. Выбор в пользу демократии носит ценностный характер и не может быть аргументирован рационально.
4. В настоящее время, как отмечает А.Лейпхарт, главным врагом демократии становится уже не монархия и олигархия, а формальность и нестабильность самой демократии (4).
Последняя характеристика является, на наш взгляд, наиболее операциональной и позволяет дать достаточно адекватную характеристику уровня демократичности России. Итак, формальность демократии состоит в том, что создания демократических институтов и процедур (выборы, СМИ, неподконтрольные государству, наличие нескольких партий, соперничающих в борьбе за власть) еще недостаточно для утверждения подлинной и прочной демократии. Нужно наполнить соответствующим содержанием деятельность этих институтов. Речь идет, прежде всего, об изменении политической культуры и политической практики формирования «неписаных правил игры», устоев демократии, которые соблюдаются добровольно и неуклонно всеми политическими акторами, реализуются в деятельности властных структур, политических элит, граждан.
Нестабильность демократии связана прежде всего с излишней политизированностью общества, отсутствием доверия к властям, низкой политической компетенцией граждан.
Фиксируя эти очень важные посылки и оценки состояния дел для реального формирования правового и демократического государства, нельзя забывать, что общественный строй в России еще не обрел окончательных очертаний, он находится в процессе становления, в переходном состоянии.
Переходный период в одинаковой мере касается как государства и его структур (госслужбы в том числе), так и гражданского общества, что проявляется в следующем:
компоненты государства и Конституция не являют собой целостной, взаимосогласованной, сбалансированной структуры, отсюда во многом исходит его слабость и неспособность выполнять некоторые свои основные функции (например, обеспечение безопасности граждан);
общественные процессы излишне политизированы;
расплывчата социальная структура общества, неартикулированы интересы основных групп;
слабая легитимность политических институтов и проводимой верхами политики;
налицо коррупционность госаппарата и его тесная связь с политическими интересами олигархических групп, особенно финансового сектора, торговли и энергетики;
слабость институтов гражданского общества;
многовариантность выбора путей развития, в том числе наличие возможности невозможности развития по демократическому пути.
Не случайно первые шаги В. В. Пунша направлены на укрепление государства.
К этому можно добавить очень важное с позиций данной работы высказывание А.П. Салмина, утверждающего, что «нынешнему российскому государству никак не удается зримо выразить свою суть, т.е. создать такую систему достаточно простых, легко усваиваемых и передаваемых по наследству убеждений, образов, табу и т.д.. которая не менее, если не более, важна для самосохранения общества, чем государственные институты в узком значении слова» (и которая была бы совместима с демократией) (7, 61).
Слабость, недостаточная эффективность, «недостроенность» Российского государства и несогласованность целей общественного развития (реформирования) и средств их достижения между государством и основными группами гражданского общества, тот факт, что они не стали предметом «общественного договора», в решающей степени определяют характер отношения между государством и обществом и России, возможности взаимодействия и взаимного влияния этих двух сторон. Описанные в научной литературе модели взаимоотношения государства и гражданского общества можно охарактеризовать по трем основным параметрам:
а) антагонистические - конкурентные;
б) преимущественно политизированные - преимущественно неполитизированные:
в) патронажные - партнерские (основанные на самостоятельности, свободе выбора, самоконтроле гражданского общества и взаимном контроле).
Для того чтобы аргументировано ответить на вопрос, что из названного имеет место в нынешней России, необходимо охарактеризовать не только Российское государство, но и гражданское общество. Гражданское же общество можно охарактеризовать прежде всего по трем параметрам:
уровень и возможности консолидации, выражения единого «проекта обустройства России»;
степень самостоятельности общества;
развитость структур и институтов, выражающих и защищающих интересы граждан.
