logo search
hrestomatiya

Общественность

Правовая природа общественности по сравнению с консти­туционным учредителем Российской Федерации - ее многонаци­ональным народом и высшей ценностью данной демократичес­кой государственности России человеком, ее гражданином, его правами и свободами вторична. Конституционное законодатель­ство использует понятие «взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями» (5). Реальность пуб­личных отношений власти с гражданами, обозначаемая данным и иными понятиями, исключительно тесно связана с реализацией основ конституционного строя России, в том числе высшей, согласно основам институционного строя, ценностью, каковой ус­тановлен человек, его права и свободы (ст.2 Конституции России). Общественность как институт возникает в процессе реали­зации индивидуального и субъективного права граждан на объеди­нение. Она вторична сравнительно с институтом гражданина и объективным правом граждан на объединение. Вместе с тем она, будучи результатом осуществления прав граждан на объединение - партией как политически-корпоративным правообъединением, союзом интересов, союзом профессии, а в начальных фор­мах профессиональным союзом как профессионально-корпоративным правообъедением, конфессией, конгрегацией как корпо­ративно-идеологическим или религиозным правообъединением, обладает первичностью в процессе социализации человека.

Конституцией Российской Федерации (1993 г.) общество как институт и явление вводится косвенно, через категорию обще­ственных объединений, которые, согласно ст. 13, «равны перед законом» (п.4), для которых предусматривается правовая возмож­ность иметь цели, совершать действия, осуществлять деятельность (п.5), которые могут создаваться и соответственно ликвидиро­ваться. Конституцией устанавливается запрет на «создание и де­ятельность общественных объединений, цели или действия кото­рых направлены на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13, п.5).

Статус религиозных объединений устанавливается другой -14-й статьей Конституции Российской Федерации, вне связи с общественными объединениями, и, следовательно, религиозные объединения не могут признаваться в качестве общественных объединений, они «отделены от государства и равны перед зако­ном» (ст. 14, п.2). Проведение институционного различия между общественными и религиозными объединениями можно видеть также в ст. 19, где государством гарантируется равенство нрав и свобод человека и гражданина независимо от отношении к религии и принадлежности к общественным объединениям.

Действующее законодательство регулирует вопросы инфор­мационной связи государства и общества в разрезе отдельных функций и институтов. Отдельно регулируются институт и поря­док опубликования сообщений государственных органов об их деятельности, их решениях, актах, функциях. Существенно, что для СМИ законом установлены обязанности опубликования как официальных актов государственных органов, так и их информации о своей деятельности. Согласно Закону Российской Феде­рации «О средствах массовой информации» от 27.12.91 № 2124-1 (ст.25), редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом Уставом редакции или заменяющим его договором, а также иные материалы, публика­ция которых в данных СМИ предусмотрена законодательством Российской Федерации. Федеральный закон «О порядке освеще­ния деятельности органов государственной власти в государствен­ных средствах массовой информации» от 13.01.95 № 7-ФЗ также устанавливает обязанность государственных СМИ публиковать сообщения, материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обратим внимание на то, что материалы, касающиеся стату­са государственных органов, и официальные документы, регули­рующие их полномочия, функции, действия, посредством кото­рых осуществляются функции и полномочия государственных органов в отношении государства и общества в самом общем, исходном, конституционно-правовом смысле, публикуются лишь в официальных периодических изданиях исключительно по слу­чаю издания такого акта, но в СМИ, посвященных сиюминут­ным вопросам жизни и деятельности граждан, собственно массо­вых изданиях не только не анализируются, но м повторно не публикуются. Это приводит к тому, что осведомленными в вопросах статуса, а также правоприменительной и правоисполнительной деятельности государственных органов оказываются лишь про­фессионально ориентированные, подготовленные граждане, но никак не массовый читатель. В результате легитимация как ос­новная задача исполнения функции публичных отношений и связей с общественностью государственных органов оказывается огра­ничена профессиональной аудиторией, которой и без того все ясно, и не охватывает тех массовых читателей и граждан, кото­рые составляют подавляющее большинство избирателей. Нали­чие института официального опубликования само по себе не по­рождает ни осведомленности массового читателя в институтах государственной власти страны, ни вовлеченности его в вопросы деятельности государства, в отношении которого он, как граж­данин, принимает свои электоральные решения и делает свой выбор.

Более того, существенно, что само понятие связей государ­ственных органов, а следовательно, и государства с гражданами подчиняется вопросам опубликования официальных актов в од­них и тех же малотиражных, сравнительно с численностью граж­дан России, изданиях. А обсуждение практики власти совершается в произвольном и усматриваемом журналистами порядке в других, существенно более массовых изданиях. Между официаль­ными и массовыми изданиями существует разрыв не только в содержании материалов о деятельности власти и ее статусе, но и в аудитории читателей. Ограниченность такого публикационизма усугубляется тем, что иные формы связей государства с гражданами не подвергаются рассмотрению в прессе и весьма редко обсуждаются. Более того, в этой части какое-либо правовое ре­гулирование пока что не получило места. Имеется в виду, что главное во взаимодействии государственных органов и об­щества - это, во-первых, взаимодействие государственных орга­нов и граждан по делам самих граждан, которые образуются в ходе обращений граждан в государственные органы. Это, во-вто­рых, действия государственных органов, которые порождают пра­вовые и, кроме того, экономические и социальные последствия для самих граждан в индивидуальной форме.

