Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
Из книги: Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. В.С. Комаровского. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
Стратегия государства в отношении гражданского общества, реализуемая в деятельности PR-служб органов государственной власти, проявляется прежде всего в определенной информационной политике. В настоящее время она приобрела огромное значение в деятельности органов государства, что обусловлено вступлением человечества в новую фазу развития - информационное общество.
Преобладающей тенденцией развития мирового сообщества в конце XX в. является интенсивный переход к новому типу демократического общества - открытому информационному обществу. Революционные изменения в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловливают тот непреложный факт, что информация, информационные процессы и обеспечивающие их ИКТ сегодня играют определяющую роль во многих сферах деятельности общества и государства. В ближайшие годы информационное общество для одних стран станет реальностью, а для других, в том числе и для России, - ориентиром развития.
Информационные процессы оказывают существенное влияние не только на экономическое, социальное, политическое, научно-техническое и культурное развитие общества, но и на изменение мировоззрения людей, морально-психологические и поведенческие аспекты их жизнедеятельности, государственное устройство и функционирование государственного механизма, в целом на инфраструктуру межличностных, общественных, внутри- и межгосударственных отношений (4, 64).
Информационная сфера становится одним из важнейших объектов государственного управления, а ее регулирование в индустриально развитых странах признано не только актуальной, но и приоритетной задачей государственного управления (1).
Основной инструмент государственного управления информационной сферой, определяющий содержание и смысл такого управления, - государственная информационная политика. Важность проблемы формирования и реализации государственной информационной политики России как комплексной задачи государственного управления постепенно осознается как государственными и общественными деятелями, так и отечественным политическим и научным сообществом в целом.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии позволяют расширить права граждан, предоставляя им доступ к разнообразной информации; дать гражданам возможность участвовать в принятии политических решений и контроле за деятельностью государственной власти; они предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ёё потреблять; обеспечить защиту частной жизни и т.д. Однако возможности и преимущества ИКТ не становятся реальностью сами но себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на государственную власть ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур.
Еще в 1986 И.Бениджер предложил пятисекторную модель информационного общества (5, XI, 493). Первый сектор представляет собой извлечение материи из окружения для продуцирования энергии. Второй сектор является синтезом материи и энергии в более организованных формах. Третий сектор включает инфраструктуру распределения материи и энергии в системе, а четвертый - параллельную инфраструктуру для сбора, обработки и распределения информации, необходимой всем живым системам для контроля за материальными потоками. Наконец, пятый сектор - это социальное программирование и коллективное или репрезентативное принятие решений для осуществления контроля. Четвертый и пятый секторы - информационные.
Интенсивное развитие информационной сферы, включая развитие и совершенствование ИКТ, заставляет все развитые страны трансформироваться в направлении пятисекторной модели.
Все экономически развитые страны поняли насущную необходимость целенаправленного государственного регулирования информационной сферы и принимают необходимые законодательные акты, перестраивают деятельность органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной информационной политики. Исторически так сложилось, что в различных странах информационную политику осуществляют разные государственные органы, но ее направленность и принципы во многом совпадают.
Важнейшим аспектов информационной политики любого государства является регулирование рынка информационной продукции и услуг, включая влияние на технологический прогресс, инновационные и инвестиционные процессы, а также процессы приватизации в информационной сфере. Анализ мировой практики регулирования информационной сферы позволяет выделить следующие доминирующие в этом процессе тенденции (3, 20, 21):
поощрение конкуренции и борьба с монополизмом;
обеспечение прав и технических возможностей доступа к информации и информационным ресурсам для всего населения:
контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в структурах государственной власти и местного самоуправления:
защита национального культурного наследия и языка, противостояние культурной экспансии:
охрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством на рынке информационной продукции и услуг:
обеспечение информационной безопасности;
борьба с компьютерными и тому подобными преступлениями.
Современные информационные и коммуникационные технологии постепенно стирают многие различия между разными секторами информационной индустрии - телекоммуникациями, кабельными сетями, телевизионными сетями, спутниковым и эфирным вещанием, печатными средствами массовой информации и т. п.