Исследования последних лет (И.Клямкин, 1997: А.Ядов. 1998) свидетельствуют о том, что система ценностей и ментальности россиян за годы реформ существенно изменилась. Они стали более прагматичными, больше ориентируются на свои экономические интересы, ближайшее окружение, семью. Эта, хотя и навязанная, вынужденная ориентация стала тем не менее для многих реальным ориентиром для выбора вектора поведения в обществе. Казалось бы, подобные изменения могли едва ли не автоматически резко ослабить противостояние в обществе, способствовать его консолидации. Однако ситуация оказалась намного сложнее. В России экономика, к сожалению, не отдалилась в должной мере не только от политики, но и от духовной сферы. Разделение России на две части, в каждой из которых свои «правила игры», своя мораль и свои ценности, как отмечает академик РАН Т.И. Заславская, - свершившийся факт (3). Первую часть составляет правящая элита и верхний (субтильный)слой, вторую -средний протослой, базовый слой и нижний слой. Верхний слой, который должен служить локомотивом реформ, прогресса и процветания страны, на самом деле таковым не является и всего лишь живет за счет второго слоя, вытягивая из него последние соки (что, собственно, наглядно продемонстрировал кризис 17 августа 1998 г.). Этот верхний слой не расширяется, численно не растет, являясь особым закрытым миром.
Еще сложнее дело обстоит с ценностями национальной идентификации, проектом будущего устройства российского общества. Исследования этой проблемы автором в 1992 - начале 1993 г. дали малоутешительные результаты. Было проведено два репрезентативных общефедеральных опроса, в каждом из которых приняли участие по 1200 человек. Основной вывод: формирование консенсуса вокруг основных ценностей представляется пока маловероятным.
Было выделено несколько групп различной ориентировки. Их численность в России была примерно такова: около 20% стояло за возврат к старым, социалистическим порядкам 60-80-х гг.: 10 - 12% за построение новой, более гуманной модели социализма; 15-17% за построение общества по образцу Запада, прежде всего США, каждый четвертый-пятый - за социал-демократический путь развития, который объединил бы лучшие черты капитализма и социализма: каждый четвертый считал, что Россия должна иметь свой, самостоятельный путь развития.
Естественно, такой расклад сил не мог способствовать консолидации общества и является потенциально конфликтным. Более того, каждая сторона не только не готова принять во внимание точку зрения другой, но и рассматривает противоположную сторону как потенциального врага. Так, более трети опрошенного населения было согласно с мнением, что «демократы продадут Россию Западу» и 29% с мнением, что «коммунисты хотят лишить народ свободы».
Наши исследования, начиная с 1997 г. (равно как и других авторов), показывали наличие в массовом сознании заметных сдвигов в сторону консолидации. Намечающийся консенсус большинства коснулся таких позиций, как роль частной собственности, регулирующая роль государства в экономике и социальной сфере, значимость демократических институтов (в частности, выборов) и гражданских свобод, некоторые другие. «Проект будущего России» в массовом сознании представляет собой комбинацию элементов НЭПа и «государственного капитализма», «капитализма с человеческим лицом и российской спецификой». Адресовать массовому сознанию вопрос насколько будет жизнеспособна такая система бессмысленно. Ответ на него должны искать специалисты. Мы обратим внимание на другое: во-первых, не учитывать складывающийся настрой, общественные ориентации власть предержащие больше не имеют права и не в силах. Во-вторых, главная специфика российского проекта национальной идентификации с позиций ценностных ориентации состоит в том, что на переднем плане у российских граждан стоят интересы общности, выразителем которой должно выступать государство, а не личности как таковой. При том, что личность имеет право отстаивать свои интересы, ей должны быть гарантированы личная безопасность и равные стартовые возможности развития (что не то же самое, что «уравниловка»), т.е. равное положение в правовом пространстве. Принцип равенства всех перед законом, как показывает исследование, неизменно занимает приоритетное место в списке ценностей, которые должны воплотиться в проекте будущего устройства России.
Теперь непосредственно о взаимодействии граждан и государства исходя из того, что в демократической системе управления гражданское общество дополняет и корректирует государство, является его легитимным партнером при определении приоритетов общественных проблем и распределении общественных ресурсов. По данным исследований различных авторов в сознании почти половины наших сограждан уживаются две модели поведения по отношению к государству: патерналистская, унаследованная от прошлого, сохраняющаяся при этом в сфере «должного», и индивидуалистическая, выступающая для большинства как навязанная обстоятельствами жизни, но все-таки принятая. Самостоятельность, имеющаяся у половины граждан страны, не привела к формированию индивидуализма, сочетающего личный интерес с ответственностью, а главное, способностью к объединению с себе подобными для организованной защиты своих и общих интересов.