Конечно, в настоящее время имеют место пропаганда, моти­вация и разъяснение решений государственных органов, которые осуществляются в разной форме и разными способами с различными журналистскими оценками. Однако редко проводится сис­тематический анализ самими гражданами, особенно теми, на жизни которых сказалось то или иное решение государственного органа. В СМИ получают место только мнения журналистов, что само по себе нормально, однако журналист - это не единствен­ная профессия российских граждан. Напротив, это всего лишь одна из многих профессий.

Подчеркнем, что в силу непосредственного действия норм Конституции Российской Федерации, составляющих основы конституционного строя России (гл.1), основы правового статуса личности в Российской Федерации (гл.2) и являющихся не­посредственно действующими (ст. 16 и 18), рассматриваемая гарантия равенства перед законом объединений граждан имеет фундаментальный смысл для правового регулирования и осуществ­ления публичных отношений государства, в том числе связей с общественностью его органов. Понятно, что связи любого государственного органа с гражданами должны быть адресованы и осуществляться равнодоступным для граждан образом. Здесь не может быть каких-либо привилегий или особых индивидуаль­ных отношений.

Другое дело - связи государственного органа с общественно­стью. Возникает вопрос: кто является той общественностью, с которой должен работать конкретный государственный орган, имеющий определенную компетенцию, функциональные и отрас­левые полномочия и задачи? Вряд ли обоснованно требовать от государственного органа поддержания связей со всеми обществен­ными движениями и объединениями. Напротив, естественно ожи­дать, что каждое ведомство будет взаимодействовать с теми дви­жениями, цели которых каким-либо образом связаны с компе­тенцией, функциями, полномочиями данного ведомства.

Конечно, есть универсальные движения. Это, как правило, политические движения, партии. Но они, во-первых, не исчерпы­вают собой всех общественных институтов. Во-вторых, ориенти­рованные на борьбу за власть, делающие это весьма гибко и конъ­юнктурно, они стремятся использовать государственную поли­тику и административную практику каждого ведомства в своих интересах и не пренебрегают действовать против проявления позитивных результатов текущего государственного управления. Поэтому они не могут составить прочную позитивную опору для взаимодействия государственного органа с внеполитико-корпорированными гражданами. Такую опору могут составить те об­щественные объединения, которые сложились вокруг соответству­ющих компетенции конкретного ведомства целей и интересов. Такого рода общественные объединения называют в зарубежных странах союзами интересов, среди которых основными являются предпринимательские союзы и союзы профессий (не смешивать с профсоюзами). Легко можно видеть, какие интересные формы отношений могут возникать между государственным органом и соответствующими союзами интересов министерством финан­сов и ассоциациями аудиторов, бухгалтеров, Министерством здравоохранения и ассоциациями врачей. Очевидны формы общественно-государственных связей ассоциаций учителей, инже­неров, менеджеров, энергетиков, металлургов. Роль обществен­ных ассоциаций, соучаствующих с государственными органами в управлении, трудно переоценить. Скажем, в Великобритании именно национальная ассоциация бухгалтеров разрабатывает примерно каждые 57 лет изменения в законодательстве о фи­нансовой отчетности и бухгалтерском учете. Законоустановлено, что в любой, публичной или частной, организации с правами юридического лица бухгалтерские функции с правом ответственной подписи может выполнять исключительно член этой ассоци­ации, а вступающий в ассоциацию, где бы он ни работал, прини­мает обязательства соблюдать британское законодательство о финотчетности, а в случае принуждения к отступлению от его норм сообщать в ассоциацию.

Поскольку профессиональный труд является основной фор­мой жизнедеятельности, реализации права, основным средством, приносящим доход, будь это государственный служащий, предприниматель, рабочий, художник, сторож или журналист, каж­дый труд имеет свое кредо и должен находить соразмерное ему слово в печати. Демократия партий должна быть дополнена де­мократией профессий. Более того, представляется, что в будущем демократия в большей степени будет властью союзов интересов и профессий, нежели властью партий. Это станет происходить по мере того, как высшее образование будет получать всеобщее рас­пространение. Здесь сокрыто зерно идеологии PR-служб XXI в., которая завершит собой эпоху идеологий профессионального гегемонизма, прошедшую через четыре этапа гегемонии: воен­ной аристократии, торговой аристократии, предпринимательс­кой олигархии, пролетарской партократии.

Существенно, что такая идеология основывается на праве, является его продолжением, прорастанием в политическую сфе­ру, выражает демократическую идею тоффлеровской третьей вол­ны. Непризнание демократии как публично-правового процесса власти равноправных профессий непосредственно влечет нару­шение принципа равноправия граждан перед государством. За этим следует ожидать постановки вопроса о равном значении профессий в государственной системе, причем не только в правовом от­ношении, но и в экономическом аспекте дохода и собственности, а также в информационной представленности нужд и профессио­нальных интересов в прессе, на телевидении и, что не менее важ­но, в художественно-литературном слове. Такое равенство про­фессий должно быть учитываемо именно в практике связи государственных органов с общественностью, для того чтобы они действительно стали службами публичных отношений. Обще­ственность как система союзов интересов, профессий, конфессий, конгрегации, корпораций и политических партий, выступая парт­нером государства в информационно-публичных отношениях,, обеспечивает гражданам реализацию их права на информацию, социализирует граждан и по мере этого возвышается до гражданского общества.