В России пока нет единой точки зрения на содержание государственной информационной политики и на ее роль как важной комплексной задачи государственного управления. Отношение к информационной политике нередко зависит от того, какие вопросы находятся в сфере личной компетенции, профессиональных и политических интересов того или иного государственного деятеля, политика или специалиста.
Учитывая, что именно информация является основным источником энергии для развития общества и государства, а информационные процессы - важнейшей составной частью всех внутри- и внешнеполитических процессов жизнедеятельности страны, государственную информационную политику следует рассматривать, прежде всего, как совокупность целей, отражающих национальные интересы в информационной сфере: стратегию и тактику управленческих решений и методы их реализации, разрабатываемые и реализуемые государственной властью для регулирования и совершенствования как непосредственно процессов информационного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, так и процессов (в широком смысле) технологического обеспечения такого взаимодействия.
Долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики России должно стать формирование открытого информационного общества, что с учетом глобальных тенденций развития мирового сообщества является необходимым для ее социально-экономического, культурного и политического развития и сохранения статуса мировой державы.
Формирование и развитие открытого информационного пространства государства при непременном условии обеспечения его целостности и единства представляет собой основополагающее стратегическое направление государственной информационной политики.
Информационное пространство государства, в котором протекают процессы информационного взаимодействия (информационные процессы), представляет собой, прежде всего, совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления.
Исходя из подобной объектной структуры информационного пространства в качестве обобщенных объектов регулирования информационной политики как инструмента государственного управления можно выделить следующие:
информационная сфера гражданского общества;
информационная сфера власти, состоящая из информационной сферы государственной власти и «вложенной» в нее сферы местного самоуправления;
область пересечения информационных сфер гражданского общества, государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с указанными обобщенными объектами регулирования в рамках основополагающего стратегического направления государственной информационной политики в качестве ее основных функциональных задач целесообразно выделить следующие:
обеспечение информационного обслуживания населения и институциональных структур гражданского общества на основе развития массового информационного обмена и массовых коммуникаций;
информационное обеспечение деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления:
обеспечение информационного взаимодействия гражданского общества и власти.
Для того чтобы общество и государство развивались без социальных взрывов и потрясений, необходимо, чтобы общество адекватно реагировало на прямые регулирующие воздействия власти и адаптировалось к условиям и правилам развития, определяемым этими воздействиями. Для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества система органов власти должна постоянно осуществлять дополнительное информационное взаимодействие с обществом, публично разъясняя свои решения и действия, а общество, его институциональные структуры и отдельные граждане должны иметь возможность открыто выражать свое коллективное и личное отношение к решениям и действиям власти. Подобную адаптацию в модели государства как системы регулирования с обратной связью, в которой общество является объектом регулирования, а система органов власти управляющим устройством, должен обеспечивать специальный контур регулирования, который можно назвать контуром адаптации. Он образуется обобщенным каналом передачи дополнительных адаптирующих воздействий власти на общество в форме специально подготовленной и публично распространяемой самой властью информации, объясняющей общие цели и задачи, стратегию и тактику ее деятельности, отношение к текущим внутри- и внешнеполитическим событиям и с определенным упреждением разъясняющей смысл и направленность ее конкретных решений и действий, и в то же время обобщенным каналом реагирования общества на решения и действия власти в форме потока информации, отражающей отношение общества, его структур и граждан к текущим событиям, включая публично выражаемое через средства массовой информации общественное мнение, а также коллективные и частные заявления и обращения граждан.
Таким образом, в дополнительном контуре адаптации данной системы можно выделить два обобщенных информационных потока - информационный поток, содержащий подготовленную самой властью дополнительную информацию о ее деятельности и реализующий канал передачи адаптирующих информационных воздействий власти на общество, и информационный поток, содержащий информацию, отражающую выраженную в различных формах реакцию общества, его структур и отдельных граждан на текущие события и действия власти, и реализующий воздействие общественного мнения на систему органов власти.