Российская социокультурная модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, выразителем которых выступает государство, но в мягкой форме, с нравом личности «быть услышанной» и отстаивать свои интересы.
Дозрев до требования «быть услышанным», большинство российских граждан еще не готово к тому, чтобы сделать следующий шаг, включиться в работу органов власти, взять па себя груз социальной ответственности. По данным исследования Горбачев-фонда за декабрь 1998 г., готовность участвовать в решении общих дел выразило 6,2% респондентов, а нести ответственность за то, что происходит в стране и обществе – 9,7%. Исследования ученых кафедры политологии и политического управления РАГС в 1998-1999 гг. также свидетельствуют, что проблема демократизации государства, государственной службы упирается не только в чье-либо нежелание, но и в неготовность граждан включиться в процесс управления и принятия решений органами власти, в контроль за их исполнением (как лично, так и через соответствующие структуры и в рамках соответствующих процедур). Как отмечают многие исследователи, нередко это обусловлено разочарованием россиян в институтах государства и общества, делегитимацией и прогрессирующим отчуждением граждан от всех соответствующих институтов. На одну из сторон отчуждения и делегитимации, представляющую для нас особый интерес, обращают внимание специалисты Российского независимого института социальных и национальных проблем: надежды на то, что российское государство возьмет на себя смыслополагающую функцию, не оправдались. Между тем государство без определенного образа будущего и выработки общественно одобряемой модели поведения сегодня для россиян не является государством в полном смысле этого слова. Отсюда прогрессирующее отчуждение не только от государства как такового, но и от практически всех без исключения государственных и общественных институтов (2).
События осени 1999 г., связанные с коррупцией, скандалами вокруг зарубежных счетов видных политиков и чиновников государственного аппарата, углубили эту тенденцию. Тем более что в это же время наблюдался дальнейший рост цен и снижался жизненный уровень большинства российских граждан, усугублялось состояние страха, отчаяния, подавленности и озлобленности. Комментируя это состояние массового сознания, генеральный директор упомянутого выше института М.Горшков делает, на наш взгляд, справедливый вывод: «Еще несколько провалов общенациональною масштаба и будут все основания говорить об изменении общественной психологии на уровне глубинной психологии. И тогда уже никакая власть долго не сможет привести состояние людей в равновесное положение» (1).
Ухудшения положения дел в стране, к счастью, не произошло. Однако далеко идущие последствия делегитимации и отчуждения граждан от институтов государства подрывают сами основы гражданского общества и гражданственности, поскольку в отчужденной среде, вне контактов с органами государственной власти, вне сопричастности и взаимодействия с государством в конечном счете в России нельзя решить ни один серьезный вопрос, ибо государство было, есть и по крайней мере в ближайшей перспективе останется организатором и центром политической жизни.
Одна из наиболее важных причин отчуждения граждан от институтов государства, представляющая для нас особый интерес, - это низкая эффективность предусмотренных законом возможностей и способов воздействия граждан на власть - как непосредственно, так и через соответствующие структуры гражданского общества.
Во-первых, растет число лиц, убежденных в том, что эффективных способов влияния на власть в России не существует вообще. Так, в конце 1998 г., по данным Института социологии РАН и центра Социоэкспресс, больше половины граждан России не видели никаких способов и возможностей воздействия на власть (8). Для них российская власть существует сама по себе и сама для себя.
Во-вторых, резко снижается число лиц, ориентирующихся на институциональные формы воздействия на власть, и значительно растет число лиц, ориентирующихся на силовые методы воздействия. Так, число лиц, считающих, что от власти можно чего-то добиться путем участия в выборах и референдумах, с 1995 по 1998 г., по различным данным, сократилось в два раза, а число лиц, ориентирующихся на забастовки, за это время возросло более чем в 2.