Гражданское общество представляет собой сложный объект регулирования. В процессе его развития можно условно выделить две существенно взаимосвязанные составляющие - развитие и саморазвитие общества как целого и развитие его внутренней структуры. Поэтому часть управляющих воздействий власти в форме законодательных и нормативных правовых актов направлена на формирование и развитие собственно гражданского общества и его институциональных структур - политических, экономических, профессиональных, корпоративных и иных организаций и объединений граждан, а информация о состоянии общества, поступающая в систему органов власти по каналу обратной связи, включает и информацию о состоянии и развитии его внутренней структуры. При этом в рассматриваемой модели можно выделить контур регулирования состояния и взаимодействия функциональных элементов сложного объекта (институциональных структур гражданского общества), который, используя терминологию теории систем управления, можно определить как контур стабилизации сложного объекта регулирования, предназначенный для обеспечения устойчивости его функционирования. Для этого необходимо обеспечивать устойчивое взаимодействие на основе свободного обмена информацией между функциональными элементами гражданского общества, включая как институциональные структуры, так и отдельных граждан. Поэтому еще одним существенно значимым обобщенным информационным потоком в рассматриваемой модели является совокупность информационных потоков массового информационного обмена и коммуникаций между гражданами, их организациями и объединениями, включающих, естественным образом, и первичную информацию о состоянии общества.
В компетенцию государственной власти как субъекта государственной информационной политики входит определение ее сути, стратегии и тактики проведения, формирование и развитие информационного законодательства - главного инструмента ее реализации. Однако, как отмечалось ранее, роль государственной власти в проведении информационной политики определяется и другими существенными факторами.
Во-первых, информационная сфера государственной власти входит важной составной частью в информационное пространство страны, а информационное обеспечение ее деятельности в совокупности с местным самоуправлением - одна из функциональных задач государственной информационной политики. Иными словами, государственная власть - не только субъект, но и один из основных объектов государственного управления в рамках проводимой информационной политики.
Во-вторых, такой принцип демократии, как «государство для общества, а не общество для государства», можно реализовать лишь при условии, когда деятельность власти, ее органов и институтов информационно открыта, а приоритеты направлены на предоставление услуг населению, в первую очередь - информационных. Это требует соответствующей организации информационного обеспечения ее деятельности.
В-третьих, взаимоотношения государственной власти и общества не могут быть построены на основе взаимного уважения и делового партнерства, если отсутствует активное информационное взаимодействие государственной власти с обществом и не применяется весь арсенал такого взаимодействия.
В-четвертых, государственная власть - один из самых мощных источников социально и экономически значимой для развития общества и государства информации. Это предопределяет ее практическую заинтересованность и ведущую роль в формировании и развитии национальных информационных ресурсов и национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры.
В-пятых, государственная власть - наиболее крупный и обеспеченный ресурсами потребитель и заказчик на рынке информационной продукции и услуг, от поведения которого на этом рынке во многом зависят его состояние и перспективы развития.
Таким образом, в силу объективных обстоятельств государственная власть призвана играть ведущую роль не только в формировании, но и в практической реализации государственной информационной политики как многофункциональной комплексной задачи государственного управления.
Учитывая тот факт, что информационная политика затрагивает интересы как всего общества, его институциональных структур и отдельных граждан, так и различных ветвей, уровней и отдельных органов власти, влияет на все аспекты их жизнедеятельности, внутреннюю и внешнюю политику государства, проведение государственной информационной политики, начиная с разработки концепции и организации контроля за ее реализацией, должно находиться в ведении Президента Российской Федерации в соответствии с возложенными на него Конституцией функциями и обязанностями.
Исходная посылка государственной информационной политики такова: государственная информация является общественным достоянием. Государственная власть должна сделать информацию доступной для граждан в нужное время и на удобных для них условиях. Она обязана поддерживать множественность источников информации, среди которых должны быть как полноправные партнеры органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, частный сектор экономики и общественные структуры.
Опыт развитых стран показывает, что эффективным средством установления партнерских деловых отношений между обществом и властью является информатизация деятельности органов государственной власти, использование новейших информационных технологий и высокоскоростных телекоммуникационных сетей связи. Такая технологическая реорганизация позволит государственной власти преодолевать временные и пространственные барьеры при осуществлении своих функций и предоставлять людям социально и экономически значимую информацию и услуги, когда и где им это будет удобно. Она позволит не только самим структурам государственной власти быстро собирать и оценивать необходимые данные и обеспечивать беспрепятственное прохождение информации внутри и вне этих структур, но и обеспечит гражданам доступ к интегрированной информации, организованной по интересующим их темам несколькими взаимосвязанными органами государственной власти без ведомственных барьеров.
Иными словами, применение новых информационных технологий для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти должно сделать более эффективным использование государственных информационных ресурсов между и внутри органов государственной власти и улучшить положение дел с предоставлением информации и услуг населению.
В демократических странах с эффективно развивающейся экономикой, стабильной социальной обстановкой и устойчивой политической системой государственная власть всегда уделяет большое внимание проблеме взаимопонимания и взаимодействия с гражданским обществом, рассматривая ее как одну из своих важнейших задач. Одним из основных инструментов решения этой задачи является государственная информационная политика, представляющая такую же основополагающую составляющую государственного управления, как экономическая политика, социальная политика и т.д.
Роль и значение государственной информационной политики, как основополагающей составляющей государственного управления, особенно возрастает при проведении осуществляемых в настоящее время в России глубоких социально-экономических и политических реформ.
Государственная власть определяет конкретные цели, формы и методы проведения реформ, т.е. характер и динамику переходного процесса. Здесь и возникает основная опасность отчуждение общества от власти и потеря взаимопонимания и взаимодействия между ними. Из исторического опыта нам известно, что если такое отчуждение произошло и реформы осуществляются только «сверху», т.е. без поддержки общества, то их никогда не удастся довести до конца, так как в процессе реформирования происходит искажение самих целей реформ.
Так как основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом является характер их информационного взаимодействия, то обеспечение партнерских взаимоотношений между властью и обществом в ходе динамичного процесса проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований во многом зависит от эффективности выбранных стратегии и тактики государственной информационной политики, являющихся неотъемлемыми составляющими стратегии и тактики государственного управления таким процессом.
Следующим непременным условием успешного реформирования является соответствие методов проведения реформ поставленным целям, т.е. единство их формы и содержания.
Построение правового демократического государства требует сопричастности общества к решению всех кардинальных вопросов органами государственной власти. Сопричастность общества, развитие и использование его реформаторского потенциала для подпитки власти могут быть достигнуты только в том случае, если реформы осуществляются открыто и гласно, если деятельность государственной власти информационно прозрачна для общества, если обществу заранее известны и понятны все действия и шаги, даже самые непопулярные, предпринимаемые для осуществления реформ.
Если общество не ощущает свою сопричастность реформам, то неизбежно нарастает его отчуждение от власти, которое может привести к активному противостоянию общества власти. В том случае единственным методом обеспечения действенности власти становится силовое подавление общества, не имеющее ничего общего ни с правовым, ни с демократическим государством.
Для того чтобы в России сформировалось и устойчиво развивалось демократическое гражданское общество, необходимо, чтобы общественные структуры и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией.
Свободное массовое получение и распространение информации является основой действенной защиты прав и свобод человека, формирования адекватного происходящим событиям общественного мнения и обеспечения ему возможности реально воздействовать на само общество и государственную власть, т.е. стать реальной «четвертой властью». Все это является общепризнанными основополагающими характеристиками гражданского общества.
Построение в процессе проведения реформ системы массового получения и распространения информации, которая в условиях интенсивного развития информационных технологий и совершенствования средств связи будет все более и более отчетливо приобретать характер системы массовой коммуникации, включая правовое и организационно-технологическое обеспечение ее функционирования в рамках единого общегосударственного информационного пространства, является одной из важнейших задач государственного управления процессом реформ, решение которой относится к сфере государственной информационной политики.
В демократических государствах одним из важнейших инструментов обеспечения взаимодействия власти и общества являются механизмы или связи с общественностью.
Как отмечалось выше, в настоящее время общепризнанно, что PR - неотъемлемая часть института управления, в том числе и государственного, одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между любой организационной структурой и общественностью. Многие ученые определяют PR не только как функцию, но и как философию управления.
Мы уже говорили о том, что существуют различные определения понятия PR. Общим для них является признание информационной природы PR как одного из методов информационного управления. Следовательно, государственная информационная политика должна определять цели, задачи, методы и способы реализации коммуникационных PR-камнаний, проводимых PR-службами системы органов государственной власти как единые, быть основой для координации деятельности таких служб.