Не велико и число граждан, напрямую обращающихся в органы власти - меньше 2%. Попутно отметим, что наш анализ этих обращений, в частности, писем в Администрацию Президента и Государственную Думу, показал, что в основном они затрагивают лично-бытовые вопросы.
В-третьих, обращает на себя внимание снижение в 2-3 раза позитивной оценки эффективности участия в деятельности партий, других общественных организаций как способа воздействия на власть. В совокупности эти данные, равно и как целый ряд других наблюдений и статистики участия граждан в общественной жизни, свидетельствуют о размывании гражданской идентичности россиян, тенденции превращения народа в «население, живущее на данной территории». Если подобного рода тенденции сохранятся, то в будущем, причем недалеком, обсуждать проблему о цивилизованных формах диалога между обществом и государством, об участии граждан в процессах реформирования страны станет совершенно бессмысленным. К счастью, стали обнаруживаться и некоторые новые тенденции, носящие, безусловно, позитивный, с интересующего нас точки зрения, характер. Так, упомянутое выше обширное исследование Института социологии РАН и центра Социоэкспресс, проведенные в декабре 1998 г., показали, что, во-первых, население страны стало более четко представлять, в чем состоят его основные интересы, что оно может принять в существующей российской действительности и что для него заведомо неприемлемо. Например, тезис «найдется немного людей, понимающих, в чем состоят их истинные интересы» поддержали (полностью или в основном) 40,3%. Остальные его не разделяют. Более ясное осознание своих основных интересов создало предпосылки для консолидации общества, укрепления чувства общности с определенными слоями и группами населения (например, с теми, кто живет в одном поселении, чувство общности - «мы» - постоянно испытывают 57,2%, с людьми своей национальности - 56,5, с людьми той же профессии, рода занятий - 58.1% и т.д.)
Обозначившийся в 1998 г. процесс первичной консолидации российских граждан нашел определенное отражение как в изменении сознания россиян, так и в некоторой активизации их участия в делах общества, большей частью на уровне местного самоуправления. В этом отношении лозунг «Никто не поможет России, если мы не поможем себе сами» оказался своевременным. 60,9% граждан России, в соответствии с названным выше исследованием Института социологии РАН, считают одним из наиболее важных направлений развития российского общества развитие демократии, вбирающей в себя инициативу граждан. Приходит понимание важности стабильности институтов государства для России даже в среде ярых радикалов-либералов, свидетельством чего может служить статья П.Авена в одном из февральских за 1999 г. номеров газеты «Коммерсантъ».
Получат ли развитие обозначившиеся позитивные симптомы повышения гражданской активности россиян, во многом зависит от общей ситуации в стране, от зрелости институтов гражданского общества, консолидирующих и направляющих эту активность. Утверждая это, автор отдает себе отчет в том, что значимость институтов гражданского общества, их возможность воздействия на власть в первую очередь зависят от уровня той поддержки, которую оказывают им рядовые граждане.
Подведем итоги. Очевидная слабость институтов гражданского общества, равно как и слабость в России гражданского общества в целом, безусловно сильно ограничивает его возможности воздействия па структуры государственной власти. Но и обратное воздействие - государственной власти на граждан, общество - в силу не менее очевидной и пока еще сохраняющейся слабости российской государственности также сильно ограничено. Государственная власть и граждане, общество существуют лишь в периодически соприкасающихся плоскостях. Это явление, достаточно типичное для общества переходного периода, общества «неконсолидированной демократии». В таком состоянии невозможен равноправный, конструктивный диалог власти и граждан, солидарная ответственность и согласованность действий. Как следствие - возникают огромные трудности на пути установления современной модели связей с общественностью.