В практике работы структур государственной власти и местного самоуправления многих стран признана необходимость иметь эффективные PR-службы, причем названия и круг полномочий таких служб могут быть разными. PR-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. Существенным является условие, что деятельность PR-служб в центральных и местных органах власти призвана способствовать развитию демократии, открытости деятельности власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий. В настоящее время в различных странах накоплен большой практический опыт работы таких служб, который может быть адаптирован к современным российским условиям (2).
Очевидно, что использование механизма взаимодействия с общественностью и создание PR-служб для его реализации является «внутренним делом» как отдельных органов власти, так и всей власти в целом. Без осознания властью необходимости использования этого механизма он не может не только эффективно применяться, но и вообще быть реализован.
В последнее время в России наблюдается положительная тенденция со стороны, в первую очередь, федеральной власти к использованию механизма взаимодействия с общественностью. Достаточно заметными являются PR-службы в Администрации Президента, Правительстве России, силовых структурах и ряде других федеральных ведомств. Однако, учитывая настоятельную необходимость тесного взаимодействия с общественностью в период реформирования гражданского общества и системы власти, возможно, следует использовать некоторые элементы нормативно-правового регулирования в этой сфере.
Федеральной власти следует показать пример региональным властям и нарождающимся органам местного самоуправления в этой области и разработать ряд нормативно-правовых актов Президента, Правительства и обеих палат Федерального Собрания, регламентирующих деятельность PR-служб в структурах соответствующих аппаратов для обеспечения эффективного взаимодействия с общественностью, которые могут стать типовыми.
Одним из методов реализации механизма PR является создание при органах власти консультативных общественных советов пли комиссий, специализированных по важнейшим укрупненным направлениям деятельности в зоне ответственности этих органов. Такие консультативные структуры целесообразно формировать на трехсторонней основе из ответственных представителей органов власти, заинтересованных общественных организаций и авторитетных специалистов-экспертов. Их основной задачей должно быть выявление наиболее острых проблем, волнующих общество, объективное выяснение отношения общественности к решениям и действиям власти по их разрешению, выявление причин такого отношения, определение зон возможных компромиссов и наименее конфликтных подходов к разрешению возникающих противоречии.
Поэтому представители власти не должны негативно воспринимать жесткие и, возможно, нелицеприятные дискуссии и ставить перед собой задачу максимально сгладить «острые углы» в ходе обсуждений. Со своей стороны представители общественных структур не должны воспринимать свое участие в работе консультативных структур как непосредственное вхождение во власть.
Опыт создания и деятельности консультативных структур, в том числе при различных российских органах власти, показывает одну существенную опасность, которую всячески следует избегать: при некорректном подходе к формированию и организации работы таких структур происходит их самовырождение. Подобные ситуации возникают либо при стремлении сделать их абсолютно управляемыми, либо при формальном подходе к ним, как к декоративному элементу административной структуры. В результате достаточно быстро выявляется неспособность подобным образом организованных консультативных структур выполнять поставленные задачи и теряется смысл их существования как для представителей власти, так и общественности.
Основой функционирования механизмов взаимодействия органов власти с общественностью является предоставление этими органами через должностных лиц определенным образом подготовленной информации. Поэтому правовыми аспектами их функционирования являются некоторые общие правовые аспекты информационного взаимодействия, такие как случаи дезинформации и диффамации, соблюдение авторского права и конфиденциальности, а вопросы организации, направленности и степени использования таких механизмов относятся к сфере государственной информационной политики.
Основным принципом демократической власти является принцип «власть для народа, а не народ для власти», в соответствии с которым перед всеми органами власти в качестве главной должна ставиться задача оказания услуг населению. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства, вытекающие из того, что в открытой системе «общество власть» властные структуры являются не только самым мощным потребителем, но и самым мощным источником информации.
Во-первых, в повседневной жизни каждый человек периодически нуждается в получении разнообразной справочной и нормативной информации о своих правах и обязанностях в форме различных справок и документов, предоставить которые могут только органы власти. Именно для получения такой информации и документов гражданин вынужден вступать в непосредственный контакт с органами власти различных уровней. Очевидно, что если при этом он затрачивает много сил и времени, сталкивается с некорректным отношением и бюрократической волокитой, то у него возникает негативное отношение не только к тем представителям власти, с которыми он непосредственно имеет дело, но и ко всей власти в целом. Именно на бытовом уровне при получении информационных услуг от органов власти у большинства людей формируется отношение к власти.
Во-вторых, если общество оказывается недостаточно информировано о готовящихся и принимаемых решениях и действиях законодательной и исполнительной ветвей власти, о текущих событиях и положении в социальной, экономической и общественно-политической сферах, если гражданин и общественные структуры не могут достаточно оперативно получать достоверную, объективную и обязательно документированную информацию по интересующим их вопросам, то в обществе возникают благоприятные условия для зарождения различных домыслов и устойчивых мифов, как правило, негативного свойства по отношению к власти. В такой ситуации в отношении общества к власти будет доминировать недоверие и подозрительность, а все действия власти, даже объективно направленные на удовлетворение интересов каждого человека и всего общества в целом, будут восприниматься в обществе неадекватно.
При этом следует учитывать, что человеку изначально свойственно недоверие к власти, так как даже демократическая власть по своей природе предназначена для осуществления функций определенного принуждения и ограничения его свободы в интересах всего общества.
Поэтому доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих событиях и положении в стране, т.е. оказывать соответствующие информационные услуги, обеспечивающие информационную открытость и прозрачность ее деятельности. Решение этой задачи во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого PR-службами аппарат государственной службы.
В заключение остановимся на проблеме работы аппарата государственной службы. Очевидно, назрела необходимость проведения реформы системы государственного управления на основе четкого законодательного определения функций и задач всех элементов системы, приведения в соответствие структуры государственного аппарата этим новым функциям и задачам, законодательного закрепления прав и обязанностей государственных служащих и их переподготовки для работы в новых условиях, внедрения современных технологий информационного обеспечения государственной деятельности и принятия управленческих решений.
Реформа системы государственного управления невозможна без использования новых законодательных, организационных и технологических подходов к решению проблемы информационного обеспечения деятельности государственных органов власти и управления.
Государственный аппарат выступает в роли не только мощнейшего потребителя, но и источника социально и экономически значимой информации. Эта специфическая особенность государственного аппарата должна учитываться при разработке концепции его реформирования и мер по борьбе с коррупцией в сфере государственного управления. Отсутствие в органах государственной власти четкого порядка использования и предоставления в вышестоящие органы и общественности информации является одной из основных причин низкой эффективности государственного управления и распространения коррупции в этой сфере. Поэтому четкое законодательное регулирование вопросов создания, использования и распространения информации в этих структурах и обязательность внедрения в их деятельность новых информационных технологий является действенной мерой повышения эффективности работы аппарата. При этом одним из важнейших направлений реформы системы государственного управления является развитие и совершенствование скоординированной в рамках единой информационной политики деятельности PR-служб аппарата государственной службы.
- Хрестоматия
- Раздел 1. Связи с общественностью как компонент государственного и муниципального управления. 2
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии 53
- Раздел 3. Структура и направления работы служб связей с общественностью в органах государственного управления. 91
- Особенности связей с общественностью в политике и государственном управлении (комаровский в.С., Горохов в.М.)
- Гос. Структура
- Место пр в органах государственной власти. (Чумиков а.Н., Бочаров м.П.)
- Правительство (Сэм блэк)
- Организационное построение правительственной службы пр
- Местные органы власти
- Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика (Громова т.Н.)
- Принципы коммуникации, лежащие в основе правительственных пр (Почепцов г.Г.)
- Правовые и этические основы деятельности pr-служб в органах власти и управления (Казанцев н.М.)
- Публично-правовой процесс
- Общественность
- Практика публичных отношений
- Раздел 2. СОстояние, условия и перспективы развития рr в россии Цивилизованные отношения государства и гражданского общества - основа успешной деятельности рr-служб (комаровский в.С.)
- Государственная информационная политика и ее роль в деятельности pr-служб (Нисневич ю.А.)
- «Электронное правительство» в XXI веке (Вершинин м.С.)
- Открытость и демократичность государственной службы как фактор эффективности связей с общественностью (Комаровский в.С.)
- Задачи и функции пресс-служб и пресс-центров государственных учреждений
- Взаимодействие пресс-служб со средствами массовой информации
- Структура и кадры пресс-служб
- Информация из пресс-службы
- Критерии эффективности работы пресс-служб