По бесконечно долго так продолжаться не может. Россия подошла к поворотному пункту, в котором консолидация становится императивом выживания и сохранения страны, народа, государства. Другое дело, по какому сценарию будет развиваться консолидация. Один из путей - максимальная концентрация и консолидация власти во главе с ее исполнительной ветвью, которая становится самодостаточной и самовоспроизводимой, практически независимой от общества. Относительно развернутая характеристика этого сценария предложена А.Головковым в статье «По дорогам благих намерений» с подзаголовком: «На рубеже 1999-2000 гг. высшая бюрократия определяет механизм сохранения сложившегося порядка в постельцинский период» (НГ-сценарий. 1999. №° 3). Если развитие событий последует по этому сценарию, дальнейшее обсуждение проблемы, обозначенной в заголовке статьи, становится ненужным. Проблема, что называется, «снимается с повестки дня», ибо общество фактически лишается возможности воздействия на структуры государственной власти, во всяком случае в цивилизованных, институциональных формах. Обновленный режим консолидированной власти, авторитарный по своей сути, может оказаться достаточно прочным и весьма долговечным. По крайней мере, на первых порах ему вполне может быть обеспечена лояльность и поддержка широких слоев общества, которое устало от псевдодемократических изысков. Естественно, это не снимет с повестки дня создание структур PR и условий для их деятельности. Другое дело, какие цели будут преследовать эти структуры и какими методами будут добиваться их реализации. Вполне очевидно, что они не будут ориентироваться на модель двусторонней симметричной связи.
Описанный сценарий не является ни единственным, ни безусловно приоритетным. Россия сохраняет шансы развития по демократическому пути. Сохраняются институты и процедуры демократии, в том числе важнейшие из них - выборы. Общество начинает постепенно овладевать навыками самоорганизации, о чем говорилось выше. Соответствующим образом уменьшается и его потребность в тотальном государственном регулировании.
Два центральных вопроса остаются открытыми: 1) консолидация самого общества вокруг основных ценностей и целей общественного развития: 2) соблюдение «правил игры» основными политическими акторами. Обсудим каждый из них.
Общество, раздираемое внутренними противоречиями, нежизнеспособно, нуждается во «внешней» силе и не может функционировать сколько-нибудь долго и успешно на демократических основах, с высокими возможностями самонастройки и саморегуляции. Это полностью относится к России. Чтобы противостоящие друг другу крупные общественные группы не пожирали друг друга в бесплодной борьбе, чтобы вся общественная жизнь не сводилась к перераспределению властных и иных ресурсов, России необходимо воссоздать сильное государство, которое будет стоять над интересами каждой из общественных групп, государство с огромными арбитражными, координирующими и регулирующими полномочиями. Возвышение в определенном отношении над общественными группами, над обществом будет отличать это сильное государство от сильного демократического государства.
Итак, возможности консолидации. Многие специалисты относятся к ним скептически. По их оценкам, наши основные общественные силы напоминают сегодня персонажей басни Крылова – рака, лебедя и щуку, каждый из которых тянет страну в свою сторону. Следует перестать спорить о ценностях и принципах, которыми нельзя поступится, и сосредоточить все свои усилия на целях, конкретных вопросах и задачах, которые волнуют абсолютное большинство россиян - подъем отечественного производства, своевременная выдача заработной платы, сохранение системы здравоохранения и т.д., и т.п. На этом пути власть и граждане вполне могут найти общий язык, а для организации равноправного и конструктивного диалога между ними потребуется квалифицированный посредник в лице структур PR, организующих свою работу па современных, цивилизованных демократических принципах - принципах двухсторонней симметричной модели.
- Хрестоматия
- Раздел 1. Связи с общественностью как компонент государственного и муниципального управления. 2
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии 53
- Раздел 3. Структура и направления работы служб связей с общественностью в органах государственного управления. 91
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
- Гос. Структура
- Место пр в органах государственной власти. (Чумиков а.Н., Бочаров м.П.)
- Правительство (Сэм блэк)
- Организационное построение правительственной службы пр
- Местные органы власти
- Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)
- Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных пр (Почепцов г.Г.)
- Правовые и этические основы деятельности pr-служб в органах власти и управления (Казанцев н.М.)
- Публично-правовой процесс
- Общественность
- Практика публичных отношений
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
- Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
- «Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
- Открытость и демократичность государственной службы как фактор эффективности связей с общественностью (Комаровский в.С.)
- Задачи и функции пресс-служб и пресс-центров государственных учреждений
- Взаимодействие пресс-служб со средствами массовой информации
- Структура и кадры пресс-служб
- Информация из пресс-службы
- Критерии эффективности работы пресс-